В главном печатном издании Бостона опубликовали письмо Председателя Кабинета Министров ЧРИ А.Закаева
К нашему сожалению, теракт в Бостоне дал в руки российских пропагандистов дополнительные козыри в этой многолетней клеветнической кампании против чеченского народа. Как только выяснилось, что братья Царнаевы, подозреваемые в совершении терактов в Бостоне, являются этническими чеченцами, российские, а вслед за ними и американские СМИ стали выискивать «связи» братьев с вооруженным подпольем на Северном Кавказе, проводя мысль о том, что «чеченцы объявили террористическую войну Америке». Однако целый ряд обстоятельств выявляет безосновательность подобных обвинений, сделавших своей мишенью целый народ.
Хочу напомнить, что, по сообщениям американских следственных органов, российские спецслужбы в 2011 году обращались к ФБР с просьбой проверить старшего из братьев Царнаевых Тамерлана, которого они подозревали в намерении выехать на Северный Кавказ и примкнуть к повстанцам. ФБР США провело такую проверку и сообщило российским коллегам, что никакого «компромата» против Тамерлана Царнаева не обнаружено, и в свою очередь направило в ФСБ РФ просьбу прислать о Тамерлане Царнаеве дополнительную информацию. Эту просьбу американцев российские спецслужбы проигнорировали. После этого, в январе 2012 года Тамерлан Царнаев прилетел из США в Москву, а оттуда направился в Дагестан и находился в этой республике в течение полугода. Между тем, российские спецслужбы, которые годом раньше уже взяли на заметку Тамерлана Царнаева, и которые тщательно отслеживают ситуацию на Северном Кавказе, не задержали его и не допросили. И такая «беспечность» российских спецслужб показывает, что в этом деле много странного и непонятного. В своем выступлении по поводу теракта в Бостоне президент США Барак Обама так же подчеркнул, что это дело порождает много вопросов.
Следствие продолжается, и хорошей новостью является то, что младший из братьев Царнаевых остался в живых и, можно надеяться, многое прояснит в этом деле. Однако, какими бы ни были результаты следствия, я хотел бы призвать западных журналистов не акцентировать внимание аудитории на национальности подозреваемых в терроризме братьев Царнаевых. Потому что у чеченского народа, с которым СМИ пытаются связать это преступление, нет враждебности ни к США, ни к Западу в целом. Напротив, сотни тысяч чеченцев благодарны народам и правительствам западных стран за то, что они и их дети получили в Америке и Европе приют, социальную и медицинскую помощь и перспективы на будущее в тот период, когда они бежали, спасаясь от ада жесточайшей войны. Я далек от намерения идеализировать чеченцев, но считаю недопустимым демонизировать многострадальный чеченский народ и возлагать на него коллективную ответственность за преступление, совершенное отдельными личностями.
Чеченская республика вместе с другими республиками, входившими в СССР, в 1990 году объявила государственную независимость. Это было сделано не «в одностороннем порядке», как пишут российские идеологи, а в полном соответствии с действовавшими на тот период законами СССР, Российской Федерации, а также по нормативам международного права. Президент СССР Михаил Горбачев и российский лидер Борис Ельцин отозвались на это событие официальными поздравительными телеграммами.
После целого ряда провокаций и попыток инспирировать в Чечне «мятежи», 11 декабря 1994 года российские войска по приказу президента Ельцина вторглись в независимую Чеченскую республику. Началась российско-чеченская война, которая с перерывами продолжается вот уже 19-й год. За это время чеченский народ потерял более 250 тысяч человек убитыми. Массовое уничтожение чеченского населения российскими агрессорами сопровождалось пытками и бессудными казнями. Все эти военные преступления зафиксированы международными правозащитными организациями.
В результате этой войны чеченский народ не только понес невосполнимые утраты, но и разделился на различные политические сегменты, перестав быть единым общественным организмом. Именно это обстоятельство известный политолог Збигнев Бжезинский назвал одной из самых острых трагедий чеченского народа. Действительно, одна часть чеченцев, находясь под оккупацией, вынуждена сотрудничать с Россией и ее ставленниками. Другая часть радикализировалась и перешла на методы борьбы, осуждаемые международным сообществом, а также легитимным чеченским руководством, находящимся на Западе. Третья часть оказалась в эмиграции в различных странах мира.
Российский президент Путин сознает, что рано или поздно ему придется ответить за геноцид чеченского народа. Именно поэтому российская пропаганда с началом второй военной кампании прилагала огромные усилия к тому, чтобы представить преступную войну против чеченского народа «борьбой с международным терроризмом». Однако в каждом громком террористическим акте, который происходил в России, со временем неизменно обнаруживалось участие российских спецслужб. Так было во взрывах в российских городах осенью 1999 года, так было при захвате театра на Дубровке в 2002 году, так было при захвате школы в городе Беслане в 2004 году. Благодаря расследованиям, проведенным журналисткой Анной Политковской и диссидентом Александром Литвиненко, эти и другие преступления российского правящего режима стали достоянием мировой общественности.
Чеченцы издавна являются жертвами российской пропаганды. В годы коммунистического режима, когда по приказу диктатора Сталина чеченцы были депортированы в Центральную Азию, советская пресса и публицистика обвиняли их в «предательстве» и «массовом пособничестве немецким фашистам». И это при том, что силы Вермахта так и не дошли до территории Чечни и, следовательно, чеченский народ в массе своей не имел физической возможности сотрудничать с ними. В то же время в составе немецкой армии против Сталина воевало около миллиона русских солдат и сотни тысяч солдат, представлявших другие народы СССР. Тем не менее, не этим народам, а именно чеченцам долгие десятилетия приходилось опровергать лживые измышления о «массовом сотрудничестве с фашистами». Теперь российская пропаганда пытается привить чеченцам очередной «комплекс вины», внушая им, а заодно и всему миру убежденность в том, что борьба чеченского народа за свою свободу есть ничто иное как «международный терроризм».
В завершение хочу сказать, что Бостон – это не Москва, а американская ФБР – это не российская ФСБ, и поэтому я убежден в том, что американцы проведут объективное и всестороннее расследование этого преступления. И я призываю всех дождаться результатов идущего следствия и не делать скоропалительных выводов.
Председатель Кабинета Министров ЧРИ
Ахмед Закаев.