Никаких официальных мероприятий, посвященных очередной годовщине сталинской депортации, 23 февраля в Чечне не проводится, сообщили в аппарате главы и правительства республики, отметив, что траурные мероприятия запланированы на 10 мая. Многие жители Чечни к отмене траурных мероприятий в годовщину депортации относятся крайне негативно.
Как писал "Кавказский узел", ранее День памяти и скорби отмечался в Чечне 23 февраля, в день начала депортации чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию в 1944 году. 10 мая в качестве даты официальных траурных мероприятий по жертвам депортации было установлено по распоряжению главы Чечни Рамзана Кадырова в 2011 году. Глава Чечни Рамзан Кадыров объяснил это решение тем, что республика должна отмечать государственные праздники России, в том числе День защитника Отечества, выпадающий на 23 февраля, вместе с другими регионами.
Власти Чечни: в республике сегодня праздник
Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни.
"С 2011 года День памяти и скорби народов Чечни отмечается у нас 10 мая, и все траурные и религиозные мероприятия по жертвам депортаций и войн будут проводиться в этот день. 23 февраля наша республика, как и вся страна, отмечает государственный праздник – День защитника Отечества", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель аппарата главы и правительства Чечни.
Тему депортации чеченцев глава Чечни Рамзан Кадыров поднимал на прошедшем 22 февраля в Грозном торжественном собрании, посвященном Дню защитников Отечества, и совещании в мэрии Грозного. Репортажи с этих мероприятий были показаны в вечерних новостях местных телеканалов. Говоря о депортации, Кадыров заявил о вине самих чеченцев в том, что они были депортированы, передает корреспондент "Кавказского узла".
Жители Чечни не согласны с отменой траурных мероприятий в годовщину депортации
Многие жители республики, особенно люди старшего поколения, заявили корреспонденту "Кавказского узла", что 23 февраля для них было и останется днем траура по погибшим во время депортации и в годы ссылки родным и близким.
Для меня 23 февраля никогда не было и не будет праздником, как и для любого нормального чеченца
"Мне уже 85 лет, но я до сих пор помню тот страшный день. Помню своих родителей, дядей и всех остальных, кто умер в пути и в годы нашей ссылки. Для меня 23 февраля никогда не было и не будет праздником, как и для любого нормального чеченца и ингуша. Каждый год в этот день я читаю молитвы по всем тем, кто навсегда остался в степях Казахстана за те 13 лет, что наш народ провел там", - заявил житель республики Лечи.
"Еще за несколько недель до выселения были слухи, что чеченцев собираются выслать в Сибирь, но в это никто не верил. Даже когда в каждом селе в Чечне разместили солдат, все думали, что их к нам определили на отдых перед отправкой на фронт. Только 23 февраля стало понятно, что происходит. В нашей семье было пять братьев и четыре сестры. Домой из Казахстана вернулся только я один. Все они остались там, а младший брат пропал. Он заболел тифом, когда нас везли в ссылку, и на одной из станций его сняли с поезда. Мы так и не знаем, что с ним стало", - делится воспоминаниями другой местный житель Умалт.
Как рассказывает мужчина, их семья, в числе других, была выслана в Восточный Казахстан. "Нас просто бросили в открытом поле, недалеко от одного из казахских аулов. Взрослые вырыли землянки, и в них мы прожили до весны. Мы выжили только благодаря казахам, которые делились с нами всем, что у них было. За то время, что я там провел, они стали для меня как братья, я даже по-казахски говорю не хуже, чем на своем родном языке", - отметил он.
Грозненец Ваха отмечает, что его самые страшные воспоминания связаны именно с депортацией 1944 года.
"Даже две жестокие войны, что у нас были, несравнимы с тем, что тогда нам пришлось вынести. Жуткий холод, постоянный голод, тотальные запреты и контроль - вот что мне запомнилось из моего детства. Все мои родные умерли, и меня определили в детдом. Там тоже пришлось несладко. За любую провинность жестоко наказывали. У чеченцев и ингушей, как и у других депортированных народов, фактически не было никаких прав. Только за то, что человек пошел в соседний аул, его сажали на 20 лет. То, что мы тогда пережили, трудно передать словами", - рассказал Ваха.
Чеченские власти хотят лишить жителей республики исторической памяти, чего не удалось сделать даже советской власти, отмечает бывший педагог Хава. "Тем более это не смогут сделать Кадыров и его окружение, которые дошли до того, что винят свой народ в том, что его депортировали в 1944 году. В чем были виновны наши старики, женщины и дети, которые умирали от голода, холода и болезней? Как вообще можно говорить такие чудовищные вещи?" - говорит Хава
Источник: Кавказский Узел