Верховный суд России при вынесении решения по делу уроженца Чечни Хасана Закаева не установил обстоятельства операции по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке, заявил адвокат Игорь Зубер. Интересы потерпевших не учтены, в связи с чем будет подана жалоба в ЕСПЧ, отметила адвокат Каринна Москаленко.
"Кавказский узел" информировал, что 21 марта Закаев был приговорен к 19 годам колонии строгого режима по делу о теракте на Дубровке в 2002 году. Гражданские иски пострадавших при теракте были удовлетворены судом частично. Суд взыскал с Закаева 37,5 миллиона рублей в пользу потерпевших. Приговор был обжалован как Закаевым, так и потерпевшими. Представители потерпевших обжаловали приговор в части компенсаций по гражданским искам, так и в части привлечения к ответственности всех лиц, которые, по их мнению, виновны в гибели людей. 29 августа Верховный суд России сократил на три месяца срок лишения свободы Закаеву, оставив приговор в остальной части без изменений.
Если бы не было штурма центра на Дубровке, то "не было бы и жертв по неосторожности", заявил 9 марта прокурор на заседании по делу Закаева. В России впервые официально заявлено о причинной связи между штурмом и гибелью заложников, отметили адвокаты потерпевших.
29 августа на заседании Верховного суда России по делу Закаева зал был полон представителями прессы, в том числе иностранной, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на процессе.
По словам журналистки, работающей в одном из центральных парижских СМИ, во Франции власти пристально следят за любым судебным заседанием по делу о теракте на Дубровке, потому что тема касается свобод граждан и нарушений прав человека.
"Французские власти интересует, кто отдал приказ применить газ, который, очевидно, и стал причиной смерти большинства заложников. Французские чиновники обеспокоены бездействием российского правосудия в плане выяснения, каким именно был газ", - рассказала она "Кавказскому узлу".
20 сентября 2003 года президент России Владимир Путин заявил, что "люди [в центре на Дубровке] погибли не в результате действия газа", который, по его словам, был безвредным, а стали жертвами "ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании". В свидетельствах о смерти, выданных родственникам погибших, в графе "причина смерти" был поставлен прочерк, говорится в размещенном в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" материале "Террористический акт на Дубровке (23-26 октября 2002 года)".
В ходе рассмотрения апелляции Верховный суд выслушал стороны процесса и принял решение о сокращении срока наказания осужденному.
Данное решение было принято в связи с объединением двух эпизодов по обвинению в хранении и перевозке оружия и переквалификации обвинения в пособничестве терроризму на содействие терроризму.
"Приговор Московского окружного военного суда изменить в части назначения наказания", - сказал судья.
"Права потерпевших остаются нарушенными"
Сразу после заседания адвокат потерпевших Каринна Москаленко заявила, что намерена обжаловать решение Верховного суда в Европейском суде по правам человека.
"Приговор не учел интересы потерпевших, не компенсировал понесенный ими ущерб", - сказала Москаленко журналистам 29 августа.
По словам другого адвоката потерпевших Игоря Зубера, решение суда не оправдало надежд, хотя "иллюзий представители потерпевших не испытывали".
Относительно смягчения на три месяца приговора Закаеву адвокат сказал, что потерпевшей стороне "все равно", поскольку ее интересуют иные вопросы.
"Права потерпевших никоим образом восстановлены не были. Все вопросы, которые мы озвучивали ранее, в частности, относительно неустановления ключевых обстоятельств трагедии, а именно - проведения спасательной операции, как не были установлены, так и остаются таковыми. Так что права потерпевших остаются нарушенными. Выжившие не знают, от чего лечатся, как долго им еще лечиться, какое лечение избрать, кто их отравил, каким конкретно газом. Хотелось бы и поименно знать руководителей спасательной операции и отдававших приказ на применение газа", - рассказал адвокат.
Потерпевшим важно установить ответственных за использование газа, за гибель людей, причинение вреда здоровью заложников, поскольку им нанесен колоссальный вред, отметил он.
"Конечно, дело политическое: невозможно суду при существующих обстоятельствах быть беспристрастным, объективным", - полагает Зубер.
Напомним, что 23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" боевики, требуя немедленного прекращения боевых действий в Чечне, захватили в заложники 916 человек. Спустя трое суток, 26 октября 2002 года, была проведена спецоперация по освобождению заложников. В ходе нее, по официальным данным, были убиты 40 боевиков, погибли 130 мирных граждан, более 700 пострадали.
Источник: Кавказский Узел