Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Интервью А.Закаева турецкому изданию «Маршо»

medet

К годовщине убийства путинскими киллерами почетного консула ЧРИ в Турции Медета Онлу корреспондент турецкого издания «MARSHO» Akhmed Magomadov взял интервью у Председателя Правительства ЧРИ Ахмеда Закаева.

 

Akhmed Magomadov: Господин Премьер-министр, как и где вы познакомились с Медетом Онлу?

 

Ахмед Закаев: С Медетом Онлу я познакомился в 2001 году в Стамбуле. В то время я по поручению президента Аслана Масхадова впервые после начала Второй российско-чеченской войны посетил Турцию. Это было связано с ситуацией с чеченскими беженцами, которые начали прибывать в Турцию, спасая свои семьи от российских агрессоров, перед которыми Путин поставил задачу уничтожить как можно больше гражданского населения. По прибытию в Турцию я встретился с Асланбеком Давдиевым, начальником департамента по Туризму и Молодежной Политике, которого вывезли из Чечни чуть раньше меня по причине ранения. Он порекомендовал мне встретиться с Медетом Онлу – патриотом чеченского народа, потомком мухаджиров, переселившихся из Чечни на Ближний Восток после окончания Кавказской войны XIX века. По словам Асланбека, у Медета Онлу имелись хорошие связи в правительственных кругах Турции.

 

Я связался с Медетом, который находился в Анкаре, и на второй день после моего телефонного разговора с ним он прибыл в Стамбул. И именно благодаря Медету мне удалось тогда решить не только вопросы, связанные с чеченскими беженцами, но и очень важные вопросы, касающиеся чеченского Сопротивления. Он организовал мне встречу с министром Внутренних Дел Турции и с вице-премьером правительства Турции. Я об этом пишу, чтобы стало ясно, насколько важную роль Медет играл в турецко-чеченских взаимоотношениях.

 

А.М.: Можете ли вы описать, какими были Ваши первые впечатления о Медете Онлу?

 

А.З.: С первой минуты нашей встречи я поверил в искренность Медета. Я свидетельствую, что Медет был истинным мусульманином, добропорядочным гражданином Турции, большим патриотом и достойным сыном чеченского народа. Медет сразу после нашей первой встречи познакомил меня со всей своей семьей. Он рассказывал мне, что, благодаря бабушке и матери, он с детства старался придерживаться чеченских традиций и этикета. Медет рассказывал, что в 90-е годы, когда он услышал о Джохаре Дудаеве и о том, что Чечня восстановила свою государственную независимость, он поклялся посвятить свою жизнь делу чеченской независимости и укреплению чеченской государственности. И с этого времени он просил Всевышнего дать ему силы пройти этот путь. Медет начал активно готовиться к включению в чеченскую проблему: стал изучать чеченский язык, и при этом он научился не только блестяще говорить на нем, но и читать и грамотно писать.

 

А.М.: Медет Онлу был известен как Почетный Консул Ичкерии, но какой была его роль в Турции и в Чеченской борьбе?

 

А.З.: Я как человек, непосредственно вовлеченный последние 20 лет в военные и политические процессы в Чечне и вокруг Чечни, свидетельствую, что Медет внес огромную лепту в борьбу чеченского народа за свободу и независимость. Как человек, он бескорыстно помогал людям; как должностное лицо ЧРИ, он был преданным патриотом нашего государства.

 

Почетным консулом Чеченской Республики Ичкерия в Турции Медет Онлу был назначен президентом ЧРИ Абдул-Халимом Садулаевым по моей рекомендации. И он достойно нес это звание. Свою работу на этом посту он выполнял безукоризненно. Ни у президента А.-Х. Садулаева, ни у меня впоследствии не было ни единого повода сделать ему замечание. Можно сказать, что он отдавал работе 24 часа в сутки.

 

С гибелью Медета чеченский народ лишился достойного сына и патриота, а Чеченское государство – прилежного и исполнительного деятеля. Добавлю к этому, что чеченские беженцы в Турции лишились человека, который мог в любой момент придти к ним на помощь, а я помимо всего этого лишился надежного друга.

 

А.М.: С момента убийства Медета Онлу прошел уже почти год, но турецкие власти до сих пор не смогли арестовать убийцу. Что Вы думаете об этом?

 

А.З.: Наши враги, посягая на жизнь Медета, хорошо понимали, что они наносят болезненный удар по всему чеченскому национально-освободительному движению. Хотя принято утверждать, что незаменимых людей нет, но в случае с Медетом я утверждаю, что он для нас был незаменим.

 

А насчет того, что турецкие власти до сих пор не арестовали убийц Медета, я считаю, что тут замешана политика, потому что для следователей с самого начала было ясно, что это убийство совершено сотрудниками российских спецслужб, то есть Российским государством. Все факты у них имеются. Исходя из политической целесообразности, турецкие власти умалчивают об этом. Но я уверен в том, что власти Турции совершают ошибку, не называя истинных заказчиков этого преступления. Экономические и политические интересы не могут быть важнее жизни турецких граждан и жизней тех, кто нашел убежище на территории Турции. Не секрет, что за последние годы в Турции регулярно совершаются политические убийства, и это, конечно, наносит сильный удар по имиджу Турецкого государства. Но это – отдельная тема, которую можно долго обсуждать, не буду сейчас на ней останавливаться.

 

А.М.: Что бы Вы могли сказать чеченской диаспоре в Турции?

 

А.З.: Я скажу, что все наши жертвы, потери и лишения не могут быть напрасными и Всевышний вознаградит нас за терпение и стойкость. Я ни минуты не сомневаюсь в том, что Россия уйдет из Чечни и со всего Кавказа, потому что вектор развития мировых процессов неумолимо двигает события в этом направлении. Агрессия против Украины – это не активность Российской империи, не возрождение ее былой мощи, а последние конвульсии перед кончиной.

 

Особо я хотел бы обратиться к чеченской молодежи, родившейся и повзрослевшей в Турции в условиях эмиграции. Я хочу призвать наших юношей, чтобы они не давали вовлекать себя в различные конфликты в качестве «пушечного мяса», а посвящали свое время и энергию учебе. А если кому-то из них хочется учиться военному делу, то лучше всего овладевать этими знаниями в военных академиях Турции и в высокопрофессиональной турецкой армии.

 

Чеченпресс, Отдел интервью.