Сегодня стало известно, что от коронавируса скончалась замечательная женщина, человек, чьим умом и талантом надо было просто восхищаться, писатель, литературовед, преподаватель, общественный деятель Мариэтта Омаровна Чудакова. О ее работе и гражданской позиции можно рассказывать много и долго, и все равно это будет очень мало. В любом случае такие люди, как Мариэтта Омаровна, оставляют след в душе каждого, кто ее знал, кто с ней общался. И даже одна встреча с ней дает повод гордиться, радоваться, задуматься о многом. А тем более, если общался с ней годы, был ее учеником.
Да сохранит Всевышний светлую память о Вас, Мариэтта Омаровна! Спасибо Вам за все! Да упокойтесь с миром!
И в качестве небольшого знакомства с ее позицией и общественной деятельностью хотелось бы привести пост о Сталине.
«Я считаю, что все мы должны испытывать глубочайший стыд, что через четверть века после советской власти у нас бюсты Сталина в европейской части страны растут как грибы. Историю движет не пассивное большинство, а активное меньшинство. Да встали бы, за руки держась, и не дали бы его ставить, как в 70-е годы – в гораздо худшее время! – студенты–историки, взявшись за руки, не дали снести в Москве палаты XVII века. Я этого не понимаю, честно скажу. Мы же в своей стране!
Вот многие знают, что есть поселок Шелангер в республике Марий Эл? Там поставили памятник Сталину, пятиметровый. В сапогах, с простертой рукой… Что же дальше будет с нашими детьми? Если взрослые поставили – значит, хороший был человек. Вот эта связка у нас остается в силе: жестокость, террор могут быть чем-то оправданы и даже принести победу в войне. Ну что я мотаюсь по вашим городам – я тоже хочу заниматься своим научным делом, я занимаюсь историей литературы ХХ века, у меня на каждый год с 1917 по 1990 – отдельный файл в компьютере. Я хотела бы сесть наконец и дописать концептуальную историю литературы ХХ века советского времени. А я все время на это отвлекаюсь. Я призываю вас к помощи, чтобы какую-то небольшую часть вы на себя взяли. Потому что со старшими, которые очумели, и считают, что все правильно, ничего уже не сделаешь. Но социологи недооценивают такую вещь: электорат – вещь подвижная: одни умирают, другим исполняется восемнадцать лет. Вот мы с вами должны подумать над обновлением электората, чтобы те, кто войдут, были умнее своих родителей.»
Редакция Чечен-пресс