Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

ДОСТОИНСТВА ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКЯТА «АЛЬ-ФИТР»

Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим,                                                                                                                                                        Аль-хьамду лиллях1и Раббиль-'Алямин,  
   Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухьаммад  

В отличие от Закята, который должен выделять состоятельный мусульманин за свое имущество, Закят Аль-Фитр является обязательным Пожертвованием за тело верующего, встретившего хотя бы часть месяца Рамадан и месяца Шавваль, следующего за ним. Выплата Закят Аль-Фитр налагается на каждого совершеннолетнего (согласно Шари'ату) мусульманина, располагающего для этого на момент ночи и дня Праздника разговения материальными средствами сверх тех, что необходимы ему для покрытия долгов, а также для обеспечения себя и мусульман, которых он должен содержать. Верующему необходимо также выделить Закят Аль-Фитр за мусульман, которых он обязан обеспечивать (даже если это новорожденный ребенок, появившийся на свет в последний день месяца Рамадан и проживший часть следующего за ним месяца - Шавваля), в том числе, за жену,  несовершеннолетних детей, бедных родителей, которых он содержит. За совершеннолетних детей, без их разрешения, Закят Аль-Фитр не выделяется. От выплаты Закятуль-Фитр освобождаются нищие и нуждающиеся – им вручается данное Пожертвование.

Ответственность дающего и берущего.

Одной из благих сторон Закята «Аль-Фитр» является то, что благодаря соблюдению верующими этой обязанности происходит оказание помощи, материальной и моральной, нуждающимся в поддержке мусульманам. К их числу относятся: нищие, бедные, мусульмане, недавно принявшие Ислам (в том числе, состоятельные) – чтобы поддержать их морально, также люди, не имеющие возможности расплатиться с долгом, и те, кто находятся вдали от своего дома и не имеют средств к передвижению, а также некоторые другие категории мусульман.

Предостережением от ошибочного шага при выделении Закята «Аль-Фитр» служат для нас слова Пророка Мухьаммада, мир Ему: «Воистину, есть люди, использующие деньги Закята без права. Им – огонь в Судный День!» (данный Хадис передал Имам Аль-Бухарий).

При выделении Закята ответственность лежит как на дающем, так и на берущем – нельзя без права принимать деньги Закята. Средства с Закят Аль-Фитр не должны направляться на такие дела, как строительство или ремонт мечети, школы, больницы (на эти цели могут быть выделены средства от Садака – Милостыни, добровольного пожертвования). Также Закят не передается тем членам своей семьи, которых мусульманин обязан обеспечивать (например, жене, несовершеннолетним детям).

Как совершается выделение Закята «Аль-Фитр»

При выделении Закята «Аль-Фитр» необходимо намерение об исполнении этого обязательного предписания нашей религии, каковым является Закяту-ль-Фитр. Это намерение совершается в момент выделения данного Пожертвования. Передачу Закята «Аль-Фитр» можно осуществить уже в первый день месяца Рамадан, а последний срок передачи этого Закята – время до захода солнца дня Праздника разговения. Однако предпочтительным, а значит достойным большего вознаграждения (саваба), будет передать Закят «Аль-Фитр», начиная со времени наступления рассвета дня Праздника, до начала совершения праздничного Намаза. Является греховным без уважительной причины задерживать выделение Закята «Аль-Фитр». Закят «Аль-Фитр» выделяется в виде предусмотренного Шари'атом определенного количества продуктов, наиболее распространенных в данной местности (например, пшеница), либо выплачивается его денежный эквивалент, размер которого следует узнавать в мечетях, где каждый год рассчитывается сумма Закята с учетом стоимости продукта, который выделяется в качестве Закята «Аль-Фитр».

Ценность исполнения ритуала Закята «Аль-Фитр» для верующего.

Сказано Аллах1ом в Хадисе «Кудсий»: значение: «За каждое благодеяние мусульманина Аллах1 воздает десятикратным вознаграждением, которое может достичь семиста; но за соблюдение Поста Аллах1 обещал верующим особые, высокие, вознаграждения» (передал этот Хадис Имам Аль-Бухарий).

Таким образом, Аллах1 по Своей Милости отличил ритуал Поста от всех других ритуалов, обещая за обязательный Пост искренне поклоняющемуся мусульманину особые дары. Удостоимся ли мы этих даров? Без исполнения обязанности Садака Аль-Фитр (Закят Аль-Фитр) Пост верующего принимается, однако, с меньшим Вознаграждением, т.е. мусульманин не сможет получить то особое, высокое вознаграждение, которое Аллах1 по Своей Милости дарует соблюдающему Пост в Рамадане.

Закят выдается перечисленным ниже категориям мусульман, находящихся   в данной местности:

Факыр – нищий, не имеющий даже половины того, что ему необходимо для существования; 
Мискин - нуждающийся, но имеющий больше половины того, что необходимо для жизни, однако не обеспечивающее достаток; 
Аль-'амилюна 'аляйх1а - сборщики Закята, назначенные правителем, но не получающие зарплаты за эту работу; 
Аль-муалляфату – кулюбух1ум - недавно принявшие Ислам и не находящиеся в тесном контакте с мусульманами. Закят дается им для укрепления их Веры; 
Фи-р-рикаб - рабы, подписавшие со своими хозяевами договор о выкупе себя из рабства; 
Аль-гаримун - должники, не имеющие возможности расплатиться с долгом; 
Фи сабили-ллях1 - добровольцы, сражающиеся за Ислам; 
Ибну-с-сабиль - путешественник, не имеющий возможности вернуться домой или добраться до места назначения.

Не засчитывается передача Закята кому-либо, кроме перечисленных выше людей! 
Если человек ограничивается выдачей Закята одной из этих групп людей, то это разрешено. Закят «Аль-Фитр» можно передать лично перечисленным выше категориям людей, а можно передать через доверенных лиц. В денежном эквиваленте Закят «Аль-Фитр» составляет в зависимости от места проживания. Рекомендуется отдать денег чуть больше, чем рассчитанная сумма, чтобы не было сомнений в том, что Закят отдан полностью. При этом следует иметь намерение, что та часть, которая превышает размер Закята, отдается как Садака (добровольная, необязательная Милостыня) ради Аллах1а.

Государственный Комитет ЧРИ по Религии и Шари'атскому Праву.