Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

В США продолжается шпионский скандал

spi

Как заявил после оглашения обвинений против россиян Евгения Бурякова, Игоря Спорышева и Виктора Подобного манхэттенский федеральный прокурор Прит Бхарара, эти обвинения "делают очевидным, что более чем через два десятилетия после предполагаемого конца холодной войны русские шпионы продолжают орудовать среди нас под покровом тайны".

Замдиректора ФБР Рэндалл Коулмен назвал это дело "особенно вопиющим, поскольку оно обнажает попытки иностранной разведслужбы внедрить в американское общество тайного разведывательного агента под личиной работника финансового сектора".

"Никудышный ответ Москвы"

Комментаторы высказывались значительно живее представителей правоохранительных органов, а многие обнаружили в новом шпионском деле комические аспекты.

Например, статья Шейна Харриса и М. И. Нестела на популярном сайте Daily Beast озаглавлена "Шпионы, которые никого не соблазнили". Название навеяно фильмом "Шпион, который меня соблазнил" из потешной серии об англичанине Остине Пауэрсе.

"Это - никудышный ответ Москвы на Джеймса Бонда, - пишут авторы. – Команда предполагаемых русских агентов, разоблаченная ФБР, даже не могла толком завязать разговор с барышнями".

"Может, это трио состояло из глубоко законспирированных шпионов, - продолжают Харрис и Нестел. – Но орудовавшие в Нью-Йорке предполагаемые русские агенты никак не были гениями зла. Это были, скорее, недотепы из романов Элмора Леонарда, нежели супермены Яна Флеминга. Два года подряд они фантазировали насчет того, как завлечь в свои сети студенток, и иногда брали себе в сообщники СМИ, принадлежащие русскому правительству".

"Предполагаемые разведчики попались, когда они доверились осведомителю ФБР, который изображал богатенького девелопера, загоревшегося мыслью строить казино в России", - отмечают авторы статьи.

Шпионские разговоры

По словам американских журналистов, "ФБР запустило в них когти с самого начала после того, как стало прослушивать их телефоны в Бронксе и на Манхэттене".

Как явствует из прослушек, распечатки которых обильно цитируются в судебных документах, поначалу казалось, что Спорышев и Подобный недовольны своей шпионской долей.

Например, в разговоре, записанном 10 апреля 2013 года, они делятся мечтами о более увлекательных заданиях. Подобный мечтал о том, чтобы его работа больше походила на фильм о Джеймсе Бонде.

Пусть ему не доводится управлять вертолетом, говорит он, но он хотел бы иметь паспорт на чужое имя.

"Я тоже думал, что, по крайней мере, я поеду за границу с другим паспортом!" - вторит ему Спорышев (здесь и далее обратный перевод с английского).

Они обсуждают своих предшественников, десятерых российских шпионов, арестованных в июне 2010 года и вдохновивших авторов нынешнего телесериала о советских разведчиках, который называется "Американцы" и пользуется в США большим успехом.

Спорышев и Подобный сетуют, что предшественники не сумели собрать в США много полезной информации, но на родине их встречали как героев.

"Путин даже пытался оправдать то, что им не поручили работать, - с осуждением говорит Подобный. – Они были спящей ячейкой на случай военного положения".

С русским акцентом

По словам Харриса и Нестела, члены той шпионской группы предпринимали попытки шпионить за американскими компаниями, профессиональными ассоциациями и консалтинговыми фирмами, но особого успеха не добились.

"Некоторые из них выдавали себя за канадцев или французов, но говорили с явным восточноевропейским или русским акцентом", - замечают авторы, добавляя, что шпионские навыки нынешнего трио тоже оставляли желать много лучшего.

Например, первоначальная попытка завербовать двух студенток неназванного нью-йоркского университета ни к чему не привела, после чего Спорышев заявил, что "пытаться сделать из женщин шпионок бесполезно".

"У меня масса идей насчет таких девушек, - сказал он, - но эти идеи неосуществимы, потому что они близко к себе не подпускают. И чтобы приблизиться, нужно или овладеть ими, или использовать другие рычаги, чтобы они выполняли мои просьбы. Так что когда ты говоришь мне о девушках, то, по моему опыту, из этого крайне редко получается что-то толковое".

Либеральные американские журналисты отмечают, что в этой тираде прослеживается элемент сексизма.

Вопросы по телефону

"Я в восторге от этих шпионов!" – восклицает финансовый обозреватель агентства Bloomberg Мэтт Левин и объясняет свое ликование тем, что один из арестованных, Буряков, был по легенде сотрудником банка, а это придает их делу финансовый аспект, близкий сердцу Левина.

Обозреватель пересказывает эпизод из обвинительного заключения по делу Бурякова - о том, как в мае 2013 года в нью-йоркскую резидентуру СВР спустили из центра задание разузнать подробности о местной фондовой бирже. Задавать руководству биржи вопросы должно было некое ведущее государственное СМИ России.

Что именно спрашивать, Спорышев не знал и позвонил Бурякову с просьбой чего-нибудь придумать. По словам прокуратуры, это был единственный случай, когда Бурякову дали задание по телефону, а не при личной встрече. Он скоро перезвонил Спорышеву и продиктовал ему вопросы, которые должен был задать на бирже корреспондент некоего российского СМИ.

Харрис и Нестел изучили эту тему и пришли к выводу, что, скорее всего речь шла о нью-йоркском корпункте RT, чей представитель категорически отрицал это предположение.

В отдельной статье Харрис позже сообщил со ссылкой на непоименованных правоохранителей, что СВР воспользовалось в данном случае услугами ТАСС. Его нью-йорские сотрудники мне это отрицали.

После того как ФБР арестовало в 2010 году десятку российских шпионов, выдававших себя за туземцев и годами живших среди американцев, местные репортеры мигом разыскали для интервью их друзей и соседей. Трое россиян, привлеченных на этой неделе, общались в основном со своими и жили в Ривердейле, много лет назад облюбованном совзагранработниками.

Интервью с их соседями и знакомыми пока не появилось, хотя в мои руки попал следующий текст.

Прослышав об обвинениях против троих россиян, живущая в Нью-Йорке эмигрантка написала знакомым: "С сыном одного из подозреваемых мой сын ругался в прошлом году, обозвав его "фашистом" за желание бомбить Киев. Мамаша (его) пыталась со мной выяснять отношения, но я сразу сказала, что горжусь своим ребенком, и что только фашисты могут хотеть смерти другим людям. С тех пор, едва заметив меня на горизонте, они сразу переходили на другую сторону улицы".

Источник: bbc.ru