Оккупация Чеченской Республики Ичкерия войсками Российской Федерации продолжается

 

Вход


С-М.Хасиев - Если мы хотим иметь достойное будущее, то мы сами должны повернуться лицом к нравственным ценностям.

  • Автор: Nohcho
  • Опубликовано в История
Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Задолго до нас в мире появились группы, сословия и классы, которые ради собственных интересов готовы были готовы пожертвовать всем и вся. В сферу их влияния, в первую очередь, попали собственные этносы, затем малые народы и соответственно их культуры. Сегодня мы живем в мире, когда естественный, природный ритм бытия нарушен и создан искусственный, виртуальный климат для этносов и культур, что губительно для нормального существования любых этнических культурных систем..Человека, как оказалось, можно приучить думать в определенном направлении, а следовательно, и поступать нужным образом. К сожалению, нынешнее человечество, в том числе и мы с Вами, приучено думать, что такие высокие «материи» как прогресс и цивилизация обязательно связаны с техническими достижениями, количеством и качеством поглощаемых продуктов, уровнем удобств, которое государство \ не путать государство как институт власти с обществом – С.Х.\ представляет населению. История – издревле превращена в инструмент восхваления государства и государственной элиты и их «достижений» в завоеваниях, порабощениях и т.д..К сожалению, под жернова этого процесса попали и мое поколение, и отцы моих отцов. В течении трех веков наше прошлое изучалось под недремлющим оком интересов Российской империи, затем задач следования к «светлому будущему всего человечества». Этого срока оказалось вполне достаточным, чтобы утратить реальное восприятие собственных культур. В наше сознание внедрялось, и мы стали этому серьезно верить, что в прошлом у нас лишь сплошные «темные пережитки». На самом же деле, народы региона имеют за плечами длительную историю, с периодическими спадами и взлетами. Что еще более важно, так это их связь, в культурном плане, с цивилизациями Древнего мира..Сегодня сложилось представление, что перед молодым поколением следует выравнивать ухабы, подмести дороги, не дай бог, подвернется нога, упадете, ушибетесь. У меня, после всего виденного, пережитого - сложилось иное мнение. Вы не маленькие, Вы - молодые и Вам нести эстафету жизни дальше. Предпочитаю говорить о важных делах по взрослому. Искажения прошлого, под любыми благими предлогами, не дают возможности увидеть реальную перспективу будущего. Вам же я желаю более светлую, более насыщенную человеческим достоинством, жизнь. Все это возможно, если Вы станете строить будущее, как говорил Конфуций - «лелея прошлое»..В каждом обществе социализация индивида происходит по строго определенным нормативам. Одни общества способствуют становлению личности, другие – препятствуют этому. В последнем случае, личности, как правило, вызревают, преодолевая сопротивление этого косного сообщества. На Кавказе сложился первый тип сообществ, где не быть Личностью было делом весьма предосудительным. Вся окружающая обстановка, ежедневный быть испытывала его на прочность. Личность не рождается в узком, замкнутом кругу. Ему необходим простор, неограниченный круг общения, деятельность, выходящая за круг обыденности. В этом отношении, представляются неуместными утверждения как дореволюционных, так и советских ученых \как, впрочем и некоторых современных Российских – С.Х.\, что горцы жили замкнутыми общинами и натуральным хозяйством. Трудно представить себе более неуместное утверждение, чем последнее..Сколь бы высоко не поднялась планка технического прогресса, ни один, самый гениальный инженер, не способен придумать механизм, который работал бы так слаженно и четко как культурная система. С собственной культурой мы обращаемся еще грубее, чем слон в посудной лавке. «Специалисты», которых развелось сегодня как мух в моровой год, выхватывают один из ингредиентов системной целостности и обращаться с ним как философы до 19 века с умом: помещать его по своему усмотрению то в печень, то в сердце, то в селезенку и т.д. И это вовсе не способствует ни самому пониманию функционирования рассматриваемой части целого, ни места части в целом, ни их взаимосвязи. Те силы, которые сегодня сознательно или бессознательно расшатывают механизм этнических культур и сами не осознают, какое зло они творят !! С каждым прожитым днем убеждаешься, что люди древности обладали более обширными и глубинными знаниями о природе человека, о предназначении мужчины и женщины, об их взаимосвязях с профанным и сакральным мирами. Соответственно они понимали и принимали природу времени и жили соответственно его ритмике, т.е. в гармонии в естественной природой. К сожалению, придумав всякого рода термины: цивилизация, прогресс; до неузнаваемости, перекроив, дефиницию культура, стали ими ныне прикрывать свое невежество.. Сегодня мир меняется на наших глазах. У ценностей, которым люди поклонялись в течение последних 2,5 тысяч лет, почва уходит из-под ног. Сегодня ни государство, ни капитал, ни власть – не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. На передний план выходит информация и реальные знания о естественном мире с его извечными законами. Не станем углубляться в дебри мнений, как человек «покорял природу». Человек и сегодня, по инерции, продолжает наносить ей ущерб за ущербом, хотя и осознают пагубность подобных действий.. Каждая эпоха, повинуясь инстинкту выживания, выдвигает на передний план, свои задачи. Если рассмотреть вопрос с этих позиций, то представляется, что будущее человечества зависит, от накопленного за всю историю своего существования нравственного опыта! Опыт же этот показывает \или демонстрирует\, что человечество, прикрываясь терминами религии, культуры,... отошло от действительно Божественных закономерностей \или иными словами, законов естества\, что особенно наглядно проявляется в наши дни, где машинная технология помогает человеку разрушать Природу, а ведь она управляется божественными \или естественными – С.Х.\ законами.. Человек древности жил в Природе как составная её часть и это не было его слабостью, как это объявили впоследствии. Примером необходимости жить с природой в согласии, оберегать её – может служить чеченская легенда об озере Галанчож.. Обратимся к авторитетному описанию археолога В.И.Марковина, который исходил эти горы вдоль и поперек.

 - «По ровному, как стол, плоскогорью стелется пестрый ковер травы. Под ногами дрожит сырая почва, идешь словно в небытие – со всех сторон густой туман. Но вот в его пелене появились разрывы, и впереди показалось мутно-сизое блестящее зеркальце воды, в котором отражаются глинистые откосы противоположного берега. Это и есть священное озеро Галанчож-Ами…

 Сейчас в преддверьях Аккинского ущелья находится глубокая замкнутая впадина. Говорят, что некогда она была заполнена водой, образуя обширное озеро. И вот однажды какая-то женщина вздумала выстирать в его голубых водах грязные пеленки. Озеро не захотело больше оставаться в грязном ложе. Оно стало сокращаться и превратилось в рослого быка. Бык перешагнул через кряж и спустился вниз с отвесной кручи. Люди, пахавшие здесь, увидели огромного быка и решили воспользоваться его силой. Почувствовав тяжесть ярма, бык начал потеть и, очертив круг, растаял, исчез в водах озера. Погибли и люди, так необдуманно воспользовавшиеся силой чудесного быка. Его пот и есть прохладные воды современного озера Галанчож. Озеро священно, оно всегда внушало страх горцам, священна и рощица, приютившаяся у его тихого берега. Еще совсем недавно чеченцы клялись чистотой воды озера Галанчож…» \ В.И.Марковин. В стране вайнахов. – М., 1969, с.64-65\. Вдумчивому читателю, на многое в нашей современной жизни, откроет глаза эта легенда. Как наплевательское отношение одного может лишить блага многих. Во что может обернуться непродуманное использование «силы» ради удовлетворения сиюминутных задач и т.п.

 «Сказка – ложь, да в ней – намек», - говорится в народе. Действительно, вся человеческая \народная или неискаженная политикой\ сокровищница мысли насыщена нравственным потенциалом. Нам необходимо научиться понять смысл и извлечь уроки из этих посланий. Это тем более важно, что только сейчас наука отрыла, что в эволюции мозга самая верхняя, завершающая ступень принадлежит нравственности!!! Поэтому можно не согласиться с многочисленными определениями, ранее данными человеку, в том числе и такому: «Человек разумный». Если мы хотим иметь достойное будущее, то мы сами должны повернуться лицом к нравственным ценностям, т.к. в современном мире – это самый дефицитный капитал. Его жаждут все, в том числе и отъявленные преступники от политики, от слов и действий которых происходит гораздо большее зло, чем от самого зловредного разбойника с «Большой дороги». Правда, наши «благодетели» на подвиги посылают других, тогда как сами предпочитают этим опасностям не подвергаться!

 Вы – не маленькие, Вы – молодые! Вы – можете, Вы – обязаны отличать ложь, в какой бы обертке её не преподносили, от истины! Вы не опутаны условностями сегодняшнего порочного мира. Вас никто не может заставить думать и поступать так, как хочется и выгодно какому-то Дяде!! Вы будете, я в этом уверен, поступать так, как велит сердце. На примерах истории и культуры чеченцев я фактически говорю о каждом из народов нашего края, так как примеры могут быть разными, но основа их – едина..

О кавказском типе демократизма и времени его сформирования.

 Чеченский этнос не упал с неба. Это продукт взаимодействия с соседними и другими народами. Безусловно, по культурной типологии – это народ кавказский и когда мы говорим или пишем об одном из народов региона, то в какой-то степени это относится и к остальным. Большая беда народов региона, как и остальных народов СССР, что мы, может быть, из благих побуждений, были заперты в клетки административных границ, когда вопросы касались истории и культур отдельно взятых народов. Это нанесло изучению их прошлого непоправимый урон. Несомненно, мы должны отказаться от подобного изоляционного подхода в будущем.

 Предки кавказских народов оставили нам в наследство блистательные примеры мирного сожительства. Тут языковая, конфессиональная пестрота была издревле. То, что сегодня известно под различной терминологией: толерантность, демократизм, гражданское общество, для народов нашего региона – вовсе не новшество. Представляется, что на примерах чеченцев я смогу довести до Вас мысль, что у народов региона накоплена огромная сокровищница позитивной информации по любой из затронутых выше проблем современности и особенно аспекта, который касается достоинства личности. На Ваши плечи ложится задача, выправить то, что упустило наше поколение: выявление, фиксация и анализ этого позитивного общего наследия. Главное – закрепить и передать её потомкам. У моего поколения этой возможности не было. Воспользуйтесь им!

Сайд-Магомед Хасиев