Текущая ситуация в среде политического сообщества относящегося к сторонникам деоккупации Чечни такова, что словосочетание "международный протекторат" для Ичкерии, которую продвигает премьер министр ЧРИ Ахмед Закаев - стал синонимом сдачи государственного суверенитета международным организациям, и трактуется не иначе как предательство. Любителям такой интерпретации данного политического действа, хотелось бы напомнить, что согласно их логике, первым кто сдал суверенитет независимой ЧРИ международным организациям, становится никто иной, как президент ЧРИ Джохар Мусаевич Дудаев - павший мучеником в войне против России. Именно Дудаев первым согласился на международный политический протекторат для ЧРИ в июне 1993 года, в штаб квартире ЮНИДО в Вене, при участии российского посла в этой организации. (ЮНИДО - организация ООН по промышленному развитию).
Но, обо всём по порядку.
Моя сегодняшняя статья, будет основана на книге Таймаза Абубакарова - министра экономики и финансов ЧРИ в правительстве Джохара Дудаева, которая называется «Режим Джохара Дудаева: правда и вымысел.»
Автор книги являясь профессионалом в своей области, аргументированно обличает социально-экономическую политику коммунистического режима в оккупированной Чечении, который на протяжении семидесяти четырёх лет своего существования довел Чечню до крайней степени бесправия и нищеты для абсолютного большинства чеченцев, что вызвала серьёзное негодование в народе, что само по себе явилось лучшей стимуляцией сепаратистских настроений в обществе. Появившегося на этом фоне Джохара Дудаева чеченский народ воспринял как надежду на избавление, что запустило революционные процессы в угнетённой республике, поскольку время для исправления ситуации эволюционным путём коммунистами было упущено.
Получив в наследство от советской империи архаичные остатки нежизнеспособной плановой экономики, Джохар Дудаев "засучив рукава" принялся исправлять ошибки ушедшей колониальной эпохи во благо процветания уязвлённого чеченского народа. Заключаемые в обход Кремля взаимовыгодные экономические договора с субъектами РФ, (Ставропольский край и Донское Казачество) встречало радикальное сопротивление со стороны Москвы и не выполнялись. Невозможность сотрудничества на взаимовыгодных условиях с регионами Российской Федерации, подтолкнуло Джохара к идее создания экономического противовеса России в лице слабых экономик Ирака, Судана, Северного Кипра по разработке их нефтяных месторождений грозненскими специалистами. Однако, расчёты проведённые в министерстве экономики и финансов ЧРИ показали их несостоятельность. Также, не помогло делу и встреча Джохара Дудаева с некоторыми главами государств Ближнего Востока, в том числе и с Саддамом Хусейном. Так или иначе, всё упиралось в неопределённость статуса ЧРИ, как независимого от России государства.
Ощущая острую необходимость выхода из международной изоляции, и поиска новых экономических связей, а также, международных инвестиций для переустройства устаревшей экономики ЧРИ, Джохар Дудаев вышел с инициативой о налаживании кавказкой экономической интеграции («Кавказский Дом»),однако в силу разных причин официальные лица Кавказа не поддержали Дудаева и ограничились всего лишь заявлениями о намерениях.
Продолжая усилия в этом направлении, в июне 1993 года, Джохар Дудаев посетил штаб квартиру ЮНИДО в Вене (организация ООН по промышленному развитию), где ему предложили вариант двойного политического протектората: одно со стороны ЮНИДО, а другое со стороны России, на которое он согласился. Со слов Таймаза Абубакарова, - автора данной книги и участника тех событий, на заключительном этапе протектората, ЧРИ приобретала статус государства свободно инкорпорированного (включённого) в сферу влияния России. Далее Таймаз Абубакаров отмечает, что такой статус, естественно, Дудаеву не понравился, но понимая, что международные организации не станут финансировать региональный сепаратизм, он сделал вид, что согласен с указанной формулировкой, имея в виду, что в будущих соглашениях её можно и не воспроизводить, и что на данном этапе, важнее всего получить реальные деньги от международных организаций, чем цепляться за тонкости определений, при решении судьбы российско-чеченских отношений. Данный проект был окончательно доработан в конце августа 1993 года и подготовлен к отправке в Кремль. Однако октябрьские события 1993 года в Москве, сопровождавшиеся расстрелом «Белого дома», и раскрученная в след за этим античеченская пропаганда, и демонстративное нежелание Кремля иметь дело с чеченцами вообще, сорвали очередной план Дудаева по нормализации отношений с Россией - подытожил автор книги.
Как Вы могли убедиться из прочитанного выше, идея международного протектората для ЧРИ, не возникла на пустом месте, и не являлось прихотью самого Дудаева, а была продиктована суровой необходимостью: не допустить ухудшения уровня жизни населения ЧРИ, с непредсказуемыми последствиями для нашего народа и государства.
Кроме этого, в условиях чеченского малоземелья, то есть острой нехватки пастбищных и пахотных земель, полноценная сельскохозяйственная деятельность в Чечне, невозможна в принципе, и в случае деоккупации ЧРИ, в купе с возможными санкциями, засухой или разрывом прежних торговых отношений Чечни, вполне может привести к реальному голоду.
Поэтому, упреждая такое развитие событий, тогдашние и сегодняшние лидеры ЧРИ, заблаговременно лоббировали идею международного протектората, что на мой взгляд, не лишено под собой основания.
Из истории религии мы знаем, что пророк Юсуф, находясь на службе у фараона в Египте, на должности сопоставимой с министерством строительства и сельского хозяйства заблаговременно радел о продовольственной безопасности этой страны, что облегчило жизни немалому количеству людей в период засухи, в числе которых была и его семья во главе с пророком Якубом. Другое дело, что через определенное время, переселившиеся под Египетский протекторат сыны Израиля попали в рабство, и чтобы подобное не произошло с нами, мы должны хорошенько подумать и над этим вопросом. Уверен, что у нас хватит мудрости не допустить такого развития событий с ЧРИ.
Кроме этого, согласно шариатским нормам, в случае голода отменяются наказания за воровство. Умар ибн Хаттаб — да будет доволен им Аллах в «Год пепла» — временно не применял наказание отрубания рук из за постигшего людей голода. То есть, от социально-экономического благополучия граждан страны, напрямую зависит и шариатское судопроизводство. В этой связи, считаю очень опрометчивой тенденцией, распространённой в чеченском сегменте интернета, рассматривать установление Шариата, предавая забвению экономику страны, поскольку недовольство народа основанное на экономических претензиях, плюс подогреваемые из вне местные профсоюзы, могут привести к такой смуте, что мола никому не покажется. И в этой связи, не мудрено, что Джохар Дудаев, посетивший штаб квартиру ЮНИДО в Вене, сразу же после развязки ситуации с митингом на Театральной площади в Грозном, организованным всё теми же профсоюзами, согласился на международный протекторат для ЧРИ. То есть его подталкивала и накалившаяся ситуация в республике.
Поэтому, для народа потенциально способного скатиться к распаду страны в результате голодных бунтов, с последующей угрозой оккупации этих территорий враждебными силами - международный протекторат - не самый худший вариант.
Уверен, что желание предотвратить такой негативный сценарий развития событий, и мотивировала наших лидеров заявить о необходимости предоставления ЧРИ международного протектората.
https://telegra.ph/Dzhohar-Dudaev-i-mezhdunarodnyj-protektorat-dlya-CHRI-12-31-2