Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Правозащитники предложили не сравнивать нарушения прав человека в Мьянме и на Северном Кавказе

Снимок со спутника сожженной деревни  Чейн Хар Ли в Мьянме Фото: © DigitalGlobe 2017, https://www.hrw.org

 

 

Международные правозащитные организации Human Rights Watch и Amnesty International, ранее заявлявшие о нарушениях прав человека на Северном Кавказе, заявили о многочисленных случаях вооруженных нападений на мирных жителей в Мьянме и потребовали допустить в эту страну правозащитников. При этом представители HRW и Amnesty International предложили не сравнивать размах репрессий на Северном Кавказе и в Мьянме. Самые серьезные случаи нарушений прав человека в СКФО не сопоставимы по масштабам с преследованием мусульман в Мьянме, заявила эксперт по Северному Кавказу Екатерина Сокирянская.

Как информировал "Кавказский узел", 3 сентября в Махачкале около 2 тысяч человек приняли участие в шествии в поддержку мусульманского населения Мьянмы. Они раскритиковали отсутствие реакции на преследование мусульман со стороны властей Дагестана и ДУМ республики. 4 сентября такой митинг прошел в Грозном. Мэрия заявила об участии в акции не менее миллиона человек, но данные о числе участников митинга вызвали скепсис у пользователей соцсетей и экспертов. Сами жители Чечни рассказали о принуждении к участию в акции. 5 сентября свыше тысячи человек в столице Карачаево-Черкесии стали участниками митинга в поддержку мусульман рохинджа.

Ситуация в Мьянме обострилась в конце августа, когда начали происходить столкновения между буддистами и мусульманами - представителями народа рохинджа. В результате погибли свыше 400 человек, пишет "Интерфакс".

Международные правозащитные организации ограничены в своих возможностях наблюдать за ситуацией в Мьянме, поскольку власти страны не разрешают въезд правозащитников. Для оценки ситуации правозащитники пользуются только информацией, полученной от беженцев и своих респондентов в самой Мьянме, а также фотографиями со спутников.

Так, в распоряжении организации Human Rights Watch поступили фотоснимки с территории штата Ракхайн. На снимках четко видны следы пожаров в десятках населенных пунктов в местах обитания мусульман рохинджа, сообщается, в частности, на англоязычной версии сайта HRW.

"Снимок со спутника показывает, что мусульманская деревня полностью разрушена. Он вызывает серьезные опасения, что опустошение северного Ракхайна может оказаться намного серьезнее, чем мы думали ранее", - приводятся в сообщении слова заместителя директора HRW по Азии Фила Робертсона.

По его словам, HRW зафиксировала полное сожжение деревни Чейн Хар Ли, где уничтожено 99% всех построек, более 700 зданий и растительный покров.

"Однако это лишь одно из 17 мест, где мы зафиксировали пожары. Необходимо провести независимое расследование на месте, чтобы разобраться, что там в реальности происходит", - отметил Робертсон.

Многочисленные мусульмане рохинджа, недавно бежавшие из разных деревень северного штата Ракхайн в Бангладеш, рассказывали представителям HRW, что военные и полицейские сжигали их дома и совершали вооруженные нападения на деревенских жителей. У многих беженцев рохинджа зафиксированы полученные недавно пулевые и осколочные ранения, сообщил он.

«Спутниковые снимки являются наглядным свидетельством того, насколько важно обеспечить присутствие международных следователей в штате Ракхайн, – заявил Робертсон. – Миссия ООН по установлению фактов должна получить полное содействие со стороны бирманского правительства для выполнения возложенного на нее мандата по оценке нарушений прав человека в штате Ракхайн, поиску путей прекращения нападений и привлечению виновных к ответственности».

Amnesty International: рохинджа подвергаются беспрецедентному насилию

Введенные правительством Мьянмы ограничения на иностранную помощь жителям провинции Ракхайн ставят под угрозу тысячи жизней мусульман рохинджа, которые и так подвергаются беспрецедентному насилию со стороны вооруженных сил, говорится в пресс-релизе организации Amnesty International ("Международная амнистия") от 4 сентября, который поступил в "Кавказский узел".

"Штат Ракхайн находится на грани гуманитарной катастрофы. Препятствуя работе гуманитарных организаций, правительство Мьянмы ставит под угрозу тысячи жизней и показывает свое наплевательское отношение к правам человека", - приводятся в сообщении слова директора кризисного реагирования Amnesty International Тираны Хасан.

По ее словам, эти ограничения пагубно влияют на все общины провинции Ракхайн.

"Правительство Мьянмы должно немедленно допустить гуманитарные организации во все районы провинции, чтобы мы могли удовлетворить нужды людей", - заявила она.

По данным ООН, со времени начала последнего витка конфликта более 90 тысяч мусульман рохинджа вынуждены были покинуть свои дома и убежать в Бангладеш. По словам одного из сотрудников гуманитарной миссии в Ракхайне, мусульмане голодают в своих домах, а тех, кто пытается бежать, преследуют и убивают, сжигая их дома и целые деревни, отмечается в сообщении Amnesty International.

Зафиксированные многочисленные преступления со стороны правительственных сил в Мьянме, такие как убийства, изнасилования, пытки, сожжения деревень, которые могут быть расценены как преступления против человечности, указывают правозащитники.

Сокирянская: Кадыров возглавил протест, который нельзя было подавить

В целом на митинги солидарности с мусульманами рохинджа люди в Москве, Махачкале и Грозном пришли по зову сердца, считает эксперт по Северному Кавказу Екатерина Сокирянская.

«В Москве он [митинг] был спонтанным, и пришли те, кто не мог молчать, хотя уверенности в том, что не будет разгона, ни у кого не было. В Дагестане митинг тоже был вполне стихийным. В Чечне как обычно использовали административные способы организовать митинг, но это не значит, что в этом конкретном случае люди не разделяли призыв или не хотели проявить солидарность», - сказала она "Кавказскому узлу".

В самой Чечне мусульмане, не придерживающиеся традиционного ислама, подвергаются преследованиям властей, которые открыто поддерживают представителей суфийского тариката в исламе и запрещают вести диалог с салафитами. Кроме того, находясь у власти, Рамзан Кадыров последовательно проводит курс на искоренение любых проявлений инакомыслия, шаг за шагом выстраивая режим личной тирании, говорится в опубликованном на "Кавказском узле" докладе HRW "Как по минному полю: чеченские власти против несогласных".

По ее словам, тема преследований рохинджа в Мьянме волнует российских мусульман, как и большую часть мусульман, да и людей других вероисповеданий во всем мире.

«Ни один нормальный человек не может не осуждать убийства и изгнание мирных жителей», - считает Сокирянская.

Вместе с тем, в России встает вопрос о том, кто из мусульманских лидеров имеет достаточный вес, чтобы позволить себе выступить с этой темой открыто.

«На сегодняшний день аппаратный вес открыто выступить против изначальной позиции МИД РФ имеет только Кадыров. Правда, сейчас мы видим, что Путин, а вслед [официальный представитель МИД России] Захарова уже по-другому интерпретируют позицию России, так что очевидно, что Кадыров делал заявления и собирал митинги с согласия Кремля», - полагает она.

"Кавказский узел" писал, что 28 августа департамент информации и печати МИД России в своем комментарии выразил решительное осуждение "вооруженной вылазки, направленной на подрыв усилий мьянманских властей и международного сообщества по стабилизации положения" в Ракхайнской национальной области. После этого Кадыров пригрозил выступить против позиции России, если Москва займет сторону организаторов преследования мусульман в Мьянме. 4 сентября президент России осудил преследование мусульман в Мьянме. Кадыров поблагодарил Путина за поддержку своей инициативы.

В Москве мусульмане стихийно вышли на митинг в довольно большом количестве, отметила Сокирянская.

"В соцсетях потом звучали мнения, часто с примесью ксенофобии, о том, что, мол, все несанкционированные митинги разгоняют, а мусульманский разогнать побоялись. И в этом есть доля правды. Видимо, власти поняли, что разгон митинга, направленного против массового убийства людей, будет выглядеть плохо, и можно спровоцировать еще больший мусульманский протест в Москве", - считает она.

Поскольку протест нельзя было подавить, то его нужно было возглавить, и Кадыров сыграл эту роль, указывает Сокирянская.

«В то же время на региональном уровне поддержка рохинджа - это способ консолидировать общество в самой Чечне, в котором не слишком популярен нынешний политический режим. Кадыров старается показать чеченскому обществу, что в республике и стране мусульманам дают свободу реализации своего права на вероисповедание, а себя позиционирует как защитника мусульманский ценностей. Мы помним, как чеченские власти собрали такой же "миллионный" митинг после истории с карикатурами "Шарли Эбдо". В целом, ситуация с митингом говорит о том, что позиции Кадырова в стране только усиливаются, и он способен продавливать свою повестку, в том числе и по международным вопросам», - отметила она.

Эксперт полагает, что к инициативе Кадырова многие отнеслись с сарказмом.

«В социальных сетях было много реплик, напоминающих о нарушениях прав человека самим чеченским режимом», - пояснила она.

Но все-таки, считает Сокирянская, масштабы насилия в Мьянме сегодня не сопоставимы с ситуацией на Северном Кавказе.

«Можно попытаться провести аналогии с отдельными эпизодами Первой или Второй чеченских войн, с массовыми преступлениями против мирного населения в Алдах или Самашках, но все же при всех проблемах с верховенством права на Кавказе трудно указать настолько масштабные геноцидальные преступления против человечности со стороны государства, как в Мьянме», - заявила она.

Утром 5 февраля 2000 года в поселок Новые Алды, согласно свидетельствам очевидцев, вошли отряды милиции особого назначения, в течение нескольких часов жертвами внесудебных расправ стали более 50 человек. В числе убитых были годовалый ребенок, девять женщин и 11 престарелых жителей поселка. В 2000 году Правозащитный центр "Мемориал" задокументировал гибель 56 жителей, ставших жертвами "зачистки".

7-8 апреля 1995 года силами МВД России была проведена спецоперация по "зачистке" села Самашки (Ачхой-Мартановский район), в ходе которой, помимо потерь со стороны силовиков и чеченских боевиков, было убито свыше 100 местных жителей. Это событие стало самым известным случаем массового убийства мирных граждан, говорится в справке "Как закончилась Первая чеченская: память и хроника", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

Представители Amnesty International и HRW в Москве отказались прокомментировать ситуацию с поддержкой мусульманами России и Рамзаном Кадыровым мусульман рохинджа и сравнивать ситуацию в сфере прав человека в Чечне и Мьянме.

"Международная амнистия" традиционно воздерживается от каких-либо аналогий между странами или региональными ситуациями. Организация не делает никаких сравнений, просто констатирует факты", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" представитель Amnesty International в Москве Александр Артемьев.

Он отметил, что организация может быть комментарий по высказываниям официальных должностных лиц, но "только после исследования записей и обнаружения в словах каких-нибудь нарушений прав и свобод или призыва к их нарушению".

"Human Rights Watch не сравнивает страны между собой с точки зрения "хуже-лучше". Наша методология и позиция нам этого не позволяют», - заявила в свою очередь программный директор HRW в России Татьяна Локшина "Кавказскому узлу".

Источник: Кавказский Узел