Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Почему партия Эрдогана теряет популярность?

er

Партия справедливости и развития, одержавшая победу на состоявшихся в воскресенье всеобщих выборах в Турции, но при этом впервые за 13 лет потерявшая парламентское большинство, думает о создании коалиционного правительства.

Еще один сюрприз выборов состоит в том, что в парламент впервые прошла, преодолев 10-процентный рубеж, курдская Народно-демократическая партия.

Похоже, планам президента страны Эрдогана о превращении Турции в президентскую республику теперь не суждено сбыться.

Достижения Партии справедливости и развития в последние 12 лет весьма значительны, в первую очередь, в экономике.

Почему партия теряет популярность?

Ведущий программы "Пятый этаж" Михаил Смотряев беседует с востоковедом Еленой Супониной.

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно здесь.

Михаил Смотряев: Некоторые российские СМИ описали результаты выборов в Турции как "закат эпохи Эрдогана". Наверное, говорить об этом преждевременно?

Елена Супонина: Можно сказать, что мы наблюдаем начало заката эры Эрдогана. Конечно, о финале говорить преждевременно, но это очень серьезный признак. Возможно, он засиделся у власти. Современная история ничему не учит политиков. Ведь арабские революции начались еще и потому, что некоторые политики засиделись на своих местах. Конечно, есть сторонники теории заговора, которые считают, что за этим стоит деятельность спецслужб, но серьезный анализ позволяет предположить, что это одна из причин. Тот же Эрдоган приветствовал эти изменения в арабских странах, говорил, что это урок для элит, что они не решали социально-экономические проблемы.

М.С.: Наверное, проводить параллели с соседними режимами, где у власти засиживались по четверть века и дольше, не стоит, но сейчас ему предстоит формировать правительство, где его поджидает еще одна проблема в лице курдской партии, которая впервые преодолела 10-процентный барьер. На настоящий момент они набрали 13% голосов, окончательные результаты пока неизвестны, но в парламент они прошли. Это создает дополнительные сложности как для формирования коалиционного правительства, так и для повседневной деятельности турецкого парламента?

Е.С.: Возможно, для кого-то 12 лет – не так долго. Некоторые политики и по 30 правили. Но в Турции назревают социально-экономические проблемы, и эти выборы подводят итог некоторым нерешенным проблемам. А признаки были и в 2013 году, когда начались демонстрации в Стамбуле – люди протестовали против вырубки деревьев в парке. И уже тогда мы говорили, что Эрдогану пора проводить реформы, отказываться от власти. А он наоборот пытался провести реформы в том смысле, как бы потольше удержаться у власти, что вызвало раздражение. Что касается тех партий, которые преодолели 10-процентный электоральный барьер, а он немалый, - значит, партии пользуются реальной поддержкой определенной части электората, среди них курды, которые впервые достигли такого успеха. Правящая Партия справедливости и развития остается правящей, но ей надо думать, с кем создавать коалицию. Есть сведения, что Эрдоган уже провел переговоры об этом с премьер-министром и другими коллегами по партии. Но здесь многое зависит не от лидеров Партии справедливости и развития, а от тех, кто прошел в парламент. Среди них есть те, кто готов к торгу, но пока назвать их нельзя. Многие лидеры делают заявления, что они не собираются вступать в коалицию с Партией справедливости, но на Востоке за этим может стоять приглашение к торгу. Однако есть реальная опасность, что создать коалицию не удастся. И это сейчас большой вопрос - кто будет премьер-министром, на кого можно опереться? Среди прогнозов есть и такой – месяц полной неразберихи, а потом новые выборы.

М.С.: Сейчас популярна теория, что единственно возможный партнер по коалиции для Партии справедливости и развития – националисты.

Е.С.: Как раз их лидер сейчас заявляет о том, что он не уверен, что Партия справедливости может эту коалицию сформировать. Накануне выборов Партия справедливости и развития на эту коалицию рассчитывала, а сейчас националисты ведут себя иначе. Это действительно нежелание формировать коалицию или начало трудного торга? Это нам не угадать. У партий, прошедших в парламент, есть желание показать кукиш Партии справедливости, но это будет означать долгую нестабильность в стране. На Ближнем и Среднем Востоке Турция – важный транзитер нефти и газа. Еще недавно президент Путин говорил о том, что "Южный поток" будет перенацелен с Болгарии на Турцию. А если Турцию затрясет? Этот вопрос важен не только для России, но и Азербайджана, Туркменистана, Ирака, стран Европы. Забеспокоятся американцы – там Сирия под боком, где оппозиция берет один город за другим.

М.С.: Возвращаясь к экономическому росту и другим достижениям Партии справедливости и развития. Ведь за годы пребывания этой партии у власти Турция дейстительно демонстрировала рост, который европейским государствам и не снился. ВВП увеличился втрое, неужели этого было недостаточно? Если бы Эрдоган не пытался сделаться потомственным президентом, или султаном, был бы результат выборов иной? Или дело не в экономических успехах?

Е.С.: Очень многое сконцентрировано на фигуре самого Эрдогана. Он достиг многих успехов, на каком-то этапе добился экономического роста в Турции на зависть соседям. Он несколько просчитался с внешней политикой – рассчитывал на президента Асада в Сирии, а когда этого не произошло, над ним стали посмеиваться, как и над премьер-министром, который в свое время выдвинул тезис "ноль проблем с соседями", а вышло наоборот – ноль соседей без проблем. Пик популярности Эрдогана уже пройден. Можно сравнить ситуацию с Египтом. Там был период, когда Хосни Мубарак добился выдающихся успехов, в том числе и в экономике, были блестящие макроэкономические показатели, он был очень популярен. Если бы он ушел тогда, ему бы египтяне ставили памятники. Но он оставался на посту в то время, когда нерешенные проблемы накапливались и не решались. Турция тоже подошла к этому рубежу. Партия справедливости и развития готова сменить лидера, были слухи о его стычках с соратниками по партии. Так что формировать эту коалицию будет трудно. А если кто из прошедших в парламент партий и пойдет на это, за это они потребуют с Эрдогана немалую цену.

Источник: bbc.ru