Эпоха Позднего Средневековья (XIV–XVII вв.) является «темным пятном» в истории чеченцев. Сочинения средневековых историков и архивные материалы того времени практически не дают достоверной информации о государственном устройстве, внутренней социальной структуре и правовой системе чеченцев и ингушей того времени.
И только по фольклорным и полевым материалам можно составить более или менее объективное представление о социально-политическом укладе страны нахов того времени. Сохранилось много преданий, которые были записаны в XIX веке, в том числе и русскими исследователями, связанных с деятельностью Мехк кхела, высшего законодательного органа Страны нахов, функционирования отдельных ветвей государственной власти.
По материалам, собранным М.А.Ивановым в верховьях реки Фортанга, одним из древнейших мест, где заседал Мехк кхел нахов, была гора Муйти-корт. Она была названа в честь легендарного председателя Высшего Совета Страны нахов – Муйты. Сохранился даже камень, который, согласно преданию, служил трибуной для председателя Мехк кхела, получивший название «Муйти-кер» – камень Муйты.
Исследователь XIX века И.Попов пишет о деятельности Мехк кхела, заседавшего на горе Кхетеш-корт в Ичкерии. Курган на ней, по преданию, был насыпан руками представителей нахских общин, давших тем самым клятву верности Стране нахов.
Государство чеченцев в XV–XVIII веках представляло собой ассоциацию военно-политических союзов – тукхумов (Мохк), которые, в свою очередь, были объединениями сельских территориальных общин (тейпов). Можно предполагать, что оно имело больше федеративное, чем конфедеративное устройство.
С одной стороны, и объединения тейпов, и отдельные тейповые общины имели развитые модели самоуправления и высокую степень самостоятельности в решении внутренних экономических и административных проблем. С другой стороны, они были вынуждены выполнять все установления Мехк кхела и структур исполнительной власти.
Согласно классификации М.Мамакаева, в XVI–XVII веках в Чечне сложились девять тукхумов, или военно-политических союзов: Аькхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, ТIерлой, ЧIаьнтIий, ЧIеберлой, Шарой, Шуотой и Эрштхой. Некоторые тейповые общины, как, например, майстой, пешхой, не входили ни в один из союзов и были представлены в Мехк кхеле непосредственно.
На уровне Ассоциации рассматривались только вопросы определения границ с соседними народами, войны и мира, внесения изменений в систему права, сбора налогов для строительства крепостей и сторожевых башен, дорог и мостов, определения диапазона цен на стратегические сельскохозяйственные продукты.
Высшим представительным и законодательным органом Ассоциации чеченских тукхумов был Мехк кхел – Высший Совет страны.
В Мехк кхеле были представлены депутаты от всех чеченских тукхумов и крупных тейпов, которые не входили в тукхумы. Члены Мехк кхела избирались по системе пирамиды. Сельский сход выбирал юртан кхел (совет села), который выдвигал своих представителей в тейпан кхел (совет тейпа). Совет тейпа избирал представителей в Совет тукхума, а последний – в Мехк кхел, Высший Совет страны.
В кхел (совет) любого уровня мог быть избран свободный чеченец, достигший сорока лет, независимо от имущественного ценза.
Мехк кхел собирался два раза в год, а также в случае войны и стихийных бедствий. Он рассматривал только общегосударственные вопросы, касающиеся Ассоциации.
Согласно преданию, одним из важных актов Мехк кхела, определившим судьбу чеченского народа, было решение о принятии ислама. Но жесткая система шариата, когда и общественная, и частная жизнь строго регламентируются сверху, моральное предписание является юридической нормой, грех – преступлением, не соответствовала древним демократическим традициям чеченского общества. Ведь частная жизнь всегда считалась у чеченцев неприкосновенной, так же как и личная свобода, и личное достоинство человека. Также неприемлемо было для чеченцев и физическое наказание, вплоть до увечий, предусмотренное шариатом. Поэтому Мехк кхел принял ряд решений, которыми предусмотрел сохранение чеченцами национальной идентичности.
Во-первых, он отказался от применения норм шариата почти во всех сферах права, за исключением имущественного и наследственного.
Во-вторых, Мехк кхел решил сохранить национальные особенности чеченцев в различных сферах человеческой жизнедеятельности, что во многом определило своеобразие чеченского менталитета, в отличие от других народов, принявших ислам. Ведь многие мусульманские народы были ассимилированы арабами или в этническом, или в культурном плане.
Таким образом, благодаря мудрости и дальновидности Мехк кхела чеченцы, восприняв высокую духовность ислама, в образе жизни, в менталитете и культуре сохранили свои древние демократические традиции.
Мехк кхел собирался в различных районах Чечни: крепость Цайн-Пхеда в Мелхисте, Пуога в Майсте, ущелье Нашх, селение Кэй, курган Жеми-Барз возле села Чечен, курган Кхетеш-Корт в Ичкерии, у крепости Кезеной-Ам, в Акки. Выбор места заседаний зависел от военной и политической ситуации в стране, а также, по всей видимости, оттого, где жил председатель. В мирное время Мехк кхел собирался в основном на равнине, а во время войны – в высокогорных районах. Согласно преданиям, курганы, на которых заседал Мехк кхел, были рукотворными. Нередко в заседаниях участвовали представители из соседних стран: Грузии, Осетии, Кабарды, Дагестана.
Мехк кхел избирал председателя, который руководил его заседаниями, назначал главнокомандующего общечеченским войском, а также представителей исполнительной власти (Iедал) высшего уровня.
Между заседаниями Мехк кхела отдельными территориально-административными единицами управляли «дай» – главы исполнительной власти различных уровней:
Ассоциацией – Мехк да, тукхумами – тукхуман да, тайповыми общинами – тайпан да, селами – юрт да. Но власть их была ограничена кхелами (советами) различных уровней.
Социальное лидерство было основано не на силе и богатстве, а на духовном авторитете, точном следовании нормам кодекса чести, что требовало от человека, претендующего на лидерство, самоотверженности, неподкупности, жертвенности в высоком смысле этого слова.
Установления Мехк кхела и кхелов всех уровней неукоснительно исполнялись. В случае неповиновения решению Мехк кхела или органа исполнительной власти к исполнению его принуждали силой. Для этого использовали вооруженные отряды, которые имели статус национальной гвардии.
В мирное время вместе с собранием Мехк кхела два раза в год производился сбор общечеченского ополчения, куда входили все мужчины, способные носить оружие, от восемнадцати до шестидесяти пяти лет.
Полевые материалы и сохранившаяся с древнейших времен военная терминология несут в себе информацию о статусе нахского войска и различных видах вооружения. К каменному веку, согласно исследованиям С.-М. Хасиева, относятся «т1ом» – война, «т1ура» – воин, связанные с древнейшим орудием войны – камнем (т1о).
К позднему средневековью относится название войска – «сур». С ним же связан термин «сурсат» – налог, взимаемый с населения для содержания войска. Это также является подтверждением того, что в то время существовали военные структуры, которые содержались за счет государственной казны.
С военным строительством еще в доисторическую эпоху связано появление геральдических знаков различного характера.
К древнейшим геральдическим символам чеченцев относится изображение орла. Встречается оно в государственной символике хурритов, а затем и этрусков. У последних оно было заимствовано римлянами. На территории расселения нахов символы в виде орла встречаются с эпохи бронзы на бронзовых и керамических изделиях, склепах и надмогильных стелах.
Автор: