Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

"Донбасский узел": как можно вернуть Донбасс Украине

Возвращение Украиной территорий так называемых "ДНР-ЛНР" - лишь одна из проблем преодоления конфликта на Донбассе.

Главным как для власти, так и для рядовых граждан будет не формальное установление контроля над восточной границей, а примирение людей, живущих по обе стороны линии разграничения на Донбассе.

Украинские власти заявляют, что у них есть план возвращения контролируемых "ДНР-ЛНР" территорий. Экспертные учреждения, в том числе национального уровня, также описали все возможные сценарии восстановления территориальной целостности Украины.

Но вопрос о времени и цене реализации этих сценариев остается открытым.

Все хотят мира?

Через два года после начала боев на Донбассе все, кто бывает в Донецкой и Луганской областях и общается с местными жителями, говорят об одном желании людей - прекратить войну любым способом. По любому сценарию. Чтобы нашелся тот, кто прекратит бои.

"Ключевое стремление - это, безусловно, стремление к миру. Прекращение боевых действий, отмена блокады и блокпостов, вывод вооруженных формирований. Жители "ДНР-ЛНР" готовы к любому миру, в том числе к такому, как в Приднестровье, то есть замораживанию конфликта. Поскольку речь идет о ежедневной угрозе их физическому существованию", - уверяет историк Донецкого юридического института Дмитрий Титаренко в интервью Би-би-си.

"Общаясь с людьми, которые там продолжают жить, я вижу, что многие хотят возвращения всего того, что было до 2014 года, пусть даже старой, клановой системы, лишь бы не слышать взрывы", - добавляет донецкий журналист Алексей Мацука.

"Но возвращение территории - это лишь одна из проблем этого "донбасского узла". А как вернуть людей, как заставить их забыть все, что они пережили? Что делать с теми, кто брал в руки оружие? Ведь это очень разные люди - и те, кто воюет по идеологическим соображениям, и те, кто этим зарабатывал, не имея другой работы", - спрашивает дончанин, доктор исторических наук Дмитрий Титаренко.

"Извинение невозможно"

"Извинение невозможно. Нужна военная победа. Пусть через несколько лет, после построения нормальной армии, но возвращать Донбасс нужно военным путем. И тогда проблемы Донбасса будут решены в течение полугода - максимум года. Потому что для людей главное - нормальная жизнь и спокойствие. Тогда вопрос реинтеграции Донбасса стоять не будет", - уверяет коренной дончанин Вадим Хомаха.

"А коллаборационисты должны быть осуждены и в случае амнистии - высланы в Россию. Речь идет о 100-150 тысячах человек. Уверяю, это немного. Но это позволит сделать главное: разрушить ядро. Когда ядра не будет и не будет влияния коллаборационистов, все будет гораздо проще. Люди между собой договорятся", - сказал эксперт в интервью Би-би-си.

Еще один, не менее радикальный сценарий, обсуждали даже депутаты парламента, после того как Верховная Рада признала территорию самопровозглашенных "республик" оккупированной. В частности, некоторые представители фракции "Самопомощь" предлагали отсоединить эти районы и вести страну в ЕС, не имея такого огромного груза.

Хорватский, немецкий или молдавский

Национальный институт стратегических исследований при президенте Украины в аналитическом исследовании называет несколько вариантов реинтеграции оккупированных территорий Донбасса.

Первый - хорватский сценарий - предусматривает военную операцию наподобие осуществлённой Хорватией во время войны в 1991-1995 годы в защиту захваченных сербами территорий. У этого сценария после двух лет конфликта на Донбассе немало сторонников, признают эксперты.

Второй - сценарий по примеру Молдовы, которая достигла компромисса с Приднестровьем. Для Украины это - компромисс с представителями "ДНР-ЛНР" на основе Минских соглашений. Этот вариант Национальный институт называет наиболее неприемлемым, поскольку он означал бы признание конфликта исключительно внутренней украинской проблемой, а также "победу" самопровозглашенных "республик".

Третий - немецкий вариант, речь идет о воссоединении по образцу объединения Восточной и Западной Германии в 1990 году - предполагает добровольную реинтеграцию оккупированных на Донбассе территорий на основе волеизъявления их жителей и организованного для этого специального переговорного процесса с политическими представителями региона. Фактически, Киев после подписания Минских соглашений реализует этот, третий сценарий.

Институт, возглавляемый академиком Владимиром Горбулиным, считает первый вариант нереалистичным, второй - проигрышным, третий - приемлемым, но и наиболее продолжительным - он может длиться, по мнению ученых, пять-семь лет.

Президент Петр Порошенко отвергает как военную операцию для установления контроля над границей, так и отказ от не контролируемых Киевом районов Донбасса. Именно эти два варианта в последнее время обсуждают не только политики, но и пользователи социальных сетей и рядовые граждане. Но президент заявлял, что не допустит "передачи украинской территории врагу".

Что касается военной операции, то Национальный институт стратегических исследований указывает, что украинская армия не готова к такому развитию событий. Кроме того, возвращение контроля над границей военным путем означало бы утрату моральной поддержки ЕС, ведь он не приветствует силовое решение конфликта, а также рост нелояльных к украинской власти настроений на Донбассе. Не говоря уже о значительных жертвах в результате военных действий.

Сложные настроения

"Знаете выражение о том, что правительство стреляет в свой народ только один раз? После этого это уже не его народ", - говорит о настроениях значительной части жителей неконтролируемых территорий Донбасса преподаватель Донецкого национального технического университета Александр Аноприенко.

В правительстве признают: даже возвращение контроля над границей не означает примирения.

"И если мы даже получим контроль над границей ... Многие думают: вот, мол, тогда все сразу проведем. Нет. Вы получаете почти три миллиона человек, которые вас не воспринимают. Вы получаете конфликт. И независимо от того, контролируете вы границу или нет, - это все равно ситуация конфликта. Просто другое его измерение", - считает министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Вадим Черныш.

Однако он говорит, что поскольку конфликт в Украине был инспирирован искусственно и не имеет национальной составляющей, как это было, например, в бывшей Югославии, преодолеть противостояние - вполне реально.

"Нет в этом конфликте таких признаков, чтобы невозможно было за несколько лет интегрировать население (Донбасса. - ред.) в украинское общество. Нет таких противоречий, которые невозможно было бы преодолеть", - сказал министр в интервью парламентской газете "Голос Украины".

Через два года после начала военных действий в Донбассе, утверждают эксперты, настроения жителей Донецкой и Луганской областей изменились.

"Северодонецк, который сейчас является областным центром Луганской области, некоторое время был под так называемой "ЛНР". Сейчас от жителей города можно услышать: "Да что это там в Луганске происходит! Что они себе думают?". И уже забыли о том, что год назад настроения у них были похожими на те, которые сейчас есть у многих жителей Луганска. Если бы вернули эти территории, все бы нормализовалось", - считает профессор Луганского национального университета имени Шевченко Илья Кононов.

"Думаю, для людей и на той стороне и на этой примирение будет безболезненным, за исключением каких-то мелких конфликтов на бытовом уровне. Эти два года показали: большинство жителей оккупированной территории поняли, что "ДНР" - это фейк. Единственная проблема, которая может остаться, - конфликт будут провоцировать мэры-сепаратисты, которые остались у власти, их команды антиукраинских сил. А простые люди между собой договорятся, и соседи друг друга простят. Не сразу, но простят", - сказал Украинской службе Би-би-си руководитель Донецкой областной организации "Правого сектора", участник АТО Сергей Чирин ("Правый сектор" признан в России экстремистской организацией, его деятельность запрещена).

В противовес таким словам звучат другие: как могут простить родные киевлян или галичан, погибших в АТО?

"С кем мириться? С теми, кто выгнал меня из дома? Кто добивал наших раненых? Или с теми, кто в Дебальцево бросал в погреба гранаты? Или с теми, кто сюда приехал с Крайнего Севера, из Центральной России и считает себя жителями Донбасса ? Они должны уехать. Одно могу сказать: не забудем, не простим", - сказал Би-би-си глава Независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко, который, опасаясь за свою жизнь, скрывает, где живет после того, как покинул Донецк.

"Нужна идеология примирения. И эта идеология должна не политиками создаваться. Это должны быть ученые, психологи, музыканты, какие-то моральные авторитеты, религиозные деятели. Но ни в коем случае не политики, - говорит активистка общественной организации "Кто, если не ты" в Краматорске Марина Романцова. - На почве чего может происходить примирение? Какие-то банальные вещи. Общечеловеческие ценности. Большинство людей там тоже выступали за то, чтобы не было олигархов, чтобы не было хищения, коррупции. Да, там есть боевики, которые режут, стреляют. Но значительная часть людей верила в светлое будущее с "ДНР" или "ЛНР".

Тамара Змеева, пенсионерка, которая проживает в Донецке, говорит: "будущее зависит не от нас".

"Жить в непризнанной республике - тоже не сахар. Но нас выталкивают. Не дают Донбассу самостоятельности. Смотрю на наших "руководителей" - Пушилин, Захарченко - у них лица страдальческие ... Даже в США каждый штат имеет свои права. Мы хотим, чтобы это все закончилось. Чтобы они договорились и нашли общий язык. Украина должна пойти навстречу, но она не идет", - считает Тамара Змеева.

"Партии войны"

О том, что будущее зависит не от людей, а от власти, говорят и эксперты, с которыми общалась ВВС-Украина. Затянувшийся конфликт дал основания говорить и о заинтересованных в том, чтобы война не прекращалась.

"Партии войны" с обеих сторон - это реальность, об этом говорят даже военнослужащие на передовой. Потому что для многих война - это вопрос их будущего. Ведь многие пришли во власть и в политику на лозунгах войны и противостояния. Не говоря уже об экономическом обогащении на войне - благодаря контрабанде", - считает историк Донецкого юридического института Дмитрий Титаренко.

"Иногда вообще создается впечатление, что никто не собирается возвращать неконтролируемые территории. Война приобрела коммерческий характер, она выгодна многим, потому что многие стали миллионерами на этой войне", - добавляет луганчанин Илья Кононов.

Дончанин Александр Аноприенко говорит, что, вопреки иногда диаметрально противоположным оценкам конфликта на Донбассе, другого пути, кроме как примирение, нет.

"На основе чего? Хотя бы на осознании того, что перманентные вражда и война - это путь в никуда, это самоуничтожение", - сказал он Би-би-си.

Замораживание конфликта

Но эксперты все же склоняются к мысли о том, что конфликт на Востоке не будет разрешен в ближайшей перспективе, зато есть все признаки "молдавского сценария" - замораживание на неопределенный срок.

"Наиболее вероятный сценарий, к сожалению, - замораживание ситуации. А значит перманентные обстрелы, перестрелки, блокпосты, которые все ненавидят, и многие другие нехорошие явления", - сказал Александр Аноприенко из Донецка.

Национальный институт стратегических исследований также прогнозирует постепенное замораживание конфликта на фоне дискуссий о последовательности и объемах выполнения Минских соглашений. Этот процесс, по мнению аналитиков, может предусматривать прекращение боевых действий по всей линии фронта, относительную стабилизацию социально-экономической ситуации и дальнейшую внутреннюю легитимизацию "марионеточных режимов" "ДНР-ЛНР".

"В случае, если конфликт затянется еще на несколько лет, ситуация будет развиваться не в пользу Украины. Сформируется поколение с новой, специфической донбасской идентичностью", - подводит итог историк Дмитрий Титаренко.

Светлана Дорош