Гарри Каспаров: любое сотрудничество с оккупационной властью недопустимо
В российских соцсетях бурно обсуждалась встреча главы МХГ Людмилы Алексеевой с Владимиром Путиным. К сожалению, в ходе обсуждения фокус внимания сместился на, по сути, второстепенный вопрос об отдельных неприятных, если не сказать непристойных, подробностях этой встречи. Между тем, уже сам факт теплого общения известной правозащитницы с российским диктатором выглядит постыдным, независимо от того, сопровождалось ли оно целованием рук тирана или нет.
Лично меня происшедшее не удивило – оно стало логическим продолжением многолетних взаимоотношений правозащитницы Алексеевой с представителями путинской власти.
Многие помнят недавние дифирамбы маститой правозащитницы в адрес "не утратившего человеческих качеств" Володина, а до этого было еще отрытое поздравление в адрес генпрокурора Устинова, занятого в тот момент разгромом ЮКОСа и посадкой целого ряда его сотрудников.
Взаимодействие российских правозащитников с режимом давно стало нормой. Без колебаний принимая кремлевские гранты, они неизбежно сами стали частью системы. Весьма показательно, что при наличии десятков политзаключенных и огромного количества невинно осужденных в путинской России, Алексеева попросила помиловать человека, занимавшего в прошлом не самые последние позиции в системе российской власти. Главный итог встречи – Путин в очередной раз сыграл роль справедливого и милосердного "государя", а Алексеева, вольно или невольно, подыграла ему в этом спектакле.
В конечном итоге, не столь уж важно, чем именно руководствуется Алексеева – я вполне готов допустить, что в своих поступках она действительно движима стремлением помочь отдельным людям, попавшим в жернова репрессивной системы, а вовсе не личными мотивами. Важно другое: сотрудничество Алексеевой с властью неизменно оборачивается тем, что власть использует ее в своих интересах. Полагаю, ее пример должен послужить уроком всем честным людям России, не осознавшим пока еще одну простую истину: любое сотрудничество с оккупационной властью недопустимо.