Акции в память о жертвах депортации чеченцев и ингушей в 1944 году прошли 23 февраля в крупных городах Европы. Выходцы из Чечни опасаются участвовать в публичных мероприятиях даже в эмиграции, ощущая угрозу со стороны властей республики, констатировали участники акций.
Как писал "Кавказский узел", 23 февраля в Назрани прошел митинг памяти жертв депортации вайнахов, которая началась 76 лет назад. Аналогичная траурная акция в Новолакском районе Дагестана собрала около 10 тысяч чеченцев-аккинцев, а также жителей Чечни и Ингушетии. В Чечне местные жители помянули жертв депортации молитвами и раздачей милостыни. Еще один митинг прошел у памятника жертвам политрепрессий в Санкт-Петербурге.
23 февраля 1944 года началась операция "Чечевица", во время которой почти 500 тысяч чеченцев и ингушей были вывезены с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Среднюю Азию. Причинами репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооруженного восстания в советском тылу. Подробнее об этих событиях и их последствиях рассказано в справке "Кавказского узла" "Депортация чеченцев и ингушей".
На акцию в Париже, организованную Comité Tchétchénie ("Чеченский комитет"), собралось около 40 человек. В основном это представители чеченской диаспоры, а также французы, интересующиеся Россией. Участники мероприятия установили лаконичную растяжку "23 февраля 1944 - депортация чеченцев", а также несколько черно-белых эскизов, напоминающих о реалиях депортации, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
Автор рисунков, Хусейн, называет себя художником-самоучкой. Он переехал во Францию с матерью в 14-летнем возрасте 15 лет назад. "Конечно, я жил в Чечне, помню войну, мне близки эти темы, и мне поручили эти рисунки", - рассказал он.
По словам матери художника, в депортации в Казахстане у неё умерло шесть сестер и братьев. "Наши родители не любили об этом говорить в советское время, не хотели озлобить нас против власти, приходилось что-то выпытывать от случая к случаю. Сейчас среди молодежи к этому относятся по-разному. Кто-то знает историю досконально, знает все цифры, все фамилии, следит за новыми публикациями. А есть те, кто перевернул страницу", - сказала "Кавказскому узлу" Амина.
Во время памятной акции одна пожилая чеченка расплакалась у фотографий, после чего ушла под руку с супругом.
"Мероприятие планировалось как траурное, молчаливый пикет, без речей. В таком "молчаливом" формате оно проходит уже более 15 лет. Один раз чеченские мужчины провели молитву. Также мы проводили чтение личных историй, посвящённых депортации", - сообщила "Кавказскому узлу" Анабелла Оранж, представитель ассоциации Habitat-Cité, сотрудничающей с "Чеченским комитетом" по вопросу помощи чеченским беженцам.
В этом году день памяти жертв депортации в Париже совпала с карнавалом, проходящим 23 февраля, поэтому участникам акции пришлось ютиться на узкой площадке рядом с шумным праздником. Желавшие высказаться выступали в микрофон прямой трансляции, которую вел французский видеоблогер Пьер Афнер. Так, представитель "Чеченского комитета" Даниэль Микайлович заявил, что "необходимо продолжать доносить правду о нарушении прав человека в Чечне и добиваться расследования убийства Имрана Алиева в Лилле, на фоне потепления отношений России и Франции".
Тело выходца из Чечни Имрана Алиева, известного как блогер Мансур Старый, было найдено с ножевыми ранениями в отеле французского города Лилль. 4 февраля французские правоохранители объявили в розыск человека, который снимал номер вместе с Алиевым. Основной версией смерти блогера, по данным источников, следователи считают убийство по политическим мотивам. Опрошенные "Кавказским узлом" активисты считают, что убийство Алиева указало на угрозу критикам чеченских властей в Европе. Представители чеченской диаспоры в Европе предположили, что за убийством Алиева могут стоять российские спецслужбы, и заявили, что ощущают угрозу для себя.
По словам чеченского блогера Адама Дервишева, проживающего во Франции, акция в память о выселении (чаще всего чеченцы используют такое определение депортации - прим. "Кавказского узла") необходима, в первую очередь, чтобы чеченская молодежь, в том числе в Европе, "избегала радикализации в поисках справедливости в загробной жизни".
"Это день отдачи долга невинно убиенным мужчинам, женщинам, детям, старикам во время выселения и за годы ссылки. Это апогей всего, что мы перенесли за столетия соседства с Россией", - заявил блогер.
Адам Дервишев высказался против использования применительно к депортации чеченцев слова "Холокост" (в Вене аналогичное мероприятие назвали митингом в память о жертвах "Холокоста-44" - прим. "Кавказского узла"). Он пояснил, что "это слово означает произошедшее с еврейским народом, и историкам необходимо выработать другое определение". В разговоре с корреспондентом "Кавказского узла" он напомнил о резолюции Европарламента 2004 года, назвавшей депортацию актом геноцида.
"Моей матери Меси было 7 лет, когда началась депортация. Она была в первом классе. У нее не было матери с рождения, и в товарном вагоне она попросила одну очень отзывчивую женщину быть ее матерью. Вскоре эта женщина умерла, и тело оставили на перроне на снегу", - передал Дервишев воспоминания своей матери.
По его семейным воспоминаниям, 23 февраля 1944 к тете Меси постучали офицер и объявил о выходе с вещами "на земляные работы против немецких танков". На последовавшем всеобщем собрании власти отказались объяснить, для чего на "земляных работах" нужны престарелые и грудные дети, и что будет со скотом и хозяйством, которые оставлялись без присмотра.
"Люди поняли: происходит что-то страшное”, - отметил блогер.
Из Шали мать Дервишева попала в Киргизию. "Там она встретила моего отца, двое моих братьев родилось там. Детям ничего не рассказывали, и только когда к родителям приходили гости, неизбежно начинались воспоминания о молодости. Я вырос на этих рассказах", - рассказал Дервишев.
Он также сообщил, несколько лет назад в одном из французских университетов он пытался устроить показ художественного фильма "Приказано забыть", снятого представителем чеченской диаспоры в Вене Хусейном Эркеновым по мотивам реальных событий депортации. Однако, по словам блогера, руководство университета, узнав, что в России фильм запрещён, отказалось от мероприятия. Тем не менее фильм был показан несколько лет назад в небольшом парижском киноклубе с французскими субтитрами, выполненными волонтерами "Чеченского комитета".
Фильм "Приказано забыть" был снят в Чечне на независимой киностудии "Грозный-фильм имени шейха Мансура". Министерство культуры РФ 14 мая 2014 года сообщило, что не допускает фильм к прокату на территории России. В уведомлении департамента кинематографии, которое получил автор сценария Руслан Коканаев, говорится о недостоверности сюжета о сожжении в феврале 1944 года нескольких сотен жителей чеченского селения Хайбах сотрудниками НКВД. Демонстрация фильма будет способствовать разжиганию межнациональной розни, сделали вывод чиновники Минкультуры. Заведующий отделением Института языкознания Российской академии наук профессор Евгений Тарасов, который провел лингвистическую экспертизу запрещенного фильма, не согласился с доводами Минкультуры.
"У моей бабушки со стороны матери умерли двое дочек, они были из Грозного. Двое детей выжили. Отец родился в ссылке в Казахстане. Конечно, это далекая история, я родилась в 1985, но я получила рассылку с приглашением на эту акцию и решила прийти", - рассказала одна из участниц мероприятия, представившаяся Джейдой.
Участники митинга признались, что опасаются мести чеченских властей
Некоторые из участников памятной акции скрывали лица шарфами, а один человек пришел в санитарной маске.
"Вы видите, что даже по такому важному поводу, как депортация, люди боятся выходить, боятся за свою безопасность", - высказалась женщина по имени Залина, переехавшая во Францию из Грозного в 2007-м году.
Она выразила возмущение, что в Париж собирается приехать дочь главы Чечни Рамзана Кадырова в рамках представления коллекции модного дома Firdaws. Firdaws открывает офис в Париже, куда уже заносят шикарную мебель, утверждает Залина.
По ее словам, многие выходцы из Чечни, живущие в Европе, оппозиционно настроены по отношению к властям республики, но не протестуют открыто, опасаясь мести.
Памятный митинг привлек внимание прохожих, некоторые из них останавливались, чтобы больше узнать об акции.
"Это чеченцы - угнетённый народ, который все игнорируют, и Франция в том числе! Я алжирец, и остановился потому, что мы ведём борьбу против диктатуры в Алжире. Я поддерживаю чеченцев. Я учил историю и поэтому знаю, что там происходит", - сказал мужчина корреспонденту "Кавказского узла".
Одна из участниц пикета, француженка, преподаватель русского языка, носила на рукаве значок с надписью "Нет чеченской войне". "Он остался у меня с начала 2000-х, я носила его в Москве. Случалось, что меня прохожие спрашивали, не поддерживаю ли я исламистов", - призналась она.
О том, что в последнее время чеченцам стало сложнее получить убежище во Франции, заявил "Кавказскому узлу" представитель "Чеченского комитета" Даниэль Микайлович.
"Сыграли роль теракты в 2015 году, а также война в Сирии. И российским спецслужбам, и турецким выгодно заявлять, что в Сирии воюет очень много чеченцев. В результате, когда чеченец обращается за убежищем во Франции, действует презумпция вины - в начале французские власти пытаются доказать, а не был ли проситель убежища в ИГИЛ*. Если это не удалось, пытаются привязать его к «чеченской мафии»", - утверждает Микайлович.
В то же время, по его словам, "Франция предоставляет убежища, но в основном после обжалования отказа французских властей в специальном суде по праву на убежище". Микайлович также сообщил, что недавно "Чеченский комитет" начал помогать блогеру Минкаилу Мализаеву, переехавшему во Францию.
В начале февраля блогер Минкаил Мализаев обнародовал на своем YouTube-канале аудиозаписи разговоров с Имраном Алиевым и предполагаемым убийцей. Из аудиозаписей следует, что киллер несколько раз как бы между делом интересовался адресом самого Мализаева. Имран Алиев заверял, что собеседник - человек надежный, и уговаривал Мализаева встретиться с ним, следует из аудиозаписей, перевод которых выполнен "Кавказским узлом".
По словам представителя Habitat Cité Аннабеллы Оранж, "есть чеченцы, которые много лет скитаются по разным странам Европы и имеют основания для получения убежища, но правозащитникам сложно убедить их начать процедуру".
"После десяти лет фактического проживания, если есть дети и работа, можно обращаться к французским властям за легализацией правового статуса. Кто-то пошёл этим путём. Недавно была удовлетворена просьба об убежище, рассмотрение которой длилось девять лет! Понятно, что не у всех есть терпение ждать столько", - сказала она "Кавказскому узлу".
Оранж отметила, что большая часть чеченцев получила статус беженцев в начале 2000-х годов, когда была основная волна переселения.
"В дальнейшем это шло от случая к случаю. Но это не значит, что доказательства опасности, грозящей на родине, не рассматриваются", - добавила она.
На акции в Вене потребовали признать депортацию геноцидом
В Вене акция памяти жертв депортации, которая прошла у памятника советскому солдату-освободителю, собрала около 100 человек, рассказал "Кавказскому узлу" организатор мероприятия, руководитель "Культурного объединения «Ичкерия»" Хусейн Исханов.
Как и в Париже, многие участники митинга в Вене также не хотели, чтобы их лица попали на фото, и опасались собираться в многочисленную группу, сообщил корреспондент "Кавказского узла".
У памятника советскому солдату были выставлены документальные фотографии времен депортации, звучали призывы исполнять резолюцию Европарламента 2004 года, призывающую признать депортацию 1944 геноцидом.
"Мы собрались, чтобы показать - мы ничего не забыли. Несмотря на то, что молодое поколение менее активно, тем не менее выступали и представители молодежи. В частности, руководитель Молодежной ассоциации чеченцев Германии Медина Мицаева", - рассказал Исханов.
По его словам, акция памяти также использовалась "для разговора старшего поколения с молодежью о том, что в Европе чеченцам надо жить по-другому, учиться, добиваться амбициозных целей, заниматься политикой".
Исханов сообщил, что 21 февраля "Культурное объединение «Ичкерия»" в администрации одного из районов Вены провело показ фильмов для австрийской аудитории. "Один из них, анимационный, сделанный нашей молодежью, рассказывал о возвращении из ссылки, когда в наших домах были русские хозяева, как и было в реальности", - отметил он.
Выступая на мероприятии 21 февраля, политолог, специалист по этнополитическим конфликтам Мартин Малек отметил важную роль европейских интеллектуалов "в донесении информации о происходящем в Чечне".
На акцию памяти жертв депортации 1944 года, которая состоялась 23 февраля в Берлине, пришли несколько десятков человек, сообщил "Кавказскому узлу" руководитель "Немецко-кавказского общества" Эккехард Маас.
"Мы прочитали молитву под дождем, лозунги были посвящены только депортации. Нас было мало. Стало трудно собирать чеченцев на публичные мероприятия. Они боятся, что не только их накажут, но и их родственники пострадают. Я уже 22 года провожу акцию памяти депортации, и раньше приходило человек триста, а сейчас все боятся режима Кадырова", - заявил Маас.
Самые крупные чеченские диаспоры представлены в Австрии, Бельгии, Германии и Норвегии. В соответствии с регламентом "Дублин-3" Европейского союза, ответственность за рассмотрение заявления на предоставление убежища лежит на первой стране Евросоюза, в которое въехало лицо, просящее убежище, говорится в статье "Кавказского узла" "Как поехать в Европу и получить статус "убеженца".
Мероприятия, посвященные депортации вайнахов, прошли 23 февраля также в Ницце, Копенгагене и других городах Европы. В Страсбурге акция памяти прошла напротив здания Совета Европы в ней приняли участие около 100 человек, сообщил "Кавказ. Реалии". Участники мероприятия назвали события 76-летней давности геноцидом.
Выступающие обратили внимание, что диаспорам необходимо хранить память о трагедии. При этом они признали, что и сегодня в Европе чеченцы не находятся в безопасности из-за преследования властями республики, именно поэтому некоторые пришедшие на митинг прячут лица от камер, так как не хотят, чтобы их узнали, сообщило издание.
Источник: Кавказский Узел