Стороны вновь встретятся в марте
38-ой раунд Международных переговоров по безопасности и стабильности на Кавказе, который прошел в Женеве 13-14 декабря, завершился на фоне взаимных обвинений Москвы и Тбилиси.
Как утверждает грузинское внешнеполитическое ведомство, из-за «деструктивной позиции РФ» стороны не сумели согласовать совместное заявление по вопросу о неприменении силы сторонами и создании «международных механизмах безопасности». В свою очередь, российский МИД обвинил грузинскую делегацию в «блокировании» вопроса о неприменении силы и «навязывании» неприемлемой для Москвы формулировки «для интрузивного мониторинга ситуации в Абхазии и Южной Осетии».
Примечательно, что Тбилиси уже в течение лет отказывается юридически оформить устное обещание не применять силу для восстановления своей территориальной целостности, заявляя, что отколовшие регионы «не являются самостоятельными сторонами конфликта», и настаивает на том, что подписание такого соглашения – при необходимости – возможно только с Россией. Одновременно Москва заявляет, что не признает себя стороной конфликта и отказывается подписать это соглашение.
Милитаризация региона и права человека
На прошедшей встрече Тбилиси потребовал обяснений в связи с ратификацией Москвой ранее подписанных с Сухуми и Цхинвали соглашений о создании совместной военной группировки войск, милитаризации оккупированных регионов, а также создании т.н. пограничной зоны в Гальском районе Абхазии, который преимущественно населен этническими грузинами.
Грузинская делегация высказала критику в связи с действиями оккупационных режимов, ограничивающих передвижение местного населения, а также в связи с ущемлением права этнических грузин на получение образования на родном языке. Одновременно в заявлении российского МИДа говорится о «лживости» распространяемой МИДом Грузии информации о ситуации с правами человека в Абхазии и Южной Осетии, а также отмечается что «несмотря на отдельные происшествия, свобода передвижения жителей... обеспечивается на должном уровне».
Ссылаясь на заявления представителей Сухуми и Цхинвали, российский МИД отметил в своем сообщении «откровенную тенденциозность очередного доклада Генсекретаря Совета Европы» касательно прав человека в Абхазии и Южной Осетии, а также «недопустимость искаженного освещения» грузинской стороной ситуации вдоль административной границы.
Как сообщает грузинский МИД, в ходе 38-го раунда Тбилиси вновь потребовал от оккупационных властей ареста Рашида Канджи-оглы, служившего в пограничных структурах оккупированной Абхазии, контролируемых Россией, который подозревается в убийстве гражданина Грузии Гиги Отхозория. Канджи-оглы находится под домашним арестом, что грузинская сторона считает неприемлемым.
Беженцы и военные учения
Поставленный грузинской стороной вопрос о создании соответствующих условий для безопасного и достойного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в свои дома, вновь вызвал демарш со стороны Сухуми, Цхинвали и Москвы. В свою очередь, в своём заявлении российский МИД заявил, что грузинские правозащитные инициативы на международных форумах сделали невозможным обсуждение вопроса беженцев в рамках гуманитарной группы.
Примечательно, что сепаратистские власти заявляют, что не будут обсуждать проблему грузинских беженцев до тех пор, пока Грузия не прекратит обсуждение данного вопроса на Генеральной Ассамблее ООН. Российская сторона поддерживает позицию представителей отделившихся регионов.
Также в заявлении МИДа РФ говорится о «серьезном беспокойстве» Сухуми и Цхинвали «в связи с непрекращающимися военными учениями НАТО в Грузии, которые в текущем году проводились уже трижды». В свою очередь, в заявлении грузинского МИДа отмечается, что грузинская делегация предоставила международным участникам женевских дискуссий «детальную информацию» о проводимых Россией военных учениях и милитаризации Абхазии и Цхинвальского региона.
Напомним, Женевские дискуссии были созваны после российско-грузинской войны в соответствии с соглашением о прекращении огня от 12 августа 2008 года. Они регулярно проходят с осени 2008 года с участием представителей ООН, Евросоюза, ОБСЕ, США, Грузии, России, Абхазии и Южной Осетии. Следующий, 39-ый, раунд запланирован на март 2017 года.
«Единственный мост»
Профессор Александр Кухианидзе из Тбилисского государственного университета считает, что несмотря на то, что в течение восьми лет своего существования, женевские переговоры не принесли осязаемого прогресса в ключевых направлениях, тем не менее, сохранение данного формата важно для урегулирования конкретных вопросов, касающихся безопасности жителей, проживающих у линии оккупации.
«Вряд ли женевские переговоры решат основные проблемы, касающиеся оккупированных территорий, но в то же время они предоставляют возможность обсудить конкретные вопросы, касающиеся безопасности наших граждан. Необходим определенный, пусть даже несовершенный, механизм для диалога с другой стороной, так что этот мост не должен быть сожжён, так как он единственный. Других у нас нет», – напомнил Кухианидзе в интервью с «Голосом Америки».
«Международное давление»
Руководитель Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе считает, что искать альтернативный формат Женевским дискуссиям не имеет смысла. По его словам, Россия вряд ли является той страной, с которой можно достичь прогресса по существенным вопросам в ходе дипломатических переговоров. Особенно, как отмечает Читадзе, когда дело касается тех стран, которых Москва «отказывается признать вне сферы своего влияния».
В данном случае для достижения конструктивности со стороны России, говорит эксперт, необходимо ужесточение международного давления на Москву путем санкций, как это было в случае Украины. Задача грузинской дипломатии, согласно мнению Ники Читадзе, состоит как раз в том, чтобы вопрос российской оккупации Грузии рассматривался бы параллельно с вопросом оккупации Крыма.
«Экономические санкции не принесут мгновенных результатов. Они будут в долгосрочной перспективе. И это реально. В своё время никто не мог представить, что Германия воссоединится, или что Советский Союз выведет войска из Афганистана, но тем не менее это произошло, так как в современном мире нарушение международного права, в конечном счете, не имеет будущего», – сказал Читадзе в интервью с «Голосом Америки».
Что касается женевских переговоров, политолог считает, что они должны быть сохранены, так как они обеспечивают международную вовлеченность и предоставляют Грузии международную трибуну для обсуждения проблемы российской оккупации.
источник: golos-ameriki.ru