Human Rights Watch обвинила правительство Мьянмы (бывшая Бирма) в государственном терроре в отношении мусульманского меньшинства, компактно проживающего в провинции Ракхайн. Межэтнические столкновения между мусульманами и буддистами начались в этой пограничной провинции в начале июня, и, только по официальным данным, их жертвами стали более 70 человек. Правительство утверждает, что ввело войска в район для размежевания сторон, но свидетели говорят о поддержке силовиками буддистов-погромщиков.
Мьянманские полицейские и военные убивали, насиловали и беззаконно арестовывали представителей народности рохинджа в ходе подавления массовых протестов на национальной почве, охвативших в июне провинцию Ракхайн, где компактно проживают эти выходцы из соседней Бангладеш (на самом деле, рохинджа – коренной местный этнос – ЧП). Об этом говорит последний доклад международной неправительственной организации Human Rights Watch.
Объектом государственного террора стали представители двух этнических меньшинств, араканцев, или ракхайнов, исповедующих как ислам, так и буддизм, и мусульман-рохинджа, этнически близких к бенгальцам. Обе народности давно враждуют друг с другом, и новые столкновения между ними дали повод центральному правительству вмешаться. Основанием для таких выводов стали собранные исследователями HRW 57 интервью с представителями обоих этнических меньшинств. «Мьянманские силы безопасности не сумели защитить араканцев и рохинджа друг от друга и развязали кампанию насилия и массовых арестов в отношении рохинджа», — заявил журналистам, представляя доклад, директор HRW по Азии Брэд Адамс. По его словам, заявления официального Найпьидо о том, что правительственные силы пытались размежевать две враждующие народности, не соответствуют действительности: на самом деле власти страны лишь осуществляли «преследование на государственном уровне» недовольных, следуя давней традиции дискриминации рохинджа.
Выводы HRW подтверждают оценки другой международной неправительственной организации, Amnesty International, которая говорила об «одностороннем насилии в отношении мусульман в общем и в отношении рохинджа в частности». Официальные данные свидетельствуют об аресте 858 человек, причастных к погромам, среди которых оказались пять сотрудников Агентства ООН по делам беженцев и работник Продовольственной программы ООН. 77 человек погибли, 109 получили ранения, а около 5 тыс. домов были сожжены, уточняет МИД Мьянмы. Власти Мьянмы сознательно блокировали доступ в районы спецопераций, порой арестовывая работников гуманитарных и неправительственных организаций.
В четверг препоны деятельности гуманитарных организаций стала ставить и Бангладеш, отказывающаяся признавать в рохинджа своих соплеменников. По сообщениям AFP, официальная Дакка дала указанием трем организациям — «Врачам без границ», «Действию против голода» и «Британской мусульманской помощи» — приостановить свою деятельность в округе Кокс-Базар, граничащем с Мьянмой. Там, свидетельствуют агентства, нашли пристанище тысячи незарегистрированных беженцев из соседнего государства. По официальным данным, в Бангладеш проживают 300 тыс. рохинджа, причем каждый десятый из них зарегистрирован как беженец: получившие такой статус живут в двух лагерях под администрацией Агентства ООН по делам беженцев.
Следует отметить, что военная хунта, правящая в Мьянме, не признает рохинджа за этническое меньшинство, называя их « потомками незаконно перебравшихся на мьянманскую территорию мигрантов из соседней Бангладеш». Власти признают право на официальное проживание тех из рохинджа, кто живет в стране уже в третьем поколении. В последние десятилетия «пришлые мусульмане» и в меньшей степени исповедующие ислам араканцы, известные как каманы, несколько раз подвергались масштабным репрессиям в Ракхайне. По некоторым данным, в Мьянме проживают до 800 тыс. мусульман-рохинджа.
Главарь военной хунты генерал Тан Шве даже слал официальные запросы в ООН с просьбой принять мусульман-рохинджа в третьих странах, однако Агентство ООН по делам беженцев смогло ответить лишь, что может оказывать помощь тем, кто бежал из одной страны в другую, а не проживает постоянно на территории одного государства. Бангладеш своими соотечественниками их также считать отказывается.
Мусульмане рохинджа, проживающие в провинции Аракан (ныне – Ракхайн) в Мьянме, – один из забытых народов нашего времени. Слово «рохинджа» происходит от слова «Рохандж» - древнего названия Аракана. В этой провинции, граничащей с Бангладеш, проживают два основных этнических сообщества – буддисты ракхайн и мусульмане рохинджа. Рохинджа насчитывается около трех с половиной миллионов. Из-за преследований и этнических чисток большей части этого народа пришлось покинуть свои дома и переехать в Бангладеш, Пакистан, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Таиланд или Малайзию.
Некоторые историки утверждают, что первыми мусульманами, поселившимися в Аракане, были арабы, которые прибыли сюда под предводительством Мухаммада ибн Ханафийа еще в конце седьмого века нашей эры. Он женился на королеве Кайяпури, которая приняла Ислам. После этого основная часть ее народа также стала мусульманами. До сих пор в этом районе сохранились старые называния горных вершин – Ханифа Тонки и Кайяпуи Тонки.
На протяжении столетий мусульмане рохинджа относительно мирно уживались с буддистами ракхайн. Однако во время Второй мировой войны ситуация изменилась. Между двумя этническими сообществами начались столкновения, которые подстрекали третьи стороны, в особенности – британские раджи. Во время погрома 28 марта 1942 года были убиты около 100 тысяч рохинджа, а еще 80 тысяч покинули свои родные места. С тех пор отношения между двумя народами окончательно испортились.
После приобретения Бирмой независимости в 1948 году мусульмане предприняли неудачную попытку вооруженного восстания, требуя создания автономного образования внутри Бирмы. В результате начались массовые репрессии среди приверженцев Ислама, которые потеряли все ключевые посты в органах власти, а многие – и собственность.
С установлением же военной диктатуры генерала Не Вина в 1962 году мусульмане Аракана были провозглашены «незаконными иммигрантами», якобы поселившимися в Бирме в годы британского господства. Правительство фактические задалось целью изгнать их из Бирмы, начав с того, что лишило рохинджа гражданства. Таким образом, в 1974 году представители этого народа стали «иностранцами» в своей собственной стране.
К 1999 году уже насчитывалось не менее 20 попыток выселения рохинджа, осуществлявшихся сменявшими друг друга правительствами Бирмы. Крупнейшая из них, получившая название «Операция королевский дракон», относится к 1978. Она началась 6 февраля с «зачистки» в самого крупного мусульманского населенного пункта Саккипара и охватила весь район. Мусульмане, как мужчины, так и женщины, как молодые, так и старые, подвергались массовым арестам, пыткам, убийствам, изнасилованиям.
Потрясенные нависшей над ними угрозой, многие рохинджа покинули свои дома и перешли границу с Бангладеш. 300 тысяч из них поселились во временных лагерях, созданных правительством этой страны. ООН признала этих людей беженцами.
18 июля 1991 года была предпринята еще более жестокая кампания, направленная на геноцид рохинджа. Их убивали, лишали собственности, женщин насиловали, места поклонения разрушали. В Бангладеш хлынула новая волна тысяч эмигрантов.
В настоящее время в результате подписания двустороннего соглашения между Бангладеш и Мьянмой некоторые часть беженцев рохинджа вернулись в родные места, однако их отношения с ракхайн, которые провозглашены единственными коренными жителями этой местности, продолжают ухудшаться.
Как видно, судьба рохинджа, не менее плачевна, чем судьба американских индейцев. Озабоченность проблемой не раз выражала мировая общественность, но пока безуспешно.
Влиятельная правозащитная организация «Международная амнистия» в своем докладе за 2003 г. отмечала: «рохинджа отправляются на принудительные дорожные работы. На свободу передвижения представителей этой народности по-прежнему накладываются суровые ограничения. Кроме того, им отказывают в предоставлении гражданства. 3 тыс. же тех, кто бежал в Бангладеш, из лагерей беженцев силой выдворяли обратно. Поступают также сведения об актах насилия, совершенных буддистами против мусульман. Последних убивали, а их собственность уничтожали».
Фоторепортаж о геноциде рохинджа здесь, здесь и здесь.
Обзор по материалам СМИ подготовил
Анзор Сугаипов.
03.08.12.