"Жизнь моя в Чечне была неплохой: была работа, была машина. Я прекрасно себя чувствовал. Однако настал такой момент, который все перевернул в моей жизни. Я не мог смотреть на слезы своих детей, на переживания своих родителей. Я решил: будь что будет — рискну... Никто из присутствующих и я тоже не будет говорить о своих проблемах", — рассказывает Еврорадио один из мигрантов из Чечни.
Мужчину в среду, 31 августа, мы встречаем на вокзале "Брест-Центральный". Сегодня он уже в 32-й раз пытался попасть в Польшу. Вместе с двумя сотнями своих соотечественников 29 августа он разбил лагерь у пограничного пункта "Брест". Чеченцы, у которых нет шенгенских виз, протестовали против того, что польские пограничники не пускают их... в Евросоюз.
"Есть на Родине проблемы, но говорить о них не будем", — все как один отвечают мигранты. Говорить об этом категорически отказываются даже анонимно и не под запись.
Что это за проблемы и почему беженцы так боятся о них рассказывать? Этот вопрос задаем брестскому правозащитнику Роману Кисляку.
Кисляк: "Люди называют самые разные причины. Например, наличие беззакония — на родине их заставляют делать какие-то вещи, которые они не могут делать, также люди исчезают. Говорят о кровной мести: человека могут убить за какой-то поступок без реального правосудия... Честно говоря, у меня нет возможности проверять это — говорят они правду или нет".
По словам беженцев, если они попадают в Тересполь, то причины, из-за которых они уехали из Чечни, рассказывают польским сотрудникам пограничных и миграционных служб. Однако большинство все равно "разворачивают" назад в Брест.
"Поляки (сотрудники пограничных и миграционных служб, — Еврорадио) нас спрашивают, есть виза? — рассказывает беженец. — Визы, конечно, нет. Мол, когда визу получите, то тогда приезжайте. А визу чеченцам не дают — это все у нас знают, кто умеет пользоваться интернетом. У всех здесь присутствующих стоит отказ в получении визы".
Оставаться где-нибудь в России ее граждане из Чечни не хотят. Мол, от тех проблемах, которые есть на родине, не скроешься даже на территории такой большой страны. Но некоторые решают остаться в Бресте. По некоторым данным, в городе сейчас находится более двух с половиной тысяч чеченцев.
"Мы хотим попасть в ту страну, где выполняется Женевская конвенция, права человека. В странах, где этого нет, мы оставаться не хотим. Однако есть люди, которые уже решили остаться в Бресте, стать гражданами Беларуси. Я тоже рассматриваю такой вариант. Мне понравилось и гостеприимство людей, и их отношение к нам", — говорит беженец.
Вечером 30 августа лагерь возле пограничного пункта исчез. Мигранты ушли, так как ночевать на земле стало холодно. По их словам, повторять свою акцию они больше не планируют, так как цели добились — привлекли внимание СМИ к своей проблеме. За время акции никого из них не задержали.
Наш собеседник рассказывает, что определенные сдвиги, хотя и медленные, со стороны пограничников уже начались. За вторник и среду они пропустили на территорию Польши больше 50 чеченцев. В понедельник, перед забастовкой мигрантов, в Польшу попали только четыре человека.
источник: http://onkavkaz.com/