Майские праздники традиционно дарили россиянам неделю блаженного безделья, безмятежные радости дачно-шашлычного досуга и прочие доступные услады для ослабленных зимним авитаминозом организмов. В последние годы к этим плюсам добавилась возможность отдохнуть от нескончаемых часов ненависти, сконцентрированных в политических ток-шоу на российских телеканалах. В течение двух недель Россия избавлена от киселевых-соловьевых и толстых-гордонов. Но накануне майских каникул головы россиян надо было повернуть в правильном направлении, и поэтому перед праздниками были введены особо крупные инъекции телепропаганды. Одной из таких инъекций стала программа "Структура момента", которая вышла на Первом канале 26.04.2016.
Ведущий Валерий Фадеев поставил на обсуждение вопрос, почему в Польше, Прибалтике и Украине сносят памятники советскому прошлому, а в России это вызывает такое возмущение. Конструкция программы "Структура момента" больше других программ на федеральных каналах дает шанс на диалог, поскольку у Фадеева обычно каждая сторона представлена равным числом оппонентов, а сам Фадеев, в отличие от того же Соловьева или Толстого с Гордоном старается не хамить столь открыто и не затыкать рот оппоненту прежде чем тот успеет этот рот открыть.
И, тем не менее, диалога не случилось. Поскольку некоторые его участники, например, писатель Михаил Веллер и режиссер Григорий Амнуэль пытались размышлять о причинах явления, а другие, например, писатель Сергей Шаргунов и политолог Сергей Кургинян декламировали заклинания. На попытки писателя Веллера предложить подумать над тем, что нам неизвестно в истории Второй мировой войны, и что является причиной негативного отношения к сегодняшней России, Кургинян немедленно стекленел глазами и, пуская пену, начинал читать заклинания про то, что Польша полита кровью советского солдата и если бы не СССР, то Польши не было бы.
Главное зло российского телевизора даже не в том, что в нем так много лжи, а в том, что, поставив любой, в том числе и реальный вопрос, российский телевизор умеет так его "осветить", что в конце обсуждения в головах у зрителя оказывается меньше ясности, чем в начале передачи. А стороны "дискуссии" расходятся еще более непримиримыми врагами, чем до момента встречи в студии.
Этому способствует подбор участников, когда против того же Кургиняна в "поединщики" выставляется "анти-Кургинян", а именно, польский журналист Якуб Корэйба, который, даже когда говорит в целом правильные вещи, всегда нацелен не на поиск истины, а на скандал и эпатаж. Впрочем, когда в студию запущен Кургинян, всякое иное поведение оппонента становится крайне затруднительным и, как правило, заведомо проигрышным.
"Я понимаю, почему вы так цепляетесь за свое прошлое", - показывая на Кургиняна и примкнувшего к нему Шаргунова, сообщил Корэйба. И объяснил: "Это потому, что у вас все плохо в настоящем, а будущего у вас нет". После этих, довольно справедливых слов, Кургинян встал и решительно направился к выходу, по пути сообщив журналисту Корэйбе, что он, журналист Корэйба, "хам и ублюдок". Поскольку его главный оппонент позорно бежал, оставив поле сражения и ничего не возразив по существу сказанного, бравый Корэйба постарался развить успех и заявил оставшемуся в одиночестве писателю Шаргунову, что у него не получится заставить его, Корэйбу, полюбить генерала Черняховского, который убивал польских героев, а также, что писатель Шаргунов не сможет заставить журналиста Корэйбу полюбить Сталина.
Пока писатель Шаргунов собирался с силами, чтобы дать врагу достойный ответ, писатель Веллер зачем-то попытался опять предложить телезрителям думать. Он задал вопрос, должны ли в центре городов стоять братские могилы. Потом предложил принять как данность тот факт, что у каждого народа есть свои святыни. И генерал Черняховский, памятник которому в минувшем году был снесен в Польше, для России блестящий военачальник, а для поляков убийца тысяч героев Армии Крайовой и палач, отправивший в ГУЛАГ тысячи польских патриотов. В заключение своего спича писатель Веллер предложил изживать пережитки коммунистической веры.
Когда писатель Веллер говорил, лицо писателя Шаргунова приобретало все более остервенелое выражение. Он видел перед собой врага и был полон решимости дать ему отпор. А предложение подумать воспринимал как вражеские уловки, на которые ни в коем случае нельзя поддаваться. "Когда нам говорят о пережитках коммунистической веры", - при этих словах писатель Шаргунов явно воспринимал себя вещающим от имени Павки Корчагина и героев "Молодой гвардии", - и продолжтл, наращивая пафос: "Да. – это религия Победы!". Собственно, после этого дискуссию можно было заканчивать, поскольку спорить о предметах религиозной веры бессмысленно. Но, поскольку эфирное время не истекло, Фадеев продолжил спор, который становился все более бессмысленным.
Реплики писателя Шаргунова становились все более похожими на плакаты, которыми обычно пестрят колонны КПРФ во время первомайских демонстраций. Он объяснил всем, что Советский Союз это его Родина. "У нас славное прошлое, но мы верим в будущее!", - сообщил телезрителям писатель Шаргунов, и в этот момент с него можно было писать плакат: "Коммунизм это молодость мира, и его создавать молодым!".
Но враг в студии Первого канала не дремал. Зловредный польский журналист Якуб Корэйба подкрался и, улучив момент, нанес удар. "Если Советский Союз такой хороший, то почему его нет?", - с ехидной улыбкой спросил журналист Корэйба.
"А он возвращается!", - с торжествующей улыбкой провозгласил писатель Шаргунов.
Возможно, мне показалось, но при этом известии лица не только таких отпетых антисоветчиков, как писатель Веллер, режиссер Амнуэль, не говоря уже о журналисте Корэйбе, но и лицо ведущего Первого канала Валерия Фадеева отразили некоторое смятение. Поскольку, в отличие от сравнительно юного писателя Шаргунова, которому в момент исчезновения Советского Союза было всего одиннадцать годиков, ведущий Первого канала Валерий Фадеев при СССР успел пожить и поработать. И, скорее всего, отдает себе отчет, что при советской власти он так бы и прозябал до пенсии рядовым научным сотрудником, и не имел бы ни малейших шансов пробиться в руководство правящей партии и получить всенародную трибуну на главном телевизионном канале страны.
Под конец передачи писателю Веллеру удалось сказать в студии Первого канала довольно точные слова, которые прозвучали как диагноз всему внешнеполитическому курсу России за последний период. "Искусство, если угодно, ремесло политика заключается в том, чтобы делать из своих соседей друзей. А если вокруг вас враги, то вы не политик, а дерьмо!"
Было бы интересно послушать ответ на эту реплику писателя Веллера министра Лаврова, или кого-то из его интеллектуальной обслуги (кроме, конечно, мадам Захаровой, способной вести диалог лишь на уровне коммунальной кухни). Проблема в том, что писатель Шаргунов прав: в лице представителей путинского "большинства" мы имеем дело с религией. Причем, с религией весьма специфической. В отличие от авраамических религий, в центре которых стоит некое пусть мифическое, но все же человекоподобное, разумное существо, так называемая "религия Победы" это квазирелигия языческого типа, в центре которой стоит идол. С христианским богом, исламским аллахом, иудейским всевышним верующие общаются, порой даже вступают в спор. А с идолом какой может быть диалог?