От редакции Чечен-пресс: В прошлой публикации говорилось о новой стратегии нового начальника Генерального Штаба английской армии генерала сэра Роли Уокера. Согласно заявлению генерала Уокера, британская aрмия (сухопутные войска) перестраивается «на рельсы спецназа». Это, без сомнения, является британским ответом на действия российских войск на территории Украины. То есть фактически вступает в силу военная доктрина по принципу ведения «асимметричной войны» – маленького Давида (Украины) с великаном Голиафом (евразийской Российской Федерацией).
О том, насколько это было бы полезным опытом для дальнейшей оборонной политики малых государств, соседствующих с РФ, как, например, деоккупированная Чеченская Республика Ичкерия, судить военным специалистам. Но нам кажется, нелишне было бы изучить опыт Тайваня в противостоянии с Китаем, о котором говорится в статье за 5 августа 2022 года в издании «Firstpost».
Благодарность за помощь в обзоре западных медиаресурсов и в публикации выражаем переводчице Олене Гончарук.
(Перевод с английского: Олена Гончарук, 29 июня 2024 г,).
«Explained: Taiwan’s ‘porcupine strategy’ to deter potential Chinese invasion – «Firstpost». 5 August 2022.
«Пояснение: Тайваньская «стратегия дикобраза» для сдерживания потенциального китайского вторжения». «Firstpost». 5 августа 2022 года.
Цель стратегии, также известной как «асимметричная война», - сделать оборону Тайваня настолько надежной, чтобы любой агрессор столкнулся с катастрофическими потерями. При этом основное внимание уделяется легко маскируемому оружию, такому как портативные ракеты «Джавелин» и «Стингер», а не дорогим и легко поражаемым танкам, боевым кораблям и военно-морским судам.
Напряженность в отношениях между Китаем и Тайванем продолжает расти после визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси.
В эту пятницу (5 aвгуста 2022 года) представители Вооруженных Сил Тайбэя заявили, что 68 китайских истребителей и 13 военных кораблей пересекли «медианную линию», проходящую по Тайваньскому проливу, во время проведения в пятницу военных учений пекинских войск.
Тем временем официальный Пекин заявил, что он прекращает сотрудничество с Соединенными Штатами по ряду ключевых вопросов, включая потепление климата, борьбу с наркотиками и переговоры по военным вопросам, а Белый дом вызвал посла Китая в Вашингтоне, чтобы осудить «безответственное» поведение Пекина.
Но у всех на устах один и тот же вопрос: как Тайбэй будет защищаться, если Китай, поклявшийся в один прекрасный день захватить Тайвань «силой, если потребуется», действительно решит выполнить свою угрозу?
Этот вопрос Тайвань, который не может надеяться сравниться с Китаем по военной мощи и десятилетиями жил под непрекращающейся угрозой со стороны Пекина (которая теперь только усилилась после вторжения России в Украину), тщательно обдумывает.
Каков же ответ?
«Стратегия дикобраза» (также известная, как «асимметричная война»).
Однако что это? Как она работает? Давайте рассмотрим ee подробнее.
Что это?
Как сообщает газета «Indian Express», «доктрина дикобраза» была предложена в 2008 году профессором-исследователем Военно-морского колледжа США Уильямом С. Мюрреем.
Она направлена на укрепление обороны уязвимого государства, чтобы использовать слабости противника, а не его сильные стороны.
Речь идет о создании таких защитных сооружений, которые гарантируют, что на Тайвань «можно будет напасть, нанести ущерб, но не победить, - по крайней мере, без неприемлемо высоких затрат и рисков», - пишет Мюррей в журнале «Обзор Военно-морского колледжа».
Проще говоря, цель стратегии - сделать оборону Тайваня настолько надежной, чтобы навязать любому потенциальному захватчику разорительные издержки.
Когда она была принята? Как она работает?
По данным «India Times», она была принята Тайванем в 2017 году, когда Ли Хси-Мин, тогдашний главнокомандующий Вооруженными Силами Тайваня, назвал ее «Концепцией общей обороны» (ODC - Overall Defence Concept).
Стратегия, которую высокопоставленный представитель Министерства обороны США Дэвид Хелви описал в «The New York Times» как «большое количество мелочей», помогла Украине противостоять российскому вторжению.
Вместо того, чтобы сосредоточиться на покупке танков, военных кораблей и морских судов по непомерно высоким ценам - все это трудно скрыть и легко поразить боеголовкой - «стратегия дикобраза» вместо этого делает выбор в пользу гибкого и легко скрываемого оружия, такого, как портативные ракетные комплексы «Джавелин» и «Стингер» (которые украинцы использовали для нанесения ущерба российским войскам), как сообщает издание «India Times».
По данным газеты «Telegraph», Тайвань закупил большие запасы противовоздушного, противотанкового и противокорабельного оружия и боеприпасов, включая беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и недорогие боеприпасы, такие, как мобильные крылатые ракеты береговой обороны (CDCM - Coastal Defence Cruise Missiles), способные уничтожить дорогостоящие китайские военные корабли и военно-морскую технику.
Тайбэй также приобрел быстроходные корабли-"невидимки" и миниатюрные ракетные штурмовые катера, которые относительно недороги, но очень эффективны.
Они могут быть рассредоточены среди рыболовецких судов в портах Тайваня. Морские мины и быстроходные миноукладчики также могут осложнить десантные операции вторжения любого флота, говорится в статье.
Многослойная оборона
Как сообщает «Deutsche Welle», китайской армии потребуется переправить через пролив многочисленные войска и огромное количество грузов, включая бронетехнику, оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты и топливо. Это возможно только по морю, поскольку возможности воздушных перебросок и флотилий самолетов ограничены. Территория Тайваня включает в себя гряду островов, некоторые из которых находятся вблизи китайских берегов. Установленное на этих островах мониторинговое оборудование может обнаружить первый корабль, отплывающий от берегов Китая.
Это должно дать тайваньским силам достаточно времени для координации многоуровневой обороны, говорится в документе.
Морские мины в сочетании с быстроходными кораблями и ракетными штурмовыми катерами, а также наземные боеприпасы, размещенные на берегах и близлежащих островах, позволят противостоять китайской армии в ее наиболее уязвимом положении, прежде чем у нее появится шанс высадиться и начать операцию.
Тайвань также готовится к партизанской войне на случай, если командованию армии Китая удастся высадить десант. Переносные зенитно-ракетные комплексы (MANPADS) и мобильное противoброневое оружие, такое, как высокомобильные артиллерийские ракетные комплексы (HIMARS), могут быть использованы в ходе городских боев, а жилые здания могут быть превращены в казармы, говорится в докладе.
Но не всё было гладко.
По данным «The New York Times», хотя президент Тайваня Цай Ин-вэнь выразила поддержку так называемой «асимметричной» стратегии и попыталась увеличить оборонный бюджет и купить многие из малых мобильных вооружений, которые рекомендовали американские чиновники, она временами сталкивалась с сопротивлением со стороны отдельных тайваньских военных.
Они утверждают, что некоторые системы обычных вооружений все еще необходимы, и что для Тайваня было бы слишком рискованно отказываться от них без четких гарантий безопасности со стороны Соединенных Штатов.
В прошлом году источник, близкий к Министерству национальной обороны Тайваня, сообщил «Financial Times»: «Если мы будем учиться только убегать и прятаться, это пошатнет моральный дух. Если мы откажемся от развития наших Военно-Воздушных Cил, китайская армия победит еще до начала войны».
Может ли китайское вторжение быть успешным?
Возможно. Но есть и риски.
«Любое вторжение китайских войск в ближайшем будущем будет оставаться достаточно рискованным сценарием. Такая операция будет зависеть от успеха более развитых возможностей китайской армии по кибератакам, ракетным ударам и блокаде, чтобы в достаточной степени ослабить, изолировать или разгромить силы обороны Тайваня; а также от ее возможностей по блокированию доступа и территории, чтобы предотвратить решительное вмешательство США», - говорится в «Докладе Американо-китайской комиссии по обзору экономики и безопасности», как сообщает газета «Indian Express».