Практика публичного унижения жителей Чечни за критику Кадырова прекратится после вмешательства Кремля, однако сейчас федеральный центр проблему игнорирует, заявили кавказоведы Михаил Рощин и Алексей Малашенко. Ситуация изменится только после смены власти в республике, считает правозащитник Валерий Борщев.
Как сообщал "Кавказский узел", жительница Чечни извинилась за слова о незаконном аресте мужа. Видеообращение жительницы Чечни с просьбой простить ее за ранее распространенный призыв к главе республики Рамзану Кадырову вмешаться в дело о задержании ее мужа, обвиненного в попытке примкнуть к боевикам в Сирии, было распространено 1 мая через мессенджер WhatsApp.
Жители Чечни неоднократно предпочитали использовать для связи с Рамзаном Кадыровым мессенджеры и соцсети, а не только официальные каналы связи. Однако эти обращения не всегда приводят к желаемому результату. Так, в декабре 2015 года жительница республики Айшат Инаева, через WhatsApp пожаловавшаяся Кадырову на тяжелое положение жителей республики и раскритиковавшая его за способы сбора долгов по ЖКХ, в итоге была вынуждена публично покаяться и отказаться от своих слов. Впоследствии эта практика неоднократно применялась в Чечне, метод публичных осуждений критиков власти приобрел системный характер.
"Данная история схожа с ситуацией с Джалалдиновым"
Ситуация с извинением жительницы Чечни за слова о незаконном аресте мужа дополняет ряд других историй с извинениями перед Рамзаном Кадыровым, констатировал старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаил Рощин.
В частности, Михаил Рощин напомнил про публичный отказ от своих слов автора обращения о сборах платежей за ЖКУ Айшат Инаевой, извинения подвергнувшего критике поведение Кадырова в соцсетях пользователя Instagram Адама Дикаева, историю проповедника Шоипа Тутаева, публично отказавшегося от своей критики в адрес главы Чечни.
Жителю чеченского села Кенхи Рамазану Джалалдинову, критиковавшему власти, также пришлось извиниться перед Кадыровым, напомнил Рощин. Все извинения были принесены под давлением, считает Рощин.
"Нынешняя история схожа с ситуацией с Джалалдиновым - женщина пыталась найти правду, но вынуждена была принести извинения Кадырову", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Рощин.
В апреле 2016 года житель села Кенхи Рамазан Джалалдинов опубликовал видеообращение к президенту России, в котором рассказал, как чиновники отнимают у жителей аварского села Кенхи компенсации за разрушенное жилье и игнорируют просьбы о помощи. 30 мая 2016 года перед камерами чеченского телевидения Джалалдинов извинился перед Кадыровым. 10 ноября 2016 года Джалалдинов связался с правозащитниками и сообщил, что уехал из республики после встречи с высокопоставленным чеченским силовиком. 9 декабря 2016 года правозащитники призвали главу Чечни и власти России отреагировать на угрозы Джалалдинову. Материалы о ситуации в Кенхи "Кавказским узлом" собраны на специальной тематической странице "Кенхи: цена критики Кадырова"
"Женщина решила биться за мужа и добиться справедливости"
Ситуация с преследованием и оскорблением людей, которые допускают критические высказывания в адрес Кадырова, является ненормальной, ведь выходит, что "людям не к кому обратиться за помощью", отметил Михаил Рощин. "Население беззащитно. И как же найти истину?" - сказал Рощин.
Возвращаясь к ситуации с извинением жительницы Чечни за слова о незаконном аресте мужа, Михаил Рощин обратил внимание, что "у чеченских женщин - твердый и решительный характер".
"Учитывая сложившуюся ситуацию - отсутствие кормильца и наличие четверых маленьких детей - женщина решила биться за мужа и добиться справедливости. Однако эффект получился обратным. Таким образом возникает вопрос - что делать, если возникает очевидная несправедливость. Ведь получается, что обращение к руководителю региона оказывается само по себе неправильным", - сказал кавказовед.
При этом общероссийская практика показывает, что обращение к главе государства может быть эффективным, заметил Рощин. Кавказовед напомнил, что на свободу были выпущены активист Ильдар Дадин, который стал первым осужденным в России по статье о неоднократном нарушении правил проведения митингов, и воспитательница из Екатеринбурга Евгения Чудновец, осужденная за репост видеоролика с обнаженным ребенком.
"Обращения возникают тогда, когда барахлит судебная система и плохо работают правоохранительные органы. Однако в Кремле были даны поручения, и ситуация с Чудновец и Дадиным разрешилась. И если по всей России вопросы можно решить данным способом, то в Чечне - если к Кадырову нельзя обращаться, то к кому? Наблюдается абсолютное бесправие жителей республики", - подчеркнул Рощин.
Кавказовед уверен, что "диалог между народом и Кадыровым можно установить и при нынешней чеченской власти". "Но для этого в ситуацию должна вмешаться Москва. Федеральный центр должен указать на ошибки", - сказал Рощин.
По словам жителей Чечни, людей больше всего пугает публичное унижение и коллективная ответственность, которую практикуют власти. "Страшно даже не насилие. Тебя обесчестят, публично унизят, превратят в проститутку или наркомана. Ты больше не сможешь жить с достоинством в этой республике. Это хуже смерти", - приводятся слова одного из местных жителей в докладе Международной кризисной группы "Чечня: внутреннее зарубежье", который опубликован в разделе "Доклады" на "Кавказском узле".
"Кадыров не хочет терять авторитет среди силовиков"
Кадырову не выгодно помогать жителям республики и решать их проблемы, считает член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. По его словам, в противном случае "Кадырову придется подтверждать ошибки своих спецслужб, задержавших невиновного человека".
"Каждый прикрывает каждого: Кадыров - спецслужбы, спецслужбы - Кадырова. В данном случае Кадырову выгодно обратить ситуацию против женщины. Если он пойдет ей навстречу, то пошатнется его авторитет в силовой среде, спецслужбы почувствуют его слабость и отсутствие поддержки со стороны главы республики", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.
Малашенко напомнил, что в Чечне "силовики свои ошибки не признают". "Вспомните, что бы хотя бы раз они перед кем-то извинялись", - сказал Малашенко. При этом ситуация с извинением женщины за слова о незаконном аресте мужа "вряд ли будет иметь продолжение", считает эксперт.
"Да, Чечня - сравнительная маленькая республика, и в регионе происходит постепенное накопление негатива у населения. Однако Кадыров опирается на Кремль, как на каменную стену. А значит, можно себе позволить вести себя, как удобно", - сказал Малашенко.
В свою очередь член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев заметил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", что "видя безнаказанное поведение лидера, его перенимают подчиненные, допускающие беззаконие и произвол".
По мнению Борщева, ситуация в Чечне может измениться исключительно в том случае, если произойдет смена власти в республике. "Но сейчас в Чечне действует режим единоличной власти", - сказал правозащитник.
Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими "Кавказский узел" размещает на странице "Инакомыслие в Чечне".
Источник: Кавказский Узел