Евгений Ихлов: Краткосрочный политический прогноз (кто не спрятался, я не виноват)
Вот опять пришли сообщения о хакерских атаках на серверы кандидатов на промежуточных выборах в Конгресс США (будут 6 ноября). Только что совсем попались… Только что стало ясно, что все происходит как под лупой – но не могут удержаться… И опять скажут: но ведь им это невыгодно?! Что такое компьютерный взлом у нескольких конгрессменов по сравнению со все более разрастающимся скандалом…
Но ведь нутро не изменишь. Скорпион будет жалить лягушку, даже переносящую его через речку.
Я моделирую путинизм во внешних действиях, как попытку "зеркального" реванша за поражение в Холодной войне. Причем, комбинируя пародию на методы западного давления на коммунистические страны с методами Коминтерна. Однако зеркальность здесь означала и идеологическую перевернутость.
Идея путинистов создать альтернативный Западу геополитический полюс требовала и найти некое идеологическое противостояние. Но Российская "Федерация" также была многопартийным капитализмом. Скрытое внутреннее, вполне фашистское, точнее квазимонархическое по сути, противопоставление отечественной "вертухали" (т.е. F?hrerprinzip) "демократическому хаосу" за пределами СНГ рекламировать было неудобно.
Вариант 2003 года – попытаться противопоставить бушевской Америке неоконов "социал-демократическую" общеевропейскую идентичность даже не пробовали – категорически не нашлось желающих поиграть в социал-демократию. Все путинисты хотели быть только "респектабельными фашиками".
Потом решили притвориться европейцами-традиционалистами, в духе Тютчева и Достоевского, защищающими "священные камни Европы" от либерализма и постмодерна.
Но, поелику, в отличие от "консервативных революционеров" 20-30-х годов, аристократию для создания социальной базы не нашли не там, не здесь, и пришлось уже культивировать откровенных (и прикровенных) "нациков". Дома же - позиционируя себя как "последний оплот антифашизма" и хранителей "традиций 1945 года".
Впрочем, массы в этой казуистике не разобрались, но общий вектор уловили и стали на своей продукции немецкого автопрома вывешивать изображения изнасилования "Можем повторить!", чем полностью перечеркнули все советские и нынешние российские опровержения красноармейских зверств.
Ведь народ твердо знал все: и про вал насилия, и про то, что "это – гнусная клевета на освободителей Европы". Причем, не только знал одновременно, но и мог произносить в одном "потоке сознания".
И получилось такое перевернутое отражение советской пропаганды.
Тогда Запад ругали за социальное неравенство, расизм, дискриминацию, милитаризм, клерикализм.
Теперь – за социальные программы помощи иждивенцам ("безработным неграм/арабам"), политкорректность, бездуховность и прочую "мягкотелость".
Место насмешек над неудачными попытками Западной Европы создать общие структуры (в противовес дружбе советских народов и СЭВу), сменили поношения ЕС именно как нового СССР.
В целом, прочно заняв ту идеологическую нишу, которую в 20-30 годы занимали в Европе фашистские и прогитлеровские течения.
Советские круги (отдел международного ком. и раб. движения ЦК и КГБ) поддерживали антивоенные, левые, пацифистские движения.
Сейчас – расистов и ультраправых консерваторов.
В СССР в Израиле делали ставку на коммунистов-"пораженцев" Вильнера. Сейчас союзник - Нетаньяху.
СССР обличал раздувание империалистами национализма как отвлекание от классовой борьбы и раскол трудящих.
Для путинистской криптовойны с Западом поощрение национализма и ксенофобии – надёжный инструмент, что и подтвердили недавние греческий и македонский скандалы, а также эксперименты с одновременной поддержкой белых и черных радикалов в США.
Но общие методы остались "коминтерновские".
Путин четко решил воссоздать "мягкий" СССР, противопоставив его трещащему по швам ЕС. Ошибка была лишь в том, что идущие под его крыло совершенно не рассчитывали стать в ряды борцов с Западом. На попытке использовать ЕАЭС как Варшавский договор все и завершилось. Пекин также почтительно отказался от роли "стратегического тыла" в борьбе с США.
Но пока удалось многое.
Раздавить и утопить в антизападной истерике либерально-западнический кластер в российском обществе, тем более, российском "политикуме".
Превратить RT (и целый набор его информационный сателлитов) в такой же мощный и эффективный инструмент воздействия на западную аудиторию, каким была Радио Свобода/Свободная Европа в противодействии коммунизму. Создать – преимущественно прямым подкупом (не все "виолончели" тратились на виллы и яхты, далеко не все) – серьезные пропутинские политические фракции на Западе. Только не левые и коммунистические, а очень правые и очень-очень правые.
Содействие Брекзиту, содействие Трампу, два из трех ведущих кандидатов на пост президента Франции - платные агенты Москвы, промосковское правительство Италии, наиболее динамичная оппозиция в Германии...
Советскому Кремлю и близко не удавалось добиться такого макровоздействия на Запад.
Там пределом мечтаний было попадание итальянских коммунистов (точнее, советской агентуры в рядках компартии) в правительство. А высшим пиком политических достижений – левая инфильтрация в рузвельтовский истеблишмент.
И еще диво дивное – чудо чудное, согласие США и Израиля на российскую оккупацию Сирии! При одновременной поддержке Москвой Ирана, ХАМАС и Хезболлы!
Но потом – уже совсем из ряда вон: Путин сказал, что принятие Украины и Грузии в НАТО будет casus belli, а НАТО такую угрозу стерпело!
А совсем апофеоз – спокойно предложить президенту США "мюнхенский" план расчленения частично оккупированной Украины "референдумом" - и не встретить негодующего отказа, но обещание подумать над предложением!
(Получите, дорогие наши либеральные "небутербродники", свою идею "честного референдума" и международной конференции по Крыму, получите и распишитесь в получении. Только – с Крымом "все ясно", а теперь очередь за Донбассом).
Сейчас Запад сталкивается с самым серьезным вызовом своей коррупционной и идеологической устойчивости с послевоенных времен.
Компартия США жила на советских подношениях кэшем, но с 1948 – она безвозвратно стала политическим маргиналом. А вот подкуп станового хребта американского правого консерватизма – Национальной стрелковой ассоциации, да еще кем – "стиральной машиной" "таганцев"! (Про то, во что превратили Институт Никсона и прочие республиканские "мозговые тресты", уже молчу). Выманивать кандидата в президенты США на "стрелку" откровенной чекистской "медовой ловушкой"...
Если бы не закономерный экономический провал – Путин действительно мог быть над миром, доказав, что КГБ лучше бы справилась с организацией мировой экспансии, чем ЦК. Но ведь 40 лет назад - до победы Тэтчер - Западная Европа также смотрела на СССР как кролик на удава.
Тогда ведь Брежневу и Андропову помешало только самое разрушительное оружие в истории – Госплан. (Есть анекдот, где его сотрудники идут на параде по Красной площади с арифмометрами наперевес – даже уже после провоза ракет "Сатана").
* * *
Продолжение темы.
Краткосрочный политический прогноз (кто не спрятался, я – не виноват)
Сейчас, когда Путин снова, как в феврале 2014-го, почувствовал себя "Царем Горы", он попытается нанести нокаутирующий удар Западу. И тут даже Трамп озвереет и превратится в гризли, в которого выстрелили дробью. В итоге во Второй Холодной войне начнется уже серьезное сражение…
Ведь так уже было в конце 1979 года, когда четверка кремлевских старцев решилась войти в Афганистан.
Вспомним. В США был пик второй волны финансово-экономического кризиса, резкое падение популярности президента Картера с его манией "прав человека", а также престижа всего государства – Никарагуа захвачена коммунистами, попытка десанта для освобождения захваченных в Тегеране дипломатов провалилась (из-за поломки вертолёта!) Англия расколота смертельной борьбой Тэтчер с профсоюзами, особенно угольщиков… Во Франции впервые с 1947 года в правительстве коммунисты. Италия – парализована… В Израиле – политическое противостояние между победившими правыми (наследниками Жаботинского) и отброшенной в оппозицию правившей бессменно 30 лет Рабочей партией.
Но вдруг: на отпоре Советам в Афганистане объединяются США, Китай и саудовцы, и к ним молча пристраивается Иран (потом он станет помогать снабжать оружием антикоммунистическую оппозицию в Никарагуа), а потом - ПОЛЬША, "Солидарность".
Сейчас ведь похоже, но как в зеркале.
В США – экономический подъем, но все объединяются против президента, плюющего на права человека. Однако Америка вошла в клинч с Китаем.
В Англии – политический раскол, но среди консерваторов.
В Израиле – борьба либералов с правыми националистами. Франция втянута в таможенную войну с Америкой.
НАТО и ЕС трещат по швам, но не из-за поддержанного Москвой антиядерного и левого движения, а из-за атак на них Вашингтона и поддержанного Москвой ультраправого движения. В Польше – протесты, но из-за политики правых консерваторов.
США и Израиль санкционировали оккупацию 2/3 Сирии российскими войсками.
Кажется, самое время врезать по погрязшему в дрязгах и скандалах Западу. Полагаю, что счет идет на недели. Самый напрашивающийся вектор – Украина. Предупреждение Путина об "эскалации ситуации на юго-востоке" было брошено не зря. Как и сброс билетов американского казначейства.
Тут еще и явно отвлекающий ход с предложением референдума по Донбассу и со взаимным отводом "военных игр" (200-километровый радиус частичной демилитаризации не включает уход "ихтамнетов") – пусть думают, что Путин ищет приличного выхода из тупика "Новороссии".
Потому, что "крымнашизм" выдохся, выдыхается и "футболизм".
От многолетней патерналистской модели пришлось отказаться. Значит, остается только продолжать поддерживать пропагандистскую "анестезию" в духе "весь мир против нас". Ведь Афганистан очень неглупый Андропов всерьез рассматривал как способ гальванизировать разлагающийся позднебрежневксий социум "второй Испанией". А пришлось твердить, что армия только строит деревенские школы, развозит гумпо и учит стрелять царандой.
Поэтому я очень опасаюсь, что, вспомнив март 2014-го, в Кремле решат, что если не помогает спортивный "эрзац-криг", почему бы не повторить крымский "блиц-криг".
* * *
Меня неудомённо спрашивают, почему я уверен, что путинизм в самое ближайшее время "прыгнет" на Запад ("Краткосрочный политический прогноз …"), несмотря на всю явную иррациональность этого.
Однако у таких фашизоидных имперско-реваншистских систем рационализм отлично работает именно как подготовка совершенно авантюристических проектов.
Так было при блестящем планировании "Крымской" операции и при "гибридной" оккупации Донбасса в апреле 2014 года.
А потом оказалось, что это было старательное рытье огромной политической ловчей ямы, а результатом стало именно укрепление режима Второго Майдана, который (ограничься Москва инспирированием "мирных акций" за повышение уровня автономии Полуострова и создание культурной автономии в Донбассе), скорее всего, завершился бы так же бесславно, как и Первый, упав сгнившим плодом в руки пророссийским олигархам, "успешно" превратившим бы Украину в двуобщинную страну, половина которой любила бы Мордор бесплатно, а вторая - за совершенно мелкий прайс.
Robert Heinlein ("Logic of Empire", 1941) замечательно показал, что даже при необычайном развитии космических технологий, имперский алгоритм деятельности межпланетных корпораций неизбежно требует насаждения фактического рабства.
Но тот роман писался давно.
А вот потрясающий доклад Walk Free Foundation "Global Slavery Index - 2018" с указанием огромного (40 миллионов), хоть и снижающегося в целом на 1/9 за два года, числа людей в мире, находящихся в условиях принудительного труда и подневольной эксплуатации. (В РФ – 800 тыс. – "рабские" гастарбайтеры и "рабская" проституция – та же пропорция к населению, что и в Индии!)
Чем больше Эрэфию делали похожей на рейх, тем больше появлялось в ее политике "логики рейха".
Вот 79 лет назад, Гитлер же совершенно иррационально "прыгнул" на Польшу.
Никаких планов начинать войну за захват всего мира у него не было.
В то, что Лондон и Париж решат продолжать войну – уже не в поддержку павшей Польши, но за "уничтожение гитлеризма" (что так огорчало дедушку депутата Никонова, который, точно в точь как его внук, осуждал борьбу Запада с непотрафившей ему идеологией) – верил мало.
Только осенью 1939-го фюрер велел разработать импровизированный план оккупации Бельгии, Голландии и Севера Франции (что предотвратить бомбардировки Рура), который генералы отговорили запускать, испугавшись дождей и ноябрьской грязи на французских дорогах.
А майская победа 1940 года далась ему двумя чудесами. Ключевая подземная бельгийская крепость Форт Эбен-Эмаэль с трехбатальонным гарнизоном капитулировала перед одной третью роты десантников, севших на нее на нескольких планерах.
Прорвавшиеся у Седана танки группы "Клейст" (Гитлеру импонировал авантюрный план "Удар Серпа" Манштейна - особенно на фоне застарелой ненависти ветерана-окопника к битым кайзеровским генералам), не имеющие значительной пехотной поддержки, действительно могли быть отрезаны и заперты в котле, как это предлагал Черчилль, если бы французы свели свои тысячи танков в ударные группы.
Но довлел опыт Великой Победы 1918 - танки поддерживают наступающую пехоту, дорогу которой массировано расчищает тяжелая артиллерия.
Это я к тому, что совершенно непонятно, зачем рейху нужна была война с Польшей.
После смерти Маршала власть в Варшаве попала в руки крайне правым националистам. Они фактически заключили с Берлином союзный договор.
Более того, в сентябре 1938 Польша выступила как военно-политический союзник Оси и забрала у распадающейся Чехии Заользье - вторую половину "Тешинской Силезии".
Данциг вовсе не был отрезан от Германии, поскольку примыкал к Восточной Пруссии.
А за 20 лет существования Коридора уже научились мириться с этим неудобством.
Было ведь вполне реально договориться с дружественным правительством Польши о таком же транзитном формате, как потом был между Западным Берлином и Западной Германией.
Продовольствие Польша с удовольствием бы поставляла в рейх (а куда еще!)
Гитлером просто овладела маниакальная идея вернуть кайзеровские границы?
И для этого брать на себя бремя бесконечной по времени оккупацию территории и населения равных половине германских. Причем, отлично помня про польские восстания и имея перед глазами англо-ирландский конфликт.
Почти не один современный аналитик, перебрось его Доктор Кто в своем ТАРДИСе в июль 1939-го, не предположил бы, что Гитлер, даже вступив во временный союз с таким "проверенным" партнером как Сталин (в чьем коварстве он не только убеждался многократно, но и говорил о нем), решиться на новую Большую войну из-за "восстановления попранной Версальским диктатом справедливости по отношению к немецкому народу".
Иными словами, "воссоединения" автономного Данцига, крошечных частей юго-восточной части Силезии и бывшего Великого княжества Познань.
Но фюрера неумолимо влекла Логика Рейха…