Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

О чеченском ресентименте

Изменение сознания значительной части чеченского народа за последние десятилетия вызывает серьезное беспокойство. Мы наблюдаем усиление отказа от признания реальности, маскируемой под религиозно-политические мифы. Безусловно, пропагандистская машина играет важную роль в идеологической обработке населения, однако успех этой обработки объясняется еще и тем, что бессознательные устремления народа резонируют с основными нарративами пропаганды.

Французское слово “ressentiment” в философии означает чувство враждебности к тому, кого человек считает причиной своих неудач, и бессильную зависть. Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали». По мнению Ницше, ресентимент является ключевой характеристикой морали рабов, противопоставляемой морали господ.

Для анализа трансформации массового сознания в чеченском обществе важно рассмотреть размышления Ницше на эту тему.

«Восстание рабов в морали начинается с того, что ресентимент сам становится творческим и порождает ценности: ресентимент таких существ, которые не способны к действительной реакции, реакции, выразившейся бы в поступке, и которые вознаграждают себя воображаемой местью. В то время как всякая благородная мораль произрастает из торжествующего “Да”, сказанного самому себе, мораль рабов с самого начала говорит “Нет” “внешнему”, “иному”, “не-себе”: это “Нет” и оказывается ее творческим деянием» — Фридрих Ницше, «К генеалогии морали».

Ницше подчеркивает, что мораль господ исходит из внутренней силы и самоутверждения. Господин создает свои ценности изнутри, опираясь на свою силу и уверенность в себе. Напротив, мораль рабов ориентируется на другого, подчиняясь и приспосабливаясь. Раб самореализуется в отрицании и подчинении, его действия являются реакцией на внешние раздражители.

Эти идеи Ницше можно применить к анализу чеченского общества. Трансформация сознания значительной части чеченцев отражает переход от морали господ к морали рабов. Люди, ранее действовавшие из внутренней силы и уверенности, защищая свои права и независимость, теперь подчиняются внешнему давлению и идеологической обработке. Ресентимент, возникающий в этом процессе, становится творческой силой, порождающей новые ценности, которые оправдывают подчинение и адаптацию к новым условиям.

 

Мораль господ и мораль рабов в чеченском контексте

 

Исторически, чеченцы, борющиеся за свою независимость, олицетворяют мораль господ. Их борьба исходит из внутренней силы и уверенности, они утверждают свои традиции и обычаи, защищая их от внешних врагов. Это проявление морали господ, где действия исходят из внутренней уверенности и самоутверждения.

Однако предатели, которые переходят на сторону колонизаторов, действуют по морали рабов. Они подчиняются внешнему давлению и приспосабливаются к новым условиям, изменяя свои ценности и обычаи. Их действия реактивны, они отвечают на внешние раздражители, вместо того чтобы исходить из внутренней силы. Это проявление ресентимента, где обида и ненависть к своим угнетателям превращаются в новые, искаженные ценности.

Ресентимент у таких предателей проявляется в оправдании своей жестокости и подавлении любых проявлений несогласия с диктаторским режимом. Они начинают видеть в своих бывших собратьях врагов и направляют свою обиду и ненависть против тех, кто продолжает бороться за свободу. Это приводит к созданию новых ценностей, основанных на отрицании и подчинении, что характерно для морали рабов.

Когда мир не поддается воздействию, рабы уничтожают его в воображении, радикально отрицают его существование. Отказ от реальности в современном чеченском обществе, проживающем на исторической родине, прямо связан с чувством беспомощности людей, неспособных внести хотя бы минимальные изменения в жизнь своего народа и даже своей семьи. Пытаясь найти утешение в религии, люди с разорванными сердцами и разбитым сознанием обращаются к религиозным авторитетам в республике. Эти авторитеты, в свою очередь, являются главными идеологическими проводниками колониальной политики Кремля, подливая масло в огонь "рабского" негативизма.

 

Ресентимент в чеченской администрации

 

Особенность чеченской ситуации заключается в том, что вся административно-полицейская машина в республике, от Рамзана Кадырова до последнего гаишника, является носителем ресентимента. Для Кадырова исток ресентимента заключается в признании предательства его отца и его самого со стороны чеченского общества. Он не признается равным и уважаемым среди чеченских рыцарей чести, посвятивших свою жизнь борьбе за свободу своего народа, что является священным заветом, передаваемым из поколения в поколение в чеченском обществе. Для простых людей — это беспомощность перед лицом жестокости кадыровской власти.

В какой-то момент ресентиментные фантазии кадыровской власти вошли в резонанс с ресентиментными фантазиями простых граждан, и общество стало меняться. Даже люди, далекие от ресентимента, но напуганные происходящими изменениями, которые они не в силах предотвратить, пытаются отрицать реальность происходящего или хотя бы зарыть голову в песок.

 

Переворот моральных ценностей

 

Эта подмена ценностей привела к перевороту в моральных ориентирах общества, перераспределению восхищения и почитания. Предательство, когда-то считавшееся одной из самых низких форм измены в чеченском обществе, теперь истолковывается как стратегическое решение, умелый ход в игре выживания. Лицемерие, прежде осуждаемое за его двуличность, стало принятым образом поведения, под видом так называемой "народной дипломатии" или "чеченских хороших манер". Подлость, вместо того чтобы вызывать отвращение, теперь подается как смелость, нестандартность или даже решительность. А религия, вместо того чтобы служить основанием для поощрения добродетели и моральной чистоты, используется для оправдания этих нравственных извращений.

К еще большим метаморфозам приводит тот факт, что представители современного коллаборантского режима, олицетворяющие самые низменные человеческие качества в истории чеченского народа, пытаются прикрыть своё ничтожество благородными именами из чеченской истории, обращаясь к героям, которые отдали свои жизни за идеалы свободы и справедливости. Это является крайней степенью цинизма и искажением исторических фактов. Герои чеченского народа стоят как символ борьбы за свою землю и права. Они были примером самоотверженности, мужества и преданности идеалам. Однако сегодняшние манипуляторы и предатели, используя их имена, пытаются перевернуть смысл их подвигов, приписывая себе чужие заслуги и идеалы. Такое укрывательство за благородством настоящих героев только подчёркивает моральное разложение и деградацию общественных ценностей. Это явление свидетельствует не только о недостатке моральных принципов у тех, кто прибегает к таким манипуляциям, но и об опасности искажения истории и утраты памяти в обществе.

 

Опасность искажения ценностей

 

Искажения ценностей в чеченском обществе используют традиционность и религиозность в качестве инструментов для достижения своих целей. Под прикрытием благочестия и преданности традициям, власть пытается оправдать свои безнравственные поступки и предательства, представляя их как проявление героизма и благородства.

Это явление особенно опасно, поскольку оно подрывает доверие к традиционным ценностям и религиозным убеждениям, делая их орудием для манипуляции и пропаганды. Вместо того чтобы служить источником мудрости, сострадания и духовного роста, религия и традиции становятся инструментами в руках тех, кто готов ради власти потопить свой народ в крови. Надо отметить, что религиозный фактор, как важная часть национального идентификационного кода, является самым эффективным инструментом в проводимой «ресентиментской» политике, потому что вера в истории чеченского народа в трудные времена спасала от безысходности и трагедии, и даже Советская власть не смогла за многие десятилетия вытравить её из души народа.

Это вызывает не только недоверие к институтам религии и культуры, но и разобщение общества, разрушение моральных основ и рассеивание духовных ценностей. В результате, мы становимся свидетелем не только деградации моральных норм, но и искажения их самого смысла. Благородство, уважение и героизм стали пустыми оболочками, лишёнными смысла и глубины, и вместо того, чтобы возвышать и вдохновлять, они служат лишь маской для обогащения правящей элиты.

 

Заключение

 

Концепция ресентимента Ницше помогает понять, как чувство обиды и ненависти может трансформироваться в искаженные ценности, которые оправдывают предательство и жестокость. В примере борьбы чеченского народа за независимость это проявляется в действиях предателей, которые переходят на сторону колонизаторов, изменяя свои ценности и оправдывая свое предательство. Их действия основаны на морали рабов, где ценности создаются из обиды и ненависти, и направлены на подчинение и отрицание.

Понимание этих процессов помогает глубже осмыслить текущие изменения в чеченском обществе и выявить возможные пути его дальнейшего развития.

 

Роберт Бек