В период военного противостояния России и Украины хотелось бы порассуждать о реакции, поведении, позиции украинских деятелей культуры. В первую очередь вспоминается фраза, приписываемая адмиралу Колчаку, где он якобы говорит, что артисты служат любой власти, поэтому их трогать не надо, как и представительниц древнейшей профессии.
О последних пока не говорим. Сейчас речь об артистах.
Вызывает уважение позиция многих украинских певцов, актеров, поэтов и других творческих личностей, которые однозначно выступили против агрессии России. В первую очередь, конечно, великая актриса Ада Роговцева, которая отказалась покидать родной Киев в самые опасные дни, помогала как могла в своем уже немалом возрасте защитникам родины. Наравне с ней лидер группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук, который выступал перед горожанами в метро во время бомбежек, а после взял в руки автомат с намерением бороться за свою землю. Можно продолжить перечислять известных и не очень граждан своей страны, кто не смог равнодушно смотреть на бесчинства агрессора, начиная еще с 2014 года, кто отказался выступать с концертами, сниматься в кино у российских режиссеров. И, конечно, актер, шоумен, волею судьбы ставший президентом и воином Владимир Зеленский. Вот это действительно культура! Вот это действительно совесть нации!
Конечно, далеко не все артисты так повели. Пусть это останется на их совести.
На память приходит война в Чечне. Много ли чеченских артистов повели себя таким же образом? Увы, мы можем вспомнить немало античеченских фильмов, снятых российскими режиссерами, в которых снимались известные чеченские актеры. Мы можем вспомнить и немало артистов, выступавших с концертами в Москве в период самых жестоких боев на родине. И вызывает сожаление, что наши работники искусства, чьим талантом мы всегда восхищались и гордились, в тяжелые для родины годы оказались не на высоте. Не буду называть их. Нам, чеченцам, которые всегда хвалились своей гордостью, свободолюбием, любовью к родной земле и своему народу, наверное, должно быть стыдно за них перед украинцами, да, и не только перед ними.
Тем большую благодарность я лично испытываю к тем деятелям искусства, кто не стал приспосабливаться к условиям оккупации, кто с первых дней встал против агрессора с оружием в руках или с гитарой и микрофоном, кто даже пожертвовал жизнью, но не подчинился врагу, кто просто не стал служить захватчикам. Они в действительности спасли и чеченскую культуру, и совесть нашей нации! Увы, не всех помню по именам, но хотя бы некоторых хотел бы назвать: Сайд-Хусейн Тазабаев, Имам Алимсултанов (Дала г1азот къобал дойла цер), Муса Насагаев, Хас-Магомед Хаджимурадов, Ахъяд Гайтукаев, Гилани Алимханов, Бирлант Рамзаева и многие другие... И, безусловно, артист театра, волей судьбы ставший воином и премьер-министром Ахмед Закаев.
В конце хочу рассказать один эпизод уже из жизни в Западной Европе.
В первые годы эмиграции нам всем приходилось посещать языковые курсы. И вот на занятиях по французскому языку, вернее, в перерыве, одна чеченка из нашей группы в классе включила видеомагнитофон и поставила кассету с чеченским концертом в Москве. Смотрели концерт наши одноклассники, представители разных стран из Африки, Азии, Восточной Европы. В период так называемой контртеррористической операции на Кавказе смотреть этот концерт мне было неприятно. И я на чеченском сказал ей, что было бы неплохо, если бы она не включала эту кассету. Женщина не отреагировала, а я не стал больше ничего говорить, чтобы не напрягать отношения, тем более она была и старше меня. Перерыв закончился, и в класс зашла учительница, увидела концерт и спросила: Что это? Наша землячка с гордостью стала рассказывать, что это наши молодые артисты выступают в Москве. А вот среди зрителей (как раз попали в кадр) сидит известный чеченский бизнесмен, а рядом с ним жена президента России Путина Людмила. Учительница молча посмотрела некоторое время, потом повернулась к нам и спросила недоуменно: А почему они там выступают? Увы, ответа не было.
Идиев Замбулат