Московский Сахаровский центр внесен министерством юстиции России в реестр НКО-иностранных агентов. Число "иностранных агентов" в этом списке достигло 24.
Как говорится на сайте министерства, "факт соответствия признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, был установлен в ходе проведения Главным управлением Минюста России по Москве внеплановой документарной проверки".
Кроме региональной общественной организации "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова" (официальное название Сахаровского центра), в реестр иностранных агентов были включены Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр" и Краснодарская краевая общественная организация выпускников вузов.
Это произошло спустя несколько дней после того, как российские власти причислили к иностранным агентам правозащитное движение "За права человека".
Внеплановая проверка Сахаровского центра была проведена минюстом в начале декабря.
Поводом послужило заявление от некоего гражданина, личность которого представители министерства разглашать не стали.
Политика дискуссий
Эта проверка была третьей за два года, причем предыдущие две не выявили никаких нарушений.
Исполнительный директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский рассказал в интервью Русской службе Би-би-си, что проверка нашла признаки политической деятельности в расшифровках дискуссий экспертов, которые проходили в стенах центра и были опубликованы на его сайте, причем речь идет о материалах, опубликованных в 2012-м, 2013-м и 2014 годах.
"Ни прокуратура в 2013 году, ни минюст в августе 2014 года нашу деятельность политической не сочли, а сейчас почему-то сочли", - сказал Лукашевский.
"Высказывания этих людей, принимавших участие в дискуссиях, и вменены в качестве критики действий государственной власти, что, по решению Конституционного суда, является политической деятельностью", - рассказал директор Сахаровского центра.
При этом Лукашевский считает, что минюст слишком широко трактует определение политической деятельности, данное Конституционным судом. Политической деятельностью в таком случае можно было бы считать не столько диалоги, а скорее прямые высказывания экспертов, доклады и речи, замечает он.
Иностранное финансирование
Сергей Лукашевский ранее говорил о сотрудничестве с западными организациями, объясняя, что российские власти средств на содержание центра не выделяют.
По принятому в 2012 году в России закону, некоммерческая организация причисляется к категории "иностранных агентов", если ведет политическую деятельность и получает финансирование из-за рубежа.
В июне 2014 года министерство юстиции получило права принудительно включать в этот реестр те организации, которые не сделали это самостоятельно.
При этом такая организация, включенная в список иностранных агентов принудительно, выплачивает крупный штраф.
Директор Московского бюро по правам человека Алексадр Брод, комментируя действия минюста, раскритиковал отношение российских властей к иностранному финансированию НКО.
"Это финансирование бывает разным. Нельзя исключать финансирование, которое связано с культурой, наукой, гуманитарными контактами. Ничего в этом плохого нет, мы живем в открытом мире, и нельзя отгораживаться от него искусственными железными занавесами", - сказал он в беседе с Би-би-си.
"Ценность интеллектуальной свободы"
Александр Черкасов, глава причисленного к иностранным агентам правозащитного центра "Мемориал", в интервью Интерфаксу раскритиковал внесение в реестр Сахаровского центра.
"Тут ведь и даты важны: "внеплановая проверка", по итогам которой минюст вынес свое решение, началась 13 декабря, в канун 25-летия со дня смерти Андрея Дмитриевича [Сахарова]", - говорит Черкасов.
"Важно и то, что именно минюст посчитал "политической деятельностью", - замечает он. - Претензии высказаны к содержанию свободных дискуссий, которые организовывал Сахаровский центр. Андрей Дмитриевич в своих знаменитых "Рассуждениях..." указывал на фундаментальную ценность интеллектуальной свободы как непременного условия прогресса и мирного сосуществования. И вот - нате - записывают в "агенты" за ту самую интеллектуальную свободу".
Александр Брод, в свою очередь, заявил, что термин "иностранный агент" возвращает общество "к риторике сталинских времен".
Он назвал печальным тот факт, что "это клеймо" появилось на центре, носящем имя человека, равного которому в России не появилось за прошедшие с его кончины четверть века.
Источник: bbc.ru