Сулейманов Саид, Бельгия, для Чеченпресс, 25.10.05г.
В столице Европы, Брюсселе, на сцене театра де Пош, каждый вечер, с 5 по 17 сентября шел спектакль, насквозь пропитанный пронзительной трагедией Чечни. На протяжении 13 вечеров бельгийские и чеченские актеры говорили со сцены театра о нескончаемой войне в Чечне, об изувеченных в лагерях, чеченских мужчинах, о проливающейся крови безвинных людей, об издевательствах над чеченским народом.
Как случилось такое чудо, что способствовало тому, чтобы тема Чечни, которую даже журналисты, уже давно, как-то стараются, потупив взор, обойти стороной, - зазвучала со сцены театра де Пош?
Как это ни парадоксально звучит, сама Россия причастна к этой акции. Дело в том, что в Бельгии, каждые два года проходит фестиваль под названием "Европалия". И каждый раз, какая-то определённая страна является главным участником, гостем этого фестиваля. В этом году гость и главный участник фестиваля – Россия, то есть, в этом году в Бельгии будет российская "Европалия", которая начнется в октябре и будет продолжаться 4 месяца.
Именно, в связи с Российской "Европалией, у чеченского комитета Бельгии, центра научного исследования искусств, театра де Пош и ассоциации бельгийских чеченцев и возникла идея напомнить миру, что в маленьком уголочке планеты – Чечне идет война, что там ничего не изменилось, что там, всё так же пропадают люди, раздаются то там , то здесь, взрывы, безвременно умирают люди и не гаснет тоска и безысходность в глазах, оставшихся в живых.
Над проектом работали долго и основательно. Был собран весь документальный материал о Чечне. Руководители театра несколько раз встречались с чеченцами, проживающими в Бельгии, с президентом чеченской ассоциации, Тиной Исмаиловой, много раз обговаривались все вопросы, были выбраны среди чеченцев 7 участников проекта, среди них, 3 профессиональных актёра и один музыкант.
Через две недели напряжённой работы, спектакль под названием "Первые, бельгийско-чеченские" встречи, был предоставлен на суд зрителя, который восторженно принял его, и каждый вечер, в конце спектакля, несколько раз, вызывал актёров на сцену.
На вопрос, как они решились говорить о чеченской трагедии и пригласить чеченцев в свой проект, руководитель театра Ролан Мауден, ответил так: "Русская Европалия, которая начнется в этом году в Бельгии, послужило для нас поводом напомнить миру о Чечне. Мы захотели говорить о проблеме Чечни, потому что никогда не было, и, наверное никогда не будет чеченской "Европалии", потому что, как говорит руководитель парижской организации "Марша дог1ийла", Милен Салуа, 300 тысяч русских солдат оккупировали 750-тысячную Чечню, и если бы сегодня "Европалия" была бы турецкой, то наши чеченцы были бы курдами и армянами. Мы надеемся, что проект "Первые встречи" сыграл роль камня, брошенного в болото..." И его надежды не тщетны, потому что спектакль "Первые встречи", всколыхнул сердца европейцев, они увидели со сцены правду о Чечне, и пусть они сегодня не в силах остановить войну, утешает хотя бы то, что их число, узнавших эту правду и впитавших боль Чечни, умножилось во сто крат, и быть может, на каком-то этапе времени, это число людей поможет изменить ход истории.
Спектакль заканчивается чтением письма Аслана Масхадова, написанного им за 11 дней до своей гибели, Верховному комиссару Евросоюза г-ну Хавьеру Солане и исполнением бельгийскими и чеченскими актёрами чеченской песни:
...Теша со, йог1ур ю цхьа сирла зама –
Вай махка х1уттур ю цхьа хаза б1аьсте,
Цу б1аьстенал хаза ловзар а х1оттош,
Гуллур ду вай, нохчий, вайн хьомен махкахь...