На протяжении веков ислам был не просто колыбелью прогресса и научного ренессанса, но и площадкой для бурлящего моря идей и философских течений. Однако ирония заключается в том, что свободолюбивый дух и многоголосие иногда приводили к абстрактным дебатам о вещах, которые, возможно, даже не существуют. Этот порочный круг интеллектуальных упражнений, оторванных от земной жизни, зачастую оказывался не более чем умственной гимнастикой, не приносящей реальной пользы для общества.
На заре исламской эпохи увлечение переводами древнегреческих философов спровоцировало сдвиг: интеллектуальные дискуссии стали склоняться к аристотелевской диалектике. Вместо того, чтобы отвечать на призывы жизни и служить потребностям общества, которое томилось в ожидании духовного пробуждения и искры вдохновения, учёные ушли в бесконечные теоретические споры, такие, как бесплодные дебаты о местоположении Божественного. Это было время, когда умы занялись построением интеллектуальных замков на песке, забыв о камне основания своей веры.
Корень раздора, который мы видим сегодня, не должен был вырасти за пределы академического дискурса. Но к ужасу, бесплодные споры, лишенные смысла, создавали отторжение к исламу. Группы верующих подняли меч словесных баталий друг против друга, обвиняя в неверии (куфр), ереси и безбожии (ильхад), превращая здоровые научные дебаты в бесконечные, непрекращающиеся религиозные споры, которые только усугубляются и распространяются, искажая восприятие ислама в глазах других. Эта тенденция постепенно мутировала в дебаты, которые часто переходят грань разумного и становятся предметом насмешек.
Итоги развития ислама оказались двоякими. С одной стороны, ислам обросся теоретическими изысканиями, которые, хотя и логически обоснованы, стали сухими и абстрактными как алгебраические формулы. Вместо оживляющего понимания, укрепляющего веру, возникли сложные конструкции, которые скорее отталкивают от истинной веры своей непроницаемостью. С другой стороны, стремление к правильности в исламе превратилось в оружие между мусульманами, создавая основу для обвинений в ереси. Теоретические положения ислама были приняты на вооружение различными кланами, группами и политическими партиями как средство для расправы с оппонентами, от идейных до физических столкновений. К сожалению, эта практика уходит корнями в первые века после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Данная «основа» продолжает функционировать и сегодня: в регионах, где отсутствует крепкая государственная власть, военизированные группировки используют её для легитимизации насилия против предполагаемых кафиров (безверных) и мушриков (многобожников), что приводит к бесконечным конфликтам в местах вроде Сирии, Ливии, Йемена и др.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа «эй, враг Божий», а тот на самом деле не является таковым [в нем хоть малость, но имеется веры в Бога, он является носителем основных постулатов веры, хотя бы в чем-то проявляет покорность пред Творцом], тогда данная [«смелая»] характеристика возвращается обратно к сказавшему [подобным обвинением он сам себя лишает веры, так как свое самомнение вознес до небес, начав вершить суд за Господа миров. Он слишком много на себя взял, ведь это было не в его праве и не его забота]». Хадис от Абу Зарра; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 396, 397, хадисы № 1734, 1735 и пояснение к ним; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1925, хадисы № 6103, 6104; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 56, хадис № 111–(60).
Идеально, все эти исторические религиозные противоречия должны были бы остаться позади, изучаемые как уроки истории, не как предписания для настоящего. В конце концов, когда каждый верит по-своему, нет смысла в спорах о правоте. Как сказано в Коране: «Та община была в прошлом, им отвечать за свои дела и поступки, а вам — за ваши. У вас не спросят о том, что они делали» (Св. Коран, 2:134), подчеркивая, что нас должны волновать наши собственные действия, а не действия ушедших поколений. Вера должна вдохновлять на ответственность и креативное действие, чтобы рождались новые науки, обогащающие жизнь человечества. Однако в последние годы мы стали свидетелями разрушения целых городов и стран, где корни конфликтов — радикальные интерпретации вероучения и жажда легкой наживы. Было ли это в похищении чужого богатства в войне или в погоне за виртуальным одобрением в интернете, многие ошибочно прикрывают эти действия знаменем «Джихада». Но истинный джихад в исламе — это путь самопожертвования и строительства, бескорыстная работа на общее благо, без ожидания награды.
Истинный джихад заключается в активной защите и служении Родине, а не в бесконечных дебатах о теоретических исламских концепциях, которые отвлекают от практической действительности и реальных нужд общества. Это не теоретические споры о мифических умозаключениях и не бесплодные словесные баталии, которые раздувают огонь разногласий и разделения. Напротив, это мобилизация усилий на благо реальных и насущных потребностей общества, это борьба за справедливость и мир в жизни людей здесь и сейчас.
Джихад — это постоянная работа над собой, стремление к личному совершенствованию, которое влияет на общество в целом. Это означает активное участие в социальной жизни, вклад в развитие и укрепление моральных и этических столпов сообщества. Он призывает к защите прав и свобод, к борьбе с несправедливостью и угнетением, к практическим действиям, которые поднимают уровень жизни всех, а не только избранных.
Таким образом, джихад — это глубокая личная отдача, это строительство, а не разрушение; это созидание, а не уничтожение. Это искренняя отзывчивость к вызовам времени, ответственное отношение к будущему, где каждый шаг, сделанный в направлении улучшения, является кирпичом в фундаменте мира и процветания для всех.
Каждый из нас в конечном итоге окажется перед лицом справедливости — как земной, так и божественной. Пусть наш фокус будет на том, что мы можем улучшить здесь и сейчас: наши мысли, слова, действия. С железной дисциплиной и неуклонной ежедневной работой мы должны укрепить основу для будущего, где, возможно, не мы, но поколения после нас увидят плоды наших усилий. Наш высший призыв — нести нашу ответственность и работать над освобождением нашей Родины!
Инал Шерип, министр иностранных дел Чеченской Республики Ичкерия