Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Доклад Председателя Правительства ЧРИ А.Закаева на Втором Форуме Свободных Народов России

Премьер-министр Чеченской Республики Ичкерия Ахмед Закаев, представитель посольства США Гриффин Роззел и специальный представитель Председателя Правительства ЧРИ Инна Курочкина на открытии Второго Форума Свободных Народов

Прага

Чечня

II Форум «Постпутинская Россия»

 

Я приветствую всех участников данного форума. И вначале хочу поблагодарить организаторов этого собрания. Спасибо вам большое.

Уже более 30 лет я являюсь непосредственным участником военно-политического процесса как в самой Чечне, тaк и вокруг нее. Все эти 30 лет информация, исходящая от российских пропагандистов призвана дезинформировать не только российскую, но и международную общественность. К сожалению, кремлевские идеологи до сих пор продолжают верить в печально известное утверждение, что тысячу раз повторенная ложь становится правдой. Но на мой взгляд, верно изречение Авраама Линкольна: «Вы можете постоянно обманывать несколько человек или некоторое время всех людей, но вы не можете обманывать все время всех людей».

В России менялись цари, генсеки и президенты, менялось политическое устройство: монархия сменилась большевизмом, на смену последнему пришла демократия, однако главная установка России в отношении чеченцев – «покорить или истребить» – не менялась никогда.

«Покорить или истребить» – нет ни одного поколения чеченцев, которое за последние три столетия не испытало бы на себе эту неизменную российскую политику. И на всех этапах противостояния помимо грубой военной силы и репрессий Россия прибегала к обману и всегда делала это через мирные инициативы. Чтобы не быть голословным, приведу факты из нашей истории.

С середины 50-х годов XIX века, в самый разгар большой Кавказской войны, командование российскими войсками на Кавказе (князь Воронцов и князь Барятинский) начало распространять среди населения прокламации, в которых, по сути, обещалось все, за что чеченцы боролись: широкая внутренняя автономия, иммунитет от призыва в армию, сохранение всех существующих властных систем и традиционной для народа судебной системы, освобождение от уплаты налогов в казну на 5 лет и, наконец, возвращение всех земель, которыми они владели до 1839 года.

 

Ключевыми были следующие слова князя Барятинского:

 

«Не имейте более никаких опасений и сомнений насчет вашей будущности. Вы отныне должны быть убеждены, что ваша вера, ваша собственность и ваши обычаи остаются неприкосновенными». (РГ ВИА. Ф. 23. Оп. 1. Д. 398. Л. 76 -77об).

 

В 1861 году князь Барятинский выехал в Европу для лечения подагры, а в следующем году подал в отставку. Больше на Кавказ он не возвращался. Наместником на Кавказ был назначен великий князь Михаил, брат императора. И после завоевания Северо-Западного Кавказа российская администрация стала беззастенчиво нарушать все пункты прокламации князя Барятинского и все данные от имени императора обещания: чеченцам не только не вернули отнятые у них земли, а, напротив, стали отнимать у них новые земельные участки и строить на них казачьи станицы и крепости. Российский историк-востоковед, председатель Кавказской археографической комиссии Адольф Берже писал о послевоенном положении чеченцев: «Все население Чеченского округа, состоящее из 81 860 душ, стеснилось на пространстве 76 квад. миль; таким образом, на каждое семейство приходится в аулах от 5 до 10 десятин, т.е. не более двух десятин на душу. При такой тесноте не только развитие хозяйства, но даже существование народа не может считаться обеспеченным» (А.П. Берже. Выселение горцев с Кавказа.//«Русская старина», 1882 г, №10, стр. 10).

 

Таким образом, не прошло и 5 лет, как царская Россия грубо попрала все данные ею чеченцам обещания и не только не вернула земли, но отняла новые и создала в Чечне нестерпимый земельный голод, результатом чего, по словам того же Берже, явилось переселение в Османскую империю пятой части от общей численности чеченского народа. Вслед за этим в Чечне началась непрерывная череда народных восстаний, возглавляемых теми самыми наибами, которые были жестоко обмануты царскими наместниками и самим царем, от имени и с ведома которого все эти прокламации распространялись.

 

Ибрагим-Бек Саракаев, чеченский историк начала XXвека, в книге «По трущобам Чечни» в 1913 г. на стр. 8. писал, что чеченцы десятилетиями хранили эти прокламации в своих домашних архивах, при каждом удобном случае предъявляя их российским властям, но последние не обращали на них ровно никакого внимания.

 

Хочу особо отметить отношение русской либеральной общественности эпохи Кавказской войны к горцам, в том числе и чеченцам, которые отстаивали свою свободу и независимость в тяжелейшей борьбе с царями-тиранами, врагами которых являлись и те самые либералы. Вы можете подумать, что, являясь сторонниками свободы, российские либералы той эпохи сочувствовали борьбе чеченцев? Ведь это было бы естественным проявлением сочувствия и солидарности. Однако мы видим противоположное: эти либералы своей кровожадностью превосходили царей и требовали полного уничтожения непокорных кавказских горцев, чтобы, как они предлагали и предполагали, заселить Кавказ русскими крепостными крестьянами.

 

Вот что, к примеру, предлагал сделать с кавказскими народами П. И. Пестель, руководитель Южного общества декабристов, в своем конституционном проекте, составленном в 1823 году:

 

1) Решительно покорить все народы живущие и все земли, лежащие к северу от границы, имеющей быть протянутою между Россией и Персией, а равно и Турцией; в том числе и Приморскую часть, ныне Турции принадлежащую.

2) Разделить все кавказское народы на два разряда: мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силой переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям, и

3) Завезти в Кавказской земле русские селения и сим русским переселенцам раздать все земли, отнятые у прежних буйных жителей, дабы сим способом изгладить на Кавказе даже все признаки прежних (то есть теперешних) его обитателей и обратить сей край в спокойную и благоустроенную область Русскую.

http://vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/VV_PES_W.HTM#2_1

 

Остановимся на минуту на этом проекте. Народы, которые П.И. Пестель назвал «мирными», известны – это народы Закавказья, грузины, армяне и азербайджанцы, которые добровольно присоединились к России и даже сами просили российского покровительства, за исключением некоторых азербайджанских ханств, присоединенных к России силой, но, тем не менее, довольно спокойно принявших российское подданство. Что касается народов «буйных», то это народы Северного Кавказа, занимающие территорию от Каспийского до Черного морей. И именно чеченцы, занимая центральную часть этого региона, представляли собой главный узел борьбы против рабовладельческой Российской империи. Это признают и российские деятели царской эпохи, и сменившие их функционеры коммунистического режима. Чтобы не быть голословным, приведу пару цитат.

 

Так, начальник штаба Кавказского военного округа, начальник Терской области (1875 г.) и наказной атаман Терского казачьего войска генерал А.П. Свистунов отмечал: «Чечня в период долголетней борьбы с горцами на Восточном Кавказе представила для нас наиболее затруднений, потребовала наибольших жертв и усилий» («Очерк восстания горцев Терской области в 1877 году». СПб.,1896 г.).

 

Академическая Большая Советская Энциклопедия свидетельствует: «Наиболее активными и сильными противниками царского правительства при завоевании Северного Кавказа справедливо считались чеченцы. Натиск царских войск на горцев вызывал их объединение для борьбы за свою независимость, и в этой борьбе горцев чеченцы играли выдающуюся роль, поставляя главные боевые силы и продовольствие для газавата (священной войны). Чечня была “житницей” газавата. …Николаевские генералы после ряда поражений поняли, что путь завоевания горцев лежит через Чечню» (Большая Советская Энциклопедия, первое издание. Т. 61. М., 1934 г.).

 

Естественно, именно чеченцы должны были стать первой жертвой либералов-декабристов, приди они к власти. Ведь для того, чтобы расселить чеченцев мелкими группами среди русского населения для быстрейшей их ассимиляции, их сначала нужно было завоевать и покорить. Иными словами, декабристы предполагали продолжить геноцидную для кавказцев войну до полного их истребления в войне, а затем и в ассимиляционном «плавильном котле». Таковы были планы либералов-декабристов относительно народов Северного Кавказа и в первую очередь чеченцев. И на этом фоне тиран и деспот Николай I, повесивший Павла Пестеля после восстания декабристов в декабре 1825 года, был даже милосерднее своих оппонентов-либералов, поскольку он предписал генералу Паскевичу, командующему Кавказским корпусом, всего лишь истребить непокорных горцев Кавказа, но их остатки не предполагалось лишать родины и расселять в русских уездах и волостях. В подлинном смысле этого слова предложения П.И. Пестеля реализовал «отец народов» И.В. Сталин, депортировав чеченцев и некоторые другие народы Северного Кавказа в бескрайние степи Центральной Азии и расселив их небольшими группами среди местного населения и русских колонистов для быстрейшей ассимиляции. При этом более половины чеченцев было уничтожено или умерло от холода и болезней в ходе самой депортации.

 

А вот что 7 декабря 1825 года, за неделю до восстания декабристов, писал своему другу С.Н. Бегичеву выдающийся российский писатель и дипломат А.С. Грибоедов, связанный с декабристами:

 

«…пускаюсь в Чечню, Алексей Петрович (Ермолов) не хотел, но я сам ему навязался.— Теперь это меня несколько занимает, борьба горной и лесной свободы с барабанным просвещеньем, действие конгревов (т.е. зажигательных артиллерийских снарядов), будем вешать и прощать и плюем на историю.…Двух при мне застрелили, других заключили в колодки, загнали сквозь строй; на одного я третьего дня набрел за рекою: висит, и ветер его медленно качает. С успехами в Чечне сопряжена тишина здесь между кабардинцев, и закубанцы не посмеют так часто вторгаться в наши границы, как прошлого осенью. Имя Ермолова еще ужасает; дай бог, чтобы это очарование не разрушилось. В Чечню! в Чечню! Здесь война особенного рода: главное затруднение — в дебрях и ущельях отыскать неприятеля; отыскавши, истребить его ничего не значит». (Из письма С. H. БЕГИЧЕВУ 7 декабря 1825. Станица Екатериноградская).

 

Либералы и российские императоры ненавидели друг друга; императоры казнили и ссылали на каторги либералов, впоследствии те отвечали императорам покушениями и убийствами, но в одном они сходились как сиамские близнецы: в ненависти к свободолюбивым чеченцам и в стремлении раздавить их свободу грубой военной силой. Четко и ясно выразил эту мысль покровитель декабристов и сам тайный декабрист П.А. Ермолов, командующий Кавказским корпусом, в своем письме к А.А. Закревскому:

 

«Это они, чеченцы, возмущают весь Кавказ. Проклятое племя! Общество у них не так многолюдно, но чрезвычайно умножилось в последние несколько лет, ибо принимают к себе дружественных злодеев всех прочих народов, оставляющих землю свою после совершения каких-либо преступлений. И не только. Даже наши солдаты бегут именно в Чечню. Их привлекают туда совершенное равноправие и равенство чеченцев, не признающих в своей среде никакой власти. Эти разбойники принимают наших солдат с распростертыми объятиями! Так что Чечню можно назвать гнездом всех разбойников и притоном наших беглых солдат. Я этим мошенникам предъявлял ультиматум: выдать беглых солдат, или мщение будет ужасным. Нет, не выдали ни одного солдата! Приходилось истреблять их аулы… Я не успокоюсь до тех пор, пока своими глазами не увижу скелет последнего чеченца».

 

Я немного отвлекусь от доклада, но мой рассказ относится к нашей теме. Речь пойдет о памятнике Ермолову и его 30 копиях.

 

 

В 1917 году в России произошла революция, и на смену царскому режиму пришла советская власть, власть коммунистов-большевиков. И для того, чтобы привлечь на свою сторону чеченцев и другие мусульманские народы России, лидер российских большевиков Владимир Ильич Ленин опубликовал Обращение, в котором, в частности, говорилось:

«…чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России!

Отныне ваши веровании и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех пародов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.

Поддерживайте же эту революцию и ее полномочное правительство!

Не теряйте же времени и сбрасывайте с плеч вековых захватчиков ваших земель! Не отдавайте им больше на разграбление ваших родных пепелищ! Вы сами должны быть хозяевами вашей страны! Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию! Вы имеете на это право, ибо ваша судьба в собственных руках» («Известия», №232 от 22 ноября 1917 г.).

 

Как мы видим, обещания Ленина в каких-то местах чуть ли не дословно повторяют былые обещания русского императора, оглашенные князем Барятинским. И, естественно, все эти обещания стали попираться с того момента, когда большевики почувствовали себя властителями России. У чеченцев начали отнимать земли, чтобы организовать на них рабские колхозы; мечети закрывались и в них открывались клубы или овощные склады, все национальные обычаи чеченцев объявлялись «пережитками прошлого», религия преследовалась с такой свирепостью, что за любой текст, составленный на арабском языке, людей арестовывали и отправляли в заключение в сталинский ГУЛАГ на чудовищные сроки. И, естественно, чеченцы восстали против этой лживой и бесчеловечной власти.

 

Для подавления этого восстания в Чечню вводились крупные воинские соединения, селения уничтожались посредством артиллерии и боевой авиации, но подавить движение сопротивления сталинским карательным войскам так и не удалось вплоть до поголовной депортации чеченского народа в Центральную Азию 23 февраля 1944 года.

Даже после этого акта геноцида в горах Чечни продолжалась борьба отрядов сопротивления, контролировавших целые районы (например, Галанчожский), и лишь амнистия Хрущева, объявленная в 1957 году, позволила этим повстанцам вернуться к мирной жизни. При этом следует сказать, что последний из них – Хасуха Магомадов – погиб в бою с чекистскими карателями в 1976 году.

После депортации чеченцев и ингушей в Грозном установили памятник Ермолову с цитатой из его письма А.А. Закревскому:

«Я не успокоюсь до тех пор, пока своими глазами не увижу скелет последнего чеченца». Эту надпись убрали только в 1958 году после возвращения из ссылки депортированных народов. Памятник же оставался на месте до 1990 года несмотря на то, что его несколько раз взрывали. В 1994 году, когда я стал министром культуры, в хранилище музея увидел около 30 копий бюста Ермолова.

 

В 1991 году на смену России коммунистической пришла Россия демократическая.

 

6 августа 1990 года глава Верховного Совета РСФСР, то есть лидер новой демократической России Борис Ельцин, выступая в Казани, произнес хрестоматийную фразу, обращенную ко всем народам России: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Позже он повторил ее в Уфе.

 

Я часто сравниваю чеченский народ с узником, к которому в камеру пришло руководство тюрьмы и торжественно объявило, что он отныне свободен и может покинуть место заключения. Узник, поверив этому торжественному объявлению и видя, что ворота тюрьмы распахнуты, выходит на волю, но тут же раздается рев сирены, он объявляется беглецом, в спину начинают бить пулеметы со сторожевых вышек и его начинают рвать псы охранников. Так поступили с чеченским народом, объявив, что он, как и народы других российских автономий, свободен, а потом, когда чеченцы начали строительство своего независимого государства, обрушили на него две геноцидные войны, стоившие до трети всего населения республики.

 

Преемственность политики от Павла Пестеля 1823 года до Павла Грачева 1994 года.

Секретный приказ Павла Грачева, министра обороны РФ и руководителя группы министров России, ведомства которых были задействованы в наведении «конституционного порядка» в Чечне в декабре 1994 года, свидетельствует о преемственности политики Российского государства по отношению к чеченцам:

«Т. т. Егорову Н. Д., Ерину В. Ф., Степашину С. В.

На основании секретного Указа Президента РФ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики» ведется подготовка по вводу в Чеченскую Республику одной дивизии Внутренних Войск и двух дивизий Министерства Обороны.

В связи с ожидающимся массовым, но неорганизованным сопротивлением принято решение воспользоваться этим обстоятельством и осуществить МАССОВУЮ ДЕПОРТАЦИЮ местного населения под видом его организованного вывода из зоны боевых действий в другие районы Российской Федерации, которые будут определены особо…

Министр Обороны РоссийскойФедерации и Руководитель ГРУППЫ генерал армии ГРАЧЕВ П. С.».

Говоря о долголетии России как империи, историки и политологи не обращают внимания на фундаментальный, основополагающий факт. Если европейские империи вначале были национальными государствами и только с течением времени, захватив заморские колонии, превратились в империи, то генезис российской государственности был совершенно иным: Россия сразу зародилась как империя, минуя стадию национального государства. И если европейские державы, освободив свои колонии, смогли с минимальными потрясениями вернуться в состояние национальных государств, то для России демонтаж империи означает крах государственности как таковой, поскольку она никогда не существовала в форме национального государства. Московия несколько столетий подряд являлась системной частью Золотой Орды, она созрела как государство в недрах этой милитаризованной евразийской империи и восточной деспотии, переняв у последней всю страсть к безудержному расширению территории за счет покорения народов с их безжалостным угнетением.

Примечательно, что более всего Российское государство угнетало свой собственный русский народ, обращенный в крепостное рабство. Традиции крепостничества от царской России перенял СССР, заключив сельское население в подобие трудового гетто – колхоз, без права покидать его. Лишь в эпоху Хрущева крестьянам стали выдавать паспорта и разрешили покидать колхозы. И вполне логично, что уже в наше время председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин предлагает возродить крепостное право и сделать его основой современной путинской России. «При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: «Мы были ваши, а вы — наши»», — написал он в статье под названием «Сон права рождает произвол», опубликованной 26 сентября 2014 года в «Российской газете».

 

Этим же объясняется и безуспешность двух попыток демократизировать Россию, предпринятых в XXвеке: после февральской революции 1917 года, когда несколько месяцев свободы завершились коммунистическим тоталитаризмом, и после перестройки Горбачева с последующим распадом СССР, закончившейся фашизмом Путина, развязавшего кровопролитные войны с целью реставрировать СССР.

 

Пора твердо уяснить, что имперская конструкция российской государственности не допускает ее демократического реформирования. Здесь нужно выбирать что-то одно: или демократия, или империя. И достаточно беспомощными выглядят заявления многих российских либералов о том, что они собираются демократизировать Россию, сохраняя ее имперские захваты. Эти заявления нелепы, потому что внутренне противоречивы, и это противоречие непреодолимо. Обещания демократизировать имперскую Россию сродни обещаниям превратить тигра-людоеда в вегетарианца. Империя порождает насилие центра над захваченными народами и генерирует человеконенавистническую имперскую идеологию, несовместимые с демократией, гуманизмом и защитой прав человека и народов. Если бы каким-то чудом к власти в России пришли либералы-демократы, они сами неминуемо стали бы тиранами и деспотами вроде Путина, потому что невозможно сохранять демократические свободы в империи, построенной на насилии.

 

Мы это видели на примере либералов-декабристов, которые, утвердившись в намерении сохранить и даже еще больше расширить империю, логически пришли к выводу о том, что необходимо будет истреблять народы и затевать новые захватнические войны.

 

А теперь вспомним высказывания некоторых современных российских либерал-демократов о чеченской и украинской трагедиях. В 1999 году в начале так называемой второй русско-чеченской войны на НТВ пригласили четверых экс-премьер-министров: Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко, Евгения Примакова и Сергея Степашина. Комментируя начало войны в Чечне, Черномырдин призвал журналистов особо не критиковать Путина, что он пытается решить проблему, которую не смог решить сам Сталин. (Напомню, что во время депортации в 1944 году было уничтожено более 50 процентов населения). В 2000 году другой российский либерал-демократ Анатолий Чубайс, стоя на руинах г.Грозного, сказал, что российская армия возрождается в Чечне. Другой не менее известный либерал-демократ, жертва путинского режима, Михаил Ходорковский в первый день выхода на свободу после десяти лет заключения, комментируя войну в Чечне, сказал, что нисколько не осуждает Путина за нее, Что он сам лично готов взять автомат и пойти на Кавказ. А ответ Навального на вопрос, вернет ли он Крым Украине, если станет президентом, думаю, все помнят, что Крым — это не бутерброд, чтобы его возвращать.

 

В такой стране как Россия победитель дракона сам становится драконом, как в сказке-притче Евгения Шварца. Только демонтировав империю и создав национальное государство, Россия может стать демократической. И только став демократическим государством, Россия может предложить своим бывшим колониям какие-то формы интеграции – федеративной или конфедеративной. Уверен, что многие народы добровольно примут такую интеграцию. И из генератора бесконечных войн, геноцидов и ненависти к себе Россия может стать центром мирного и процветающего сосуществования многих евразийских народов.

Председатель Правительства Чеченской Республики Ичкерия

Ахмед Закаев