Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Двойной фейспалм: лондонские дебаты российской оппозиции

op

В понедельник вечером в Лондоне состоялись дебаты российских политиков Владимира Ашуркова и Максима Каца. Разговор, в ходе которого они должны были (но не смогли) обсудить выборы в Госдуму в 2016 году, перешел к теме объединения оппозиции. Причин, почему российская оппозиция не может объединиться, в Лондоне не поняли.

Встретиться в столице Соединенного Королевства, где теперь проживает политический беженец Ашурков, общественные деятели договорились в "Твиттере" пару недель назад.

Блогер и муниципальный депутат московского района Щукино Максим Кац сообщил, что собирается в ближайшее время заехать в Лондон.

"Кто там желает встретиться? Может, встречу с читателями провести?" - спросил он. "Давай дебаты, что ли, устроим", - будто от скуки предложил Ашурков.

Прошло чуть больше двух недель, и они действительно встретились в Лондоне. Посмотреть на дебаты двух, мягко говоря, не самых известных политических фигур пришли около 40 человек.

Модерировала дискуссию создатель портала thequestion.ru журналистка Тоня Самсонова.

Разговор не предвещал никаких сенсаций.Кац рассорился с соратниками Алексея Навального еще во время выборов мэра Москвы в 2013 году и вряд ли смог бы договориться о чем-либо с Ашурковым.

Ашурков, даже если бы сам очень хотел принять Каца в ряды демократической коалиции, не смог бы этого сделать без одобрения своих товарищей из Москвы.

Раздор

Публику, по сути, ожидал еще один разговор о том, что полезного может сделать российская оппозиция, не имея никаких ресурсов.

Необычным в этих дебатах был только антураж. Разговор на эту тему впервые проходил в помещении Королевского колледжа акушерства и гинекологии, так что всем зрителям дебатов по пути в зал надо было пройти мимо стенда с допотопными инструментами, предназначенными для облегчения тяжелых родов.

Несмотря на то, что темой дебатов были заявлены думские выборы 2016 года, большую часть времени Ашурков и Кац обсуждали предстоящие региональные кампании и, как следствие, очередной провал объединения оппозиции.

В Калужской области камнем преткновения стало нежелание местного политика Андрея Нечаева идти на выборы под брендом РПР-ПАРНАС, о чем ранее договорились демократы.

Кац примкнул к Нечаеву и стал настаивать на том, что в Калуге оппозиция должна идти на выборы вместе с его партией "Гражданская инициатива".

Разногласия между демократами быстро стали публичными, но не слишком кого-то удивили - оппозиция в России безрезультатно пытается пойти на выборы единым списком уже много лет.

Даже само выражение "объединение оппозиции" с годами приобрело значение неминуемого раздора.

Однако причин, по которым в России хронически не могут объединиться демократы, в Лондоне не поняли.

"Чем вы вообще занимаетесь?"

"Я давно живу в Великобритании, - обратилась к Ашуркову и Кацу девушка из зала, - недавно здесь выборы выиграли консерваторы. Что происходит в Консервативной партии? Кажется, что они все ужасно объединенные. Но на самом деле на задних скамейках в парламенте сидят гомофобы, но при этом консерваторы протаскивают законопроект, который легализует однополые браки".

Девушка напомнила, что среди консерваторов есть такие политические тяжеловесы, такие как премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон, министр внутренних дел Тереза Мэй, мэр Лондона Борис Джонсон, канцлер казначейства Джордж Осборн. Все хотят быть лидерами, однако никогда не тянут одеяло на себя у всех на глазах.

"Они умеют договариваться, - подытожила девушка, - почему вы не берете пример с нормальной демократической страны? Вы сейчас стоите на сцене… это фейспалм настоящий! О чем вы вообще спорите?! Чем вы вообще занимаетесь?"

Реплика девушки пришлась Кацу как нельзя кстати: на протяжении полутора часов он уверял, что регулярно пишет письма сторонникам Навального и предлагает им сотрудничество, но не получает никакого ответа. "Вы правы, с вами очень сложно не согласиться. Так и надо делать. Абсолютно согласен", - сказал он, кивая на Ашуркова как на виноватого.

"Есть вещи, о которых нельзя договориться. Это работает внутри любой партии: будь то Консервативная партия или наша Партия Прогресса", - бесхитростно отвечал Ашурков, как будто бы подыгрывая Кацу.

"Вы как дети"

"Мне как-то печально смотреть, как это выглядит, - взял слово главный редактор OpenDemocracy Russia Джереми Ноубл. - Вы как дети. Вы совершенно не умеете работать. У вас без нашей поддержки ничего не будет. Я вижу, что ни Владимир, ни Макс не умеют работать вместе. Какой шанс тогда у оппозиции?"

Ни Кац, ни Ашурков как будто бы не слышали претензии, звучащей в этом вопросе. Кац заявил, что никогда не получал помощи от иностранцев, Ашурков пустился в рассуждения о том, как ему симпатичен Кац. Ничего по сути оба так и не сказали.

Золотой век

Приехавшая из Москвы координатор "Открытой России" Мария Баронова попросила присутствующих в зале зрителей поднять руку, если они собираются вернуться в Россию в ближайшие пять лет.

Таких в зале нашлось всего восемь человек. Тогда Баронова спросила у выступающих, что они могут предложить тем, кто готов вернуться в Россию при новой власти.

"Я неисправимый оптимист. Я считаю, что если в России запустить процесс экономической либерализации, ее ждет безусловный золотой век, - обещал Ашурков. - Когда произойдет слом этой заскорузлой системы в России, которая основана на коррупции и огромной неповоротливой корпорации, будет столько возможностей! Конечно, мне ближе люди, которые из мира бизнеса, но этот экономический подъем… он поднимет все лодки: это будет и ренессанс культуры, и искусства, и науки!"

В зале на пафосную речь не реагировали. Впрочем, и сам Ашурков скорее лишь высказывал свое скромное мнение, чем пытался воодушевить сторонников. На вопрос ведущей, в чем же будет заключаться его роль, если, судя по этому рассказу, "золотой век" наступит сам собой, Ашурков ответить затруднился.

Оба проиграли

Впечатление от дебатов складывалось крайне странное. Кац как будто бы пытался убедить Ашуркова в том, что тому стоит ответить на его письма.

Ашурков говорил, что объединение с Кацем станет возможным, только если тот будет "или мил, или полезен", но пока что он не мил и не полезен, поэтому и говорить тут не о чем.

Оба не пытались произвести на публику никакого впечатления и как будто разговаривали сами с собой.

Выбрать победителя в этих дебатах было бы крайне затруднительно. К всеобщему облегчению ведущая дебатов Тоня Самсонова предложила голосование по принципу "оба победили" или "оба проиграли".

Большинством голосов зрители решили, что все-таки оба проиграли.

"Мне кажется, есть причина, по которой они поссорились, и они эту причину не хотят называть. Все, что мы сегодня слушали, было танцем с бубнами и уходом от вопросов", — сказала Самсонова Би-би-си уже после окончания дебатов, назвав разговор двух оппозиционеров "фейспалмом".

Ольга Кузьменкова