Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Восточный фронт НАТО: ответ на непредсказуемость Путина

na

НАТО в четверг объявит подробности плана, который генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг назвал "самым значительным усилением нашей коллективной обороны со времен окончания холодной войны".

Прежде всего речь идет о том, чтобы поддержать восточноевропейских членов Североатлантического альянса и отвести потенциальную российскую угрозу от стран Балтии – или любой страны-члена НАТО, если нынешний кризис выйдет из-под контроля.

На встрече министров обороны стран-членов НАТО в Брюсселе будет объявлено о создании сил быстрого реагирования. Эти силы должны увеличить способность альянса предпринимать быстрые действия в случае возникновения военной угрозы.

Но это также и сигнал о том, что политические лидеры и военные стратеги Североатлантического альянса видят российскую аннексию Крыма и военное вмешательство в конфликт на востоке Украины как нечто гораздо большее, чем временный кризис между Москвой и Западом.

В начале этой недели заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу, в прошлом – американский посол в Москве, - выступил с речью, в которой как нельзя более ясно обрисовал это новое видение.

"Российская агрессия в отношении Украины - не изолированный инцидент, - сказал Вершбоу. – Она меняет всю структуру европейской безопасности. Она отражает модель поведения, которая проявлялась уже в течение нескольких лет".

Непредсказуемый кризис

Но все обстоит еще серьезнее. Согласно источникам в штаб-квартире НАТО, там просто не могут предсказать, как будет развиваться украинский кризис.

Была надежда на то, что санкции против России (в сочетании с падающими ценами на нефть) заставят президента Путина пересмотреть свою политику. Но многие эксперты считают, что такой подход не учитывает внутриполитических аспектов российской авантюры на Украине.

Никто не знает, что произойдет в ближайшие недели и месяцы. Возможно, вялотекущие боевые действия станут нормой. Время от времени они будут вспыхивать сильнее – и чередоваться с периодами затишья, во время которых будут предприниматься попытки провести мирные переговоры.

Но никто в НАТО не исключает и полномасштабной эскалации конфликта – например, штурм российскими войсками Мариуполя и поход на Запад, чтобы прорубить коридор в Крым. Переброска российских военных частей и проведение учений свидетельствуют о том, что при желании Россия может осуществить такую операцию в кратчайшие сроки.

Планировщики НАТО, с которыми я беседовал, считают, что Россия может провести такое наступление в течение считанных дней, и украинская армия будет не в силах его остановить.

Внимание на восток

Кризис приводит к неопределенности, а неопределенность вызывает повышенный уровень риска. Вот почему система обороны НАТО теперь нацелена на восток.

Цель заключается в том, чтобы реформировать и усилить силы быстрого реагирования на морях, суше и в небе.

Но основной элемент этого плана – передовые части, бригады в четыре-пять шесть тысяч человек, которые смогут оказаться в нужном месте в течение двух дней. В течение недели к ним подтянуться более значительные силы.

На встрече в Брюсселе министры объявят, как будут устроены эти силы и кто в них будет участвовать. На самом деле, для этих передовых частей понадобится существенно больше, чем пять тысяч военных, поскольку будет происходить ротация.

Но создание сил быстрого реагирования предполагает и создание инфраструктуры на восточных границах НАТО для размещения и поддержки этих сил. С этой целью в шести странах альянса создаются командные центры: в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Болгарии и Румынии.

Это будут небольшие штабные структуры. Штат каждого такого штаба будет состоять из 50 человек, половина из них будет представлять страну-хозяйку, а половина будет из других стран НАТО. Их основная задача – обеспечить быстрое размещение передовых частей, а в мирное время они будут участвовать в планировании коллективной обороны и проведении учений.

Эти учения будут одной из основных сторон деятельности Североатлантического альянса. Некоторые страны – в первую очередь Соединенные Штаты – вновь задумываются о переброске в Европу тяжелых вооружений, в первую очередь артиллерии и танков. Не в огромных количествах, но в достаточных для того, чтобы поддержать решительные заявления натовского командования.

Разумеется, эти заявления каждый понимает по-своему. Альянс считает, что его действия носят исключительно оборонительный характер, но в Москве думают иначе. А фундаментальные расхождения в восприятии украинского кризиса способствуют более глубокому разладу в отношениях России и Запада.

Многие намерения НАТО - например, открыть тренировочный центр в Грузии и помочь в проведении военной реформы на Украине, - вызывают тревогу в Москве.

Споры об оружии

Напряженность усилится еще больше, если США или другие страны НАТО начнут вооружать украинскую армию. Причем в данном случае не требуется принимать коллективного решения. Все с интересом наблюдают, какую позицию в этом вопросе займет администрация Обамы.

До сих пор Белый дом настороженно относился к идее отправки на Украину летального оружия, предпочитая помогать Киеву пуленепробиваемыми жилетами и приборами ночного видения. Но настроение в вашингтонских коридорах власти меняется.

Многие настаивают на предоставлении украинским властям существенной военной помощи – по крайней мере в том, что касается оружия оборонительного характера. Недавний доклад влиятельного Брукингского института как раз и пытается обосновать такую позицию. Среди его авторов – несколько бывших сотрудников обамовской администрации.

Считается, что некоторые нынешние чиновники из окружения Обамы пересматривают свое негативное отношение к предоставлению оружия Киеву. В течение ближайших дней госсекретарь США Джон Керри будет обсуждать этот вопрос с союзниками сначала в Брюсселе, а затем в Мюнхене.

Однако некоторые эксперты предупреждают, что если Запад начнет предоставлять существенную военную помощь Киеву, это будет лишь способствовать еще большему разгоранию конфликта и - возможно – подтолкнет Россию к еще более масштабной военной авантюре.

За однодневной встречей министров обороны НАТО в Брюсселе последует ежегодная Мюнхенская конференция по безопасности, которая открывается в пятницу. Можно не сомневаться, что и в Мюнхене Украина станет одной из главных тем обсуждения.

Но это не будет просто неформальное обсуждение между союзниками. На Мюнхенскую конференцию приезжает и российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Ожидается, что там у него состоится несколько встреч с ключевыми западными игроками.

Можно не сомневаться, что в Мюнхене мы услышим горячие споры. Но вряд ли они внесут большую ясность в то, каких шагов Западу следует ждать от Москвы в ближайшем будущем.

Джонатан Маркус