Вопреки Уголовно-процессуальному кодексу больше месяца не возбуждаются уголовные дела об исчезновении жителей Чечни, ставших, предположительно, жертвами внесудебной казни, заявили правозащитники.
Как писал "Кавказский узел", 9 июля "Новая газета" написала о том, что в Чечне в ночь на 26 января были казнены не менее 27 человек, задержанных в связи с нападением на полицейских в Грозном. Власти республики назвали эти сведения ложью.
17 декабря 2016 года в Грозном были совершены нападения на полицейских, после чего при спецоперации, по версии силовиков, были убиты семь предполагаемых боевиков и задержаны еще четверо. Трое из задержанных были госпитализированы, но вооруженные люди вывезли их из больницы и убили, рассказал источник "Кавказского узла" в чеченском Минздраве. По его данным, среди убитых была Мадина Шахбиева, 1998 года рождения. В январе сведения о смерти Шахбиевой подтвердил источник Правозащитного центра "Мемориал".
По данным ПЦ "Мемориал", еще до публикации в "Новой газете" родственники четырех пропавших обращались к уполномоченному по правам человека в Чечне Нурди Нухажиеву с просьбой помочь найти сыновей. 23 мая Нухажиев переслал это заявление в прокуратуру Чечни, оттуда 25 мая документ был направлен в региональное управление СКР.
"А там вместо того, чтобы рассматривать заявления как информацию о совершении преступлений (в таком случае следователь должен возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении, свое решение мотивировать и в установленный срок ответить заявителям), стали рассматривать их как "коллективное обращение о содействии в защите конституционных прав" (в таком случае заявителям должны направить письменный ответ)", - говорится в сообщении, размещенном 4 августа на сайте Правозащитного центра.
По данным правозащитников, 5 июля заявители получили от следователя ответ, что рассмотрение коллективного обращения о содействии в защите конституционных прав продлено до 1 августа, а 26 июля – извещение о том, что после публикации в "Новой газете" доследственную проверку сообщений о внесудебных казнях проводит ГСУ СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу.
"С момента публикации "расстрельного списка" прошел почти месяц. Уголовные дела не возбуждены", - говорится в сообщении "Мемориала".
"Правоохранители должны были принять решение в течение трех дней"
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, отсчет трехсуточного срока для принятия решения по сообщению о преступлении начинается после подачи заявления в правоохранительный орган, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" юрист ПЦ "Мемориал" Галина Тарасова.
"Самое первое заявление граждан является отправной точкой. Особо отмечу: момент подачи заявления и момент получения заявления правоохранителями совпадают - это одно и то же действие. Обращение принимается, регистрируется как сообщение о преступлении, выдается талон уведомления - и трое суток пошли. Иная ситуация, если обращение направлено по почте: трое суток стартуют с момента поступления в органы", - пояснила Тарасова.
Информацией о том, какова ситуация с проверкой сообщений после 1 августа, ПЦ "Мемориал" не располагает, уточнила юрист. "Та информация, которая опубликована, - последняя. Пока больше ничего нет", - сказала она.
По данным на 8 августа, новой информации о судьбе фигурантов "расстрельного списка" у "Мемориала" нет, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" член совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей правоохранительных органов относительно сообщения ПЦ "Мемориал".
По данным ПЦ "Мемориал" на 24 июля, силовики задержали 13 жителей Чечни из "расстрельного списка", опубликованного "Новой газетой" в материале о внесудебных казнях.
"Кавказский узел" следит за ситуацией в Чечне и ведет хронику происходящих здесь вооруженных инцидентов, терактов и похищений. В разделе "Справочник" также опубликована статья "Кровная месть - как теперь убивают на Кавказе".
Источник: Кавказский Узел