Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Защитник мусульман? Ислам кадыровской Чечни

Глава Чечни Рамзан Кадыров (в центре) на открытии мечети в Шали

Декабрьский запрет никабов в Чечне не ускользнул от внимания исламских деятелей за рубежом. В частности, с критикой в адрес духовенства республики обрушился имам из Великобритании ливанского происхождения Абдуррахман Димашкыйя, который и раньше высмеивал религиозную практику, продвигаемую в Грозном. Годом ранее помощник главы региона ввязался в продолжительную дискуссию об исламе с внуком покойного муфтия Саудовской Аравии Ибн База. Так что же не устраивает некоторых шейхов в религиозном призыве чеченских чиновников и официальных духовных лиц?

Противодействие никабу

Когда в конце 2020 года муфтий Чечни Салах Межиев публично отчитал местных девушек за то, что они носили никаб, он объяснил свою позицию тем, что якобы такая форма одежды не имеет ничего общего с исламом и является чисто арабским обычаем.

"О, эфэсбэшник, ты недостоин занимать пост муфтия! – возразил Межиеву шейх Абдуррахман Димашкыйя. – Это не арабский обычай, это даже было обычаем, указывающим на благопристойность, в Европе еще сто лет назад... Стыд и позор тебе! Иудейки ходят в никабах, а ты запрещаешь его мусульманкам!"

Опираясь на доводы средневековых исламских ученых, шейх подчеркивает: обязательным никаб не является, но и запрещать его нельзя.

"Ты поступаешь так, потому что подчиняешься главе Чечни, который сказал: "Если мы увидим женщину в никабе, то мы снимем с нее штаны и общупаем ее грудь" (доказывает кадрами архивного выступления Рамзана Кадырова – прим. ред.). Европейцы постыдились бы сказать такое. Я сейчас в Великобритании, и тут женщины в никабах ходят по улицам и водят машины, и никто им ничего не говорит. И это в Великобритании, но не в стране, в которой плакал Рамзан Кадыров, когда ему принесли волосинку пророка. Все это крокодильи слезы – это показуха", – добавляет Димашкыйя.

Возмутился действиями Межиева и шейх Хасан Али Кеттани, председатель Лиги исламских ученых Марокко.

"Когда я увидел это зрелище, я не поверил. Потому что это великое унижение верующих женщин... То, что совершил муфтий, – порицаемое преступление. А то, что он сказал, – это навет на Аллаха", – говорит Кеттани, также напоминая о ношении никаба женщинами "от востока до запада, от севера до юга".

Как и Димашкыйя, марокканец в этой связи винит Кадырова. По его словам, "глава Чечни притворяется, что любит посланника Аллаха, а когда дело доходит до основных постулатов религии, то он с ними борется".

Шейх из Иордании Абу Талха пошел дальше в своей критике главы Чечни и его муфтия, практически отлучив их от религии. Иорданец считает, что они "предали ислам" и "в их сердцах нет ничего мусульманского".

Культ святых

Основная критика в адрес той версии ислама, которую пропагандирует духовенство Рамзана Кадырова, сводится к спорам между суфиями и салафитами. Сам Кадыров – приверженец такого типа суфизма, где важным элементом является культ святых – испрошение помощи у тех, кто уже умер, для молитвы. Именно этого и не приемлют мусульмане-салафиты, к которым принадлежит и Димашкыйя.

"Ислам – религия без церкви, безо всяких соборов, на которых ортодоксия бы утверждалась, – комментирует в беседе с редакцией Кавказ.Реалии исламовед, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. – Ислам, как и иудаизм, – это религия мнений: сколько раввинов, столько и мнений, и сколько шейхов, столько мнений. Соответственно, всегда можно найти, к чему придраться. А основная придирка здесь, я думаю, в том, что в Чечне продвигается суфизм. Причем – есть суфизм, который одобрен ортодоксами, например тот, который описан в трудах аль-Газали. А есть суфизм, который не одобрен ортодоксией, например, с культом святых. На критике этого и концентрируются эти шейхи".

Глава Чечни Рамзан Кадыров плачет на церемонии открытия мечети в Курчалое, 2009 год
Глава Чечни Рамзан Кадыров плачет на церемонии открытия мечети в Курчалое, 2009 год

В 2019 году Димашкыйя не просто раскритиковал, а высмеял Кадырова и его духовенство за взывание к святым, пребывающим в могилах: "Как будто там связь через Bluetooth между живым и мертвым".

Особое внимание он уделил факту почитания Кунта-хаджи Кишиева – чеченского суфийского шейха, умершего 150 лет назад. В современной Чечне власти весьма болезненно относятся к слову "умер" в связи с Кишиевым. Утверждается, что он продолжает где-то распространять ислам.

"Ты веришь, что Кунта-хаджи сидит на троне на Луне, наблюдает за людьми и распространяет призыв к Аллаху. Кто знает, может быть, завтра он переселится на Марс", – иронизировал Димашкыйя в обращении к муфтию Межиеву.

Наряду с Кунта-хаджи духовенство Кадырова обращается за помощью к тем, кто умер еще раньше – более 13 веков назад. Например, в начале пандемии коронавируса советник главы Чечни Адам Шахидов публично воззвал к пророку Мухаммаду и его сподвижникам, моля их спасти общину от инфекции. Это не прошло мимо Димашкыйи.

"После смерти пророка к нему не взывали даже те, кто очень сильно его любил. А Шахидов считает, что его-то он точно услышит", – заявил шейх из Британии в апреле 2020 года.

Трепет перед "священными" предметами

В октябре 2019 года в твиттере развернулся спор из-за дерева, которое обнимал Кадыров. Фотографию главы Чечни, упершегося лбом в его ствол, выложил саудовский блогер Анасс аль-Шейх с замечанием: "Разница между мусульманином, последователем пророка и нововведенцем – словно разница между небом и землей".

На помощь своему начальнику поспешил Адам Шахидов, заявив в комментариях к посту, что это дерево – особенное: под ним якобы любил сидеть сам пророк Мухаммад. Однако в ответ на просьбу саудовца уточнить, когда именно под ним сидел пророк, Шахидов предложил собеседнику поискать информацию об этом самому.

Трепетал Кадыров и перед "волосом пророка Мухаммада". В 2014 году "реликвию" доставили в Грозный из Узбекистана в подарок. Ранее другие волосы привозили туда в 2012 году из ОАЭ.

Где же тот волос пророка, который вы провозили по чеченским городам

"О, муфтий Чечни, Адам Шахидов и Рамзан Кадыров! Где же тот волос пророка, который вы провозили по чеченским городам, где? – напомнил им их оппонент Димашкыйя весной 2020-го. – Коронавирус вам бросает вызов! Вытащите волос опять и провезите его. Или вы использовали его только для пропаганды? Сейчас, в пандемию, самое время вытащить пророческий волос и доказать Путину, что именно этот волосок покончит с коронавирусом!"

Среди других вещей, к которым с особой нежностью относится Кадыров, – посуда ("чаши пророка"), куски старого покрывала (кисва, используется для покрытия священной Каабы, ее меняют каждый год), ковры (которые якобы находились на могиле пророка).

Борьба с салафитами

Кадыров прилагает немало усилий в борьбе против "ваххабитов". Этот термин у него расплывчатый, негативный и зачастую применяется ко всем мусульманам, которые противятся его режиму. Основное же значение слова – последователи Мухаммада ибн Абдель-Ваххаба, аравийского проповедника 18-го века; себя они называли просто мусульманами, салафитами. Этой же идеологии придерживается официальное духовенство Саудовской Аравии.

Скандал в арабском мире вспыхнул в 2016 году после исламской конференции в Грозном, где "ваххабитов" назвали "заблудшей сектой". После этого Кадыров неоднократно ездил в Саудовскую Аравию: некоторые аравийские СМИ сообщали, что он прямым текстом "извинялся".

Казалось бы, конфликт после конференции улажен. Однако в 2019 году саудовские блогеры нашли старое видео, где Кадыров угрожает убийством всем "ваххабитам" и "тех, кто на них похож". Таким же образом подняли другие выступления Кадырова и его религиозных деятелей, где те оскорбляют арабов. Все они были переведены с чеченского и сопровождались возмущенными комментариями арабоязычных пользователей твиттера. Разрулить ситуацию попытался Адам Шахидов, заявляя, что "Кадырова не так поняли", но саудовцев не переубедил.

Салех ибн Баз
Салех ибн Баз

Особо много хлопот в этом вопросе доставил команде Кадырова Салех ибн Баз – внук покойного верховного муфтия Саудовской Аравии Ибн База (1910–1999 гг.), став главным оппонентом Адама Шахидова в большой интернет-дискуссии осенью 2019 года. Не сумев доказать ему незаконность "ваххабизма", Шахидов пригласил его в Чечню, но тот отказался в грубой форме. Вскоре после этого Салех, отказавшийся сидеть рядом с Кадыровым, выложил в твиттер фотографию из 1990-х, где его дед сидит бок о бок с президентом Ичкерии Асланом Масхадовым.

"Общеисламский лидер" с узкой версией ислама

Среди причин особого внимания зарубежных шейхов к главе Чечни исламовед Ахмет Ярлыкапов выделяет две: известность в мире как республики в целом, так и Кадырова в частности.

"Дело в том, что Чечня – самый узнаваемый мусульманский регион России, – поясняет эксперт. – Для арабского мира это однозначно: из общей мусульманской массы только чеченцев и распознают. Я думаю, что именно поэтому им есть [до Чечни] дело. А также потому, что Рамзан Ахматович достаточно агрессивно продвигает свой образ как образ лидера мусульман России, на это направлены очень серьезные усилия – чтобы представить Кадырова не только как чеченского, но и как общеисламского лидера. Поэтому естественно такое большое внимание к тому, о чем говорят Кадыров, Межиев".

Текст пятничных обращений имамов рассылался централизованно, и отступления от него не приветствовались

В ответ на вопрос о том, как же Кадыров может претендовать на роль общемусульманского лидера, если он продвигает такую узкую версию ислама, Ярлыкапов указывает на гибкость политики главы Чечни: "Эту узкую версию ислама он продвигает у себя в республике. А когда он себя позиционирует как общеисламского лидера в России, он этим не ограничивается. Он действительно выступает в защиту всех мусульман, он выступает в связи с какими-то вопросами, которые касаются общеисламской повестки, в том числе права на ношение хиджабов – он ведет очень гибкую политику внутри России. Единственная ошибка была – когда он проводил эти съезды против ваххабизма, он не принял во внимание то, что многими шейхами это будет воспринято как личный наезд".

Какое бы недовольство ни высказывали зарубежные шейхи, это вряд ли изменит религиозную политику внутри Чечни, полагает председатель Совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

"Вообще говоря, в Чечне автономия местной уммы весьма своеобразна, – поясняет он в беседе с Кавказ.Реалии. – С одной стороны, в центральной мечети по очереди служат представители разных тарикатов, то есть суфийских братств. Это, по идее, должно свидетельствовать о том, что представлено многообразие течений, которые там есть. С другой стороны, по крайней мере до недавнего времени, текст пятничных обращений имамов рассылался централизованно и отступления от него не приветствовались. С третьей стороны, некоторые направления [ислама] запрещены как таковые и преследуются. Так что вряд ли мнение, высказанное британским шейхом, будет донесено до чеченских прихожан".

https://www.kavkazr.com/a/31048502.html