На азербайджанском телеканале CBC 1 ноября показали беседу журналиста с пленными армянскими военными. Анонс этой передачи демонстрировался заранее, поэтому этот разговор я ждал с интересом. Мне действительно небезразлично, что происходит на Кавказе между двумя народами, к которым я отношусь одинаково с братской любовью. И, конечно, я слежу за военными событиями в Нагорном Карабахе и вокруг него. Поэтому слушаю, читаю, смотрю репортажи, новости, аналитические передачи, токшоу, выступления официальных лиц обеих конфликтующих сторон и лидеров международного сообщества. В том числе и руководства Чеченской Республики Ичкерия. Но рассказ обо всем из уст пленных солдат вызвал особый интерес. Да, конечно, как показывает опыт прошлых войн на Кавказе, на Донбассе и т.д., на камеру пленника можно заставить говорить все, что угодно тому, кто его удерживает. Но почему-то слова этих армянских солдат вызывают у меня доверие.
Да, это правильно, что их не стали убивать, им предоставили гарантии жизни, что дали возможность высказаться. И говорили-то они правильные вещи. Что было бы желательно жить вместе и грузинам, и армянам, и азербайджанцам. Никому эта война не нужна. Решать все вопросы нужно мирным путем, по закону. Особенно впечатлил рассказ о том, как их азербайджанские бойцы своим благородством и смелостью убедили сдаться: «Брат, смотри, я стою перед тобой без оружия и без защиты. Если ты мне не веришь — стреляй, можешь убить меня. Или поверьте нам, мы вас убивать не хотим». Разве это не является примером истинного благородства?
Но, увы, уже сам азербайджанский журналист испортил впечатление от этой беседы, когда стал задавать вопросы об отношении Армении и Пашиняна к Западу и России. Дальше пошли уже их общие рассуждения о том, что Россия их ближайший и первый друг и союзник, что Никол Пашинян своей прозападной риторикой обманул народ Армении, особенно молодежь и т. д.. Конечно, это дело Армении и Азербайджана решать, кто их лучший друг, а кто не очень. Но вдруг звучит вброс журналиста уже набившей оскомину российской пропагандистской мульки, мол понятно, что и население Армении, и общественные организации живут на деньги Сороса. Не так давно и президент Азербайджана Ильхам Алиев в беседе с российскими журна... пропагандистами заявлял, что Сорос совершил в Армении переворот и привел к власти Пашиняна, но его сценарий не прошел в Белоруссии.
Уже давно замечено, что журналисты, политики, эксперты Азербайджана и Армении (во всяком случае, до прихода к власти Пашиняна) чуть ли не соревнуются между собой во взаимной дискредитации именно в глазах Москвы, доказывая свою лояльность Кремлю и лично Путину.
Сопоставляя все это, хочется задать вопрос: почему именно сейчас, после стольких лет относительного спокойствия начались широкомасштабные военные действия? И почему Кремль не спешит оказывать Армении помощь, как записано в договоре? Да, азербайджанская армия не переходит границу соседнего государства и не дает повода вступить в войну России. Но только ли это? Думается, Путин просто сливает своего союзника за то, что премьер-министр Пашинян настроен более прозападно, чем его предшественники. И Ильхам Алиев умело этим пользуется.
Вот и выходит, что война идет не столько за возвращение Нагорного Карабаха и прилегающих районов под юрисдикцию Баку, сколько за интересы России на Южном Кавказе.
Муслим Мамедов.
(Позиция редакции может не совпадать с мнением автора).