Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Гайдаровский форум-2015: министры в растерянности?

as

Первый в этом году масштабный экономический форум с участием высших должностных лиц российского государства показал, что в правительстве страны нет единства по поводу путей выхода из кризиса. Министры экономического блока публично поспорили о мерах по преодолению экономической нестабильности, а премьер-министр Дмитрий Медведев констатировал, что такого обвала цен на нефть никто не ожидал.

Ответ на главный вопрос: есть ли у правительства четкий, понятный и согласованный антикризисный сценарий - на Гайдаровском форуме, открывшемся в среду в Москве, так и не прозвучал.

Более того, Дмитрий Медведев фактически признал, что столь резкое удешевление нефти, которая в среду стоила уже 46,85 доллара за баррель (Brent), стало неожиданностью для правительства.

"С нефтью оказалось чуть более сложно, чем мы ожидали, так иногда бывает", - сказал Медведев, оговорившись, что в остальном ухудшение экономической ситуации было прогнозируемым.

Собеседники Русской службы Би-би-си в правительстве на условиях анонимности сообщают, что на закрытых совещаниях чиновники прорабатывают самые негативные варианты развития событий.

"На некоторых совещаниях рассматривались экстремальные стресс-сценарии, где крайне низкая цена на нефть. Даже рассматривался сценарий, что вообще нет экспорта нефти, то есть режим "тотальных" санкций. Брался опыт санкций, который был в таких странах, как Иран, Куба, Советский Союз во время истории с "Боингом". Смотрели, как эти страны действовали", - рассказывает высокопоставленный источник в правительстве.

Душевное неспокойствие

Однако в ходе дискуссии на Гайдаровском форуме министры не огласили консенсусной стратегии действий. Вместо этого глава министерства экономического развития Алексей Улюкаев и министр финансов Антон Силуанов вступили в дискуссию.

Первый предложил при сохранении жесткой денежно-кредитной политики смягчить фискальную: то есть строго регулировать объемы рублевой денежной массы и держать высокой ключевую ставку, но при этом уменьшить налоги и административный контроль для предпринимателей.

"Президент России об этом уже говорил: чтобы для добросовестных компаний, которые себя положительно зарекомендуют в течение трех лет, сделать освобождение от проверок. Но мне кажется, что в нынешних условиях можно пойти и дальше: пойти на это и для вновь создаваемого бизнеса. И фактически освободить их от налоговой нагрузки", - заявил Улюкаев.

Это вызвало протесты со стороны Силуанова, который указал на то, что при снижении цены на нефть до 50 долларов за баррель, бюджет не досчитается в 2015 году трех триллионов рублей.

"Какое может быть душевное спокойствие, когда мы говорим о смягчении бюджетной политики при падении доходов?" - иронически возмутился министр в ответ на предложение коллеги.

В отсутствие стратегии

Глава "Сбербанка" Герман Греф, тоже участвовавший в этой дискуссии на форуме, покритиковал членов правительства за разногласия. Вместо того чтобы предложить публике понятный сценарий дальнейших действий властей, чиновники лишь поспорили друг с другом, посетовал Греф.

"Честно говоря, мы очень мало понимаем, что будет делать правительство… Необходимо объявить направления политики. Мы должны понять цель экономической политики на 2015 год", - заявил он.

По его словам, он сам пытался найти в правительственных программных документах четко сформулированные цели экономической политики на 2014 и 2015 годы - и в итоге не нашел.

Последовавшее за этим выступление премьер-министра Дмитрия Медведева отчасти подтвердило этот пессимистический вывод. Глава российского правительства рассуждал не о том, что власти намерены предпринимать в сложившейся ситуации, а в основном о том, чего они не собираются делать.

В частности, он пообещал, что отмены свободной конвертации рубля и заморозки курса не будет; что страна не собирается закрываться от мира ("возврат в прошлое - чудовищная ошибка"); что власть не собирается ограничивать свободу предпринимательской деятельности.

По сути, единственный понятный (и ожидаемый) сигнал, прозвучавший во время форума, - это подтвержденное намерение минфина произвести сокращение бюджетных расходов на этот год на 10%. Глава ведомства Антон Силуанов не уточнил, каких конкретно статей это коснется.

Зато отметил, что это точно не затронет оборонные расходы государства.

Дмитрий Булин