В Москве началась закрытая пресс-конференция, посвященная проблеме преследования жителей Чечни, которые осмелились заявить о коррупции в республике. В качестве примера собравшиеся на мероприятие правозащитники привели историю Рамазана Джалалдинова из села Кенхи. Сам Джалалдинов присутствует на пресс-конференции, передает корреспондент "Кавказского узла".
Как писал "Кавказский узел", в апреле 2016 года Рамазан Джалалдинов опубликовал видеообращение к президенту Владимиру Путину, в котором рассказал, как чиновники отнимают у жителей Кенхи компенсации за разрушенное жилье и удерживают зарплаты учителей. Односельчане публично отреклись от Джалалдинова, его дом в Кенхи был сожжен. 30 мая перед камерами чеченского ТВ Джалалдинов извинился перед Рамзаном Кадыровым, однако эксперты усомнились в искренности этих извинений. 31 мая Джалалдинов вместе с семьей вернулся домой в Кенхи. Но уже в августе он был признан виновным в клевете и приговорен к 160 часам обязательных работ.
Пресс-конференция, посвященная проблеме преследования жителей Чечни, началась в 11.30 мск. На мероприятии присутствует исключительно приглашенная пресса.
По словам выступившей журналистки "Новой газеты" Елены Милашиной, закрытость мероприятия связана с возможными провокациями.
Гостями мероприятия являются житель села Кенхи Рамазан Джалалдинов, глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, программный директор по России Human Rights Watch, автор доклада "Как по минному полю" Татьяна Локшина, адвокат Петр Заикин, а также Елена Милашина.
На пресс-конференции присутствует в основном зарубежная пресса.
Еще до начала пресс-конференции Рамазан Джалалдинов заявил журналистам, что "хотел выразить только свои проблемы". "Никого преследовать я не хотел, плохого никому не хотел", - заявил Джалалдинов
На вопрос корреспондента "Кавказского узла", было ли страшно публиковать информацию о ситуации в селе Кенхи и коррупции в Чечне, Джалалдинов ответил, что "было очень страшно". "Но кроме страха есть и другие чувства. Например, честь. Я не мог не рассказать о том, что происходит", - заявил Джалалдинов.
Пресс-конференция началась с опозданием на полчаса. Открывая мероприятие, Милашина извинилась за "конспиралогию", заметив, что она связана и с безопасностью Джалалдинова.
В свою очередь Светлана Ганнушкина, взяв слово, кратко напомнила историю Джалалдинова зарубежной прессе.
"Есть село в Чечне, которое не восстановлено после двух чеченских воин. Джалалдинов обратился к Путину: мол, посмотрите, что по-настоящему происходит в Чечне, в каком состоянии республика. Потому что показывать Грозный-сити и проспект Путина - это одно, а разрушенные села - совсем другое… Казалось бы, реакция должна быть адекватной, должны были начаться расследования, но в отношении Джалалдинова начинаются преследования", - заявила Светлана Ганнушкина.
Милашина в свою очередь заметила, что семья Джалалдинова была выселена из Чечни, но впоследствии мужчине была предложена "сделка", гарантом которой был известный в Дагестане религиозный деятель Хасмагомед Абубакаров. Впрочем, условия сделки были нарушены, отметила Милашина. Она показала снимки дома Джалалдинова в нынешнем виде, который, согласно сделке, должен был быть отремонтирован, и заявила, что якобы выплаченные мужчине денежные средства в полном объеме он не получил. Также, утверждает Милашина, село Кенхи не было восстановлено.
Таня Локшина, взяв слово, сообщила, что поступок Джалалдинова - событие "крайне редкое", а большинство тех, кто "осмелился заявить о плохой жизни в Чечне, дорого за это поплатились". "Сжигали дома, избивали, пугали", - сказала Локшина.
Она отметила, что Джалалдинов "был вынужден извиниться" и "казалось бы, история обрела не столь ужасающий конец". "С точки зрения правозащиты, это, конечно, не допустимо. Но, оставив правовую плоскость за скобками, человек вернулся в село, и ему были даны обещания восстановить дом, сожженный силовиками. Казалось, что на практическом уровне вопрос решился… Однако это не так: Джалалдинов находится в бегах, члены семьи, оставшись в Чечне, подвергаются опасности. Это та ситуация, с которой мы сталкиваемся в Чечне", - сказала Локшина.
Адвокат Петр Заикин в свою очередь рассказал, что в отношении Джалалдинова не возбуждено ни уголовное, ни административное дело, но мужчина все равно подвергается преследованию со стороны правоохранительных органов.
На 12:00 мск пресс-конференция проходила спокойно, без эксцессов, передает корреспондент "Кавказского узла".
Источник: Кавказский Узел