5 декабря 2014 года, после атаки боевиков на Грозный, Рамзан Кадыров заявил о введении принципа коллективной ответственности для семей членов вооруженного подполья. Он сказал, что родственников боевиков будут выдворять из республики, а их дома - сносить.
В Чечении по состоянию на 23 декабря 2014 года уничтожено 15 домов родственников боевиков.
В последующие два дня, 6 и 7 декабря 2014 года, по данным ПЦ "Мемориал", были сожжены шесть домов родственников боевиков, часть из которых были опознаны родными среди убитых при атаке на Грозный.
7 декабря 2014 года в селе Янди Ачхой-Мартановского района Чечении силовиками были сожжены дома трех семей родственников убитых 4 декабря в Грозном членов вооруженного подполья.
10 декабря один из жителей селения Котар-Юрт (Катыр-Юрт) сообщил "Кавказскому узлу" о том, что в селении сожжен дом, принадлежащий семье Аслана Бютукаева, которого силовики считают руководителем батальона смертников "Рийад ас-Салихийн".
По данным МВД Чечни, в числе 11 убитых 4 декабря в Грозном боевиков было два уроженца города Гудермеса – 24-летние Темирхан Идрисов и Юсуп Гехаев. По свидетельству местного жителя Шамсуддина, в Гудермесе 15-16 декабря были снесены два дома, где проживали родственники боевиков.
По информации жителя Гудермеса Рамзана, в ночь на 16 декабря 2014 года вооруженными людьми в масках был снесен частный дом, при этом его обитателям не позволили ничего захватить с собой: "У нас снесли частный дом, в котором жили мать и семья брата одного из убитых в Грозном боевиков. Силовики в масках приехали к дому вчера поздно ночью. Пожилую женщину и семью ее сына выгнали, а дом снесли, не разрешив ничего вынести".
Информацию об уничтожении двух домов семей боевиков в Гудермесе подтвердила также и спецкорр "Новой газеты" Елена Милашина. "Сегодня ночью в городе снесен дом, в котором жила старая женщина, ее сын с женой и трое детей, которым четыре года, полтора года и шесть месяцев", - написала Милашина на своей странице в Facebook.
По данным Милашиной, сутками ранее в Гудермесе "до самого фундамента" был снесен дом, в котором жили пожилые мужчина и женщина, их сын с женой и девочка, которой всего один год: "На днях приехали, перекрыли газ и отрезали газовую трубу. Сегодня ночью оцепили улицу и снесли. Осталось ровное место от дома", - написала Елена Милашина на своей странице 15 декабря. Случаи, когда правоохранители поджигали дома семей подозреваемых в связях с боевиками, фиксировались в Чечении и ранее. В частности, о том, что 4 июля 2009 года вооруженные люди подожгли дом семьи Юнусовых, чья 20-летняя дочь Мадина вышла замуж за обвиненного в участии в чеченском вооруженном подполье Саид-Селима Абдулкадырова. Об этом рассказала "Кавказскому узлу" представительница грозненского отделения Правозащитного центра "Мемориал" Наталья Эстемирова, которая впоследствии была похищена и убита.
С помощью соседей Юнусовым удалось погасить пламя. Стены и крыша остались в целости, но две комнаты сильно обгорели изнутри. Семья лишилась мебели, своих семейных реликвий, денег и документов. Через несколько часов после пожара Юнусовы уехали из Аргуна.
Сожженные и разрушенные дома
6 декабря, село Алпатово. Сожжен дом семьи Имрана Уцимиева. Сын Имрана, 18-летний Байсангур, 4 декабря участвовал в атаке на Грозный и был убит. Семья Уцимиева после сожжения дома уехала в неизвестном направлении.
6 декабря, восточная окраина Гудермеса. Сожжен дом Гехаева Юнуса (по другим данным - Юсупа), опознанного среди убитых боевиков. В доме жила семья из четырех человек. Сгорело все имущество. Семья из четырех человек, проживавшая в доме, выехала в неизвестном направлении.
7 декабря, село Энгель-Юрт Гудермесского района. Сожжен дом Майсет Касумовой, воспитавшей восьмерых детей, один из которых, Бай-Али, примкнул к боевикам вооруженного подполья.
7 декабря, село Янди Ачхой-Мартановского района. Сожжен вместе с имуществом дом Сайд-Ахмеда Байдулаева, сын которого - участник вооруженного подполья. Среди убитых в Грозном боевиков его тела не обнаружено.
7 декабря, село Янди Ачхой-Мартановского района. Сожжен вместе с имуществом дом Нашхо Байдулаева (племянника Сайд-Ахмеда Байдулаева). Супруга хозяина Мадаш осталась с тремя детьми без дома, денег и документов. Его сын Казбек – боевик, но среди убитых в Грозном его тела также нет.
7 декабря, село Янди Ачхой-Мартановского района. Сожжен дом Исмаила Шоваева, умершего в 2011 году. В доме проживала его жена Марем с тремя детьми, двое из которых - несовершеннолетние инвалиды. Сын Шоваева Сулиман примкнул к боевикам год назад. Родственники опознали его среди убитых 4 декабря в Грозном.
7 декабря, село Янди Ачхой-Мартановского района. Сожжен дом Лечи Шоваева. В доме проживала его жена Тарамова Зина с четырьмя детьми и воспитывала их одна. Сын Анзор, 1988 года рождения, примкнул к боевикам в 2011 году и был обнаружен среди убитых 4 декабря в Грозном. Дом сгорел вместе с имуществом семьи.
10 декабря, село Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района. Сожжен дом, принадлежащий семье Аслана Бютукаева, которого силовики считают руководителем батальона смертников "Рийад ас-Салихийн".
12-13 декабря, село Гелдаган Курчалоевского района. Полностью снесен дом Султана Вахаева. Здание пустовало с 2013 года в связи с выездом семьи из республики. Примечательно, что в сентябре 2010 года силовики уже сжигали дом Вахаева, после чего он был заново отстроен.
12-13 декабря, Гудермес. Снесен дом семьи Руслана Магомадова. "Сын Магомед был среди боевиков, участвовавших в атаке на Грозный 4 декабря. После этих событий семья уехала в неизвестном направлении".
14-15 декабря, Гудермес. С использованием тяжелой техники был снесен дом Якуба Идрисова, в котором он проживал с женой, сыном, снохой и годовалой дочкой-инвалидом детства. Сын Якуба Тимерхан был обнаружен среди убитых боевиков 4 декабря.
14-15 декабря, Гудермес. Снесен дом Султана Сайдалова, где проживала его вдова Марха, их сын, сноха и трое малолетних детей. Другой сын Сайдалова примкнул к боевикам в 2011 году. Среди участников нападения на Грозный он не значится.
18-19 декабря, село Кошкельды Гудермесского района. Сожжен старый саманный дом семьи Шабановых.
20-21 декабря, село Ишхой-Юрт. Сожжен пустовавший дом Масары Вадаловой. Один из сыновей, Асламбек, примкнул к вооруженному подполью в начале первой чеченской войны.
20-21 декабря, село Кошкельды. С использованием техники был до основания разрушен новый кирпичный дом семьи Шабановых.
Тема уничтожения домов в Чечении прозвучала 18 декабря 2014 года на ежегодной большой пресс-конференции президента России. Владимир Путин на вопрос Ксении Собчак о правомерности досудебных расправ ответил: "Как правило, родственники людей, которые совершают теракты, знают об этом. Но это не дает права никому, в том числе руководителю Чечении, на досудебные расправы. Правоохранительные органы проводят по этому случаю проверку, кто были те люди, которые сожгли дома родственников террористов".
Источник: kavkaz-uzel.ru