Исчисление времени.
Что такое время, измерять его люди научились. Даже самые примитивные народы, не имеющие потребности в линейном отсчете времени от какой-либо условной даты, разделяют день и ночь, времена года, "живую хронологию" по датам собственной жизни и, наконец, цикличности - недели, месяц, 12 лет. По данным сравнительной этнографии, линейный счет времени появляется тогда, когда этнос начал ощущать свою историю не как исключительное явление, а в связи с историей сопредельных стран. А по мере накопление знаний возникает квантование времени в сознании людей, т.е. деление его на эпохи, весьма неравное по продолжительности, но эквивалентное по наполнению событиями. Здесь категория "времени" соприкасается с категорией "силы" - причины, вызывающей ускорение, в частном случае - исторического процесса.
Такое разнообразие систем отсчета показывает, что оно отвечает серьезным переменам этнопсихологии, что, в свою очередь, определяется сменой возрастов этноса. Для наших целей важна не та или иная система отсчета, а различие в понятиях прошлого, настоящего и будущего.
Отметим, что феноменальность чеченцев проявляется и в отношении ко времени, в частности, к прошлому, т.к. эта парадигма и в грамматике чеченского языка насчитывает около 10-ка или более того разновидностей?!
У чеченцев, конечно, не сохранился письменно зафиксированный календарь, аналогичного тамильскому, но сохранилось достаточно много «осколков», по которым можно судить о «картине» в целом. Как это не может показаться кому-то парадоксом, чеченское времяисчисление явление из того же круга! Знаменательно, в этом отношении выражение: «Бог создал мир мерой, весом и числом». Это, с точки зрения сегодняшних реалий, звучит как упрек, так как человечество перестало руководствоваться в своей жизни этими принципами. Для нас важно в данном случае роль чисел, так как календарь и есть исчисление времени. С этой точки зрения Хараппа, Шумер, Египет, тем более, Эллада, воспринимаемые как основы нашего «цивильного» бытия – вызывает лишь смех. Представляется, что числами человек владел изначально и владел ими гораздо лучше, чем в наше время и тому сохранилось множество свидетельств.
Я вполне осознаю, что раскрыть полностью поставленную проблему, на сегодняшний день – невозможно, но пополнить наши представления – необходимо.
Первые сведения о календаре чеченцев появились в 1876 году. Газета «Кавказ» опубликовала статью, к сожалению, автор остался неизвестен.
Не секрет, что сам я не вдавался тогда в этнопсихологические тонкости. В Советские времена этнонимы чеченец и ингуш были не взаимоисключающими, во всяком случае, для меня, тем самым, дал повод некоторым «братьям» утверждать, что у чеченцев никогда не было календаря, а пользуются – ингушским.
В последующем я вернулся к проблеме отсчета времени и сам по себе вопрос о календаре тогда мало меня волновал, видимо эта статья осталась для них – «terra inkognito», коль скоро делаются такие заявки.
К сожалению, когда впервые столкнулся с конкретными фактами, связанных с традиционным счетом на «суставах» пальцев, я не имел и представления о существовании науки этнографии\этнологии и календаря.
Моя бабушка Телипова Сата в своей повседневной жизни руководствовалась этим счетом и «вычисляла»: кто в какой год, месяц и даже день недели родился; в какой день недели и год происходило то или иное важное событие.
Мать - Апаева Луда, на шее носила связку бус – «туьтеш», свисавшие на грудь в три яруса – от меньшего к большому от шеи к поясу. Они были, в основном, 4-х цветов, если не считать поперечных, выделяющихся своими размерами «молланиш и туркхаш». О цветовом колере бус я вспомнил тогда лишь, когда 2009 году у моего товарища Леидан Абубакара, инженера по профессии, возникла идея перевести традиционный календарь чеченцев, к современному светскому. Он предложил цветовой колер периодов года и они, как не парадоксально, совпали с цветовой гаммой бус моей матери...: светлое – зима, зеленое – весна, розово- красноватое – лето и кофейное «со сливками» – осень.
Нашими соседями были Мадаевы и там была бабушка Серижа... Когда моя бабушка и мать не приходили к единству в определении какого-то события, то приглашалась Серижа, которая являлась с ремнем для водоноса – «бухка» настолько изношенной, что для определения цвета нити – обращались ко мне... Происхождение бус и ремня уходило в неизведанную древность, но приоритет моей бабушки оставался незыблемым.
Но все это оказалось детской забавой по сравнению с мастерством Катаева Сайд-Ахмеда – «звездочета – Седа жайна» из с. Илсхан-юрта, который по каким то причинам жил в нашем селе.
Традиционный календарь рассматривается обычно как один из источников, в котором зафиксированы разнообразные сведения по истории развития хозяйственной деятельности того или иного народа. И против этого нечего возразить, но проблема календаря и традиционного счета – гораздо шире и восходит своими корнями к специфике этнического мировосприятия.
Я заинтересовался чеченским календарем по необходимости, занимаясь диссертацией по «Земледелию», а увлечение пришло позднее.
В календаре чеченцев сочетаются, как впрочем, и во всей культуре, традиции Востока и Запада. Календарей у чеченцев оказалось фактически два: сам календарь (солнечный, линейный, мужской), не вдаваясь в подробности отметим, что исчисление календарного года было исключительно солнечным и полностью в введении мужчин.
В хозяйственном, состоящем не из 12-ти, а из 9-ти месяцев (лунной, цикличной, женской) доминировала луна с его циклическими фазами. По месячному циклу регулировалось, как оказалось, зачатие; сеяли, сортировала яйца, чтобы получить курочек или петушков из-под клуши, и сажали саму клушу на яйца; пускали баранов к овцам и даже убой скота на зиму (чеч.- лахьа) и многое-многое другое связанное с обыденным хозяйственным бытом.
Многочисленные упоминания в литературе, что башня строилась в течение года, оказались не совсем корректными, так как подразумевался не вообще год, а хозяйственный! Особенно знаменательно, что прослеживается взаимопереход, так и взаимообусловленность солнечного и лунного исчисления между собой, что особенно становится заметным, когда переходим к «циклам, векам, эрам и т.п.», из которых и состоит т.н. линейное исчисление.
Еще один чеченский парадокс: Луна считается «старше» и потому важнее Солнца. Объясняется это тем, что жизнь без Солнца – невозможна, но зарождение и самого Солнца, якобы, зависело от Луны. Этим объясняют и запрет близости с женщиной днем, который строго соблюдался до недавнего времени. Мое поколение еще об этом помнит. Помнит, с какой тщательностью задрапировывались малейшие щели, чтобы не проникали в помещение лучи светила. По чеченским представлениям Луна то ли патронирует, то ли контролирует деятельность Солнца.
Для обозначения понятия времени среди чеченцев бытует два термина «хан» и «зама». Ранее у меня сложилось представление, что термином «хан» обозначается время, имеющее «начало и конец» или «цикличное» время, тогда как «зама» – «линейно», со всеми вытекающими отсюда выводами, видимо, я оказался под влиянием арабизма с его – «абада- начало без конца». При всех философских трактовках, невооруженным глазом заметно, что выражение «абаде-азалла» лишь осколок\черепок, может быть, некогда изящного сосуда.
Ныне, по истечению времени, мне представляется, что термин «хан» связан непосредственно с человеком и этим человек отличается от всего остального мира (и не только живого). «Хан» выступает неким «Патроном, Охранителем, извечным спутником каждого индивида. К этому меня склоняет, что в пище, словах, пути, и даже дыхание отпущено нам в определенных пределах. Мое поколение не раз слышало от старших: «Не болтай излишне», «не чревоугодничай», «не болтай ногами» и т.п. – смысл сводилось к тому, что перед смертью: отнимется язык, ноги и т.д.
Отсчет времени ведется у чеченцев от настоящего времени (карара хан), обращаясь при необходимости к прошлому (яхана хан) или будущему (т1ейог1у хан). Знаменательно, что дни «недели» отсчитываются как вперед, так и назад, причем, терминологически совпадает с наименованиями только нескольких первых дней недели, употребляемых в быту сегодня. Это тоже следует рассматривать как осколок некоей былой системы. Вспомним еще раз, что вариаций прошедшего времени в чеченском до десятка...
Отсчет времени у чеченцев начинается с «мига», из которых складываются «часы » - 12, которые составляют сутки - «де – буьйса, досл.: - день и ночь», на которые приходится из них по 6 частей. Из суток недели. И тут поражает вариативность: неделя большая (правой руки), малая (левой руки).
З.А. Мадаева со слов информаторов пишет, что у чеченцев сутки начинаются с сумерек и оправданно ссылается, что это влияние ислама. Само чеченское наименование суток – «де-буьйса» заставляет нас признать, что сутки начинаются со дня. Действительно, у чеченцев сутки начинаются с восхода утренней звезды.
Сутки, как и год, делились у чеченцев на светлый и темный периоды, которые, в свою очередь, по эпогее: полдень\полночь.
Рост дня:
1.1уьйре (утро);
2. Г1ушка (солнце в середине пути от горизонта до зенита);
3. Делкъе (полдень);
Убыль дня:
4. Делкъалт1аьхье (заполдень);
5. Г1оже (середина от зенита до заката)
6. Суьйре (вечер)
(Сами термины утра – «1уьйре» и вечера – «суьйре» представляют собой антонимы: противостояние созидания и разрушения.)
Ночь точно также подразделяется по 6 части: на рост и убыль.
Рост ночи:
1. Маьрк1ижа;
2. Пхьуьйре;
3. Буьйсана юкъ - (досл.: середина ночи) и;
Убыль ночи:
4. Юкъал т1аьхье -\заполночь\;
5. 1уьйкъе - \самая распространенная дефиниция нашего времени\, время предутренней молитвы по исламу.
6. Сатосу – 1-я половина и Сахуьла – 2-полосина утра.
Меня поражает семантика дефиниций: «Сатосу и Сахуьла», на которые ранее я не обращал должного внимания. Поразительно, что везде и всюду в чеченском мировоззрении и мировосприятии закономерно всплывает предшествующее - «намерение, желание» и последующее затем «исполнение, действие», всплывающие в этих 2-х наименованиях...
Если обратиться к терминологии годовых периодов, то четко прослеживается вышеупомянутая полярность: 1а (зима) – аьхке (лето); б1аьсте (весна) – гуьйре (осень). В суточном же круге – все точно также: «де-буьйса»; «1уьйре-суьйре»; «делкъе – буьйсана юкъ» и т.п! Очевидно, что и сутки и год строились по единой схеме и, вероятно, должны были напоминать людям о Нечто важнейшем...
Возникает шальная мысль :
- Не отражают ли круг суток и года – само Творение и универсальный принцип развития?
Каждый из периодов суток подразделялось на 2 половинки – «сахьт».
На сутки выпадали 6 дневных: на рост\подъем – 3 и на спад\убыль – 3
и 6 ночных периодов, т.е. 12!
Добавим к сказанному, что в году 360 суток, как и костей человеческого тела! Случайность? Если принять, что случайности Природы – воображение «ученых» умов, то... спрашивается:
- Куда подевались 4+1 косточка?? Может быть мифология о хвостатых людях – вовсе и не вымысел? И что это за блуждающий «день», который систематически исчезает, и затем является.
Еще раз хотелось бы напомнить, что дни недели (и не только недели) традиционно связываются у людей с зодиаком и здесь также нас – предупреждают!.. Вопрос только, о чем??
Что касается недели, то у чеченцев её динамика сложна и многогранна и за этим опять всплывают множество неизведанного. Если снова вспомнить, что у народов мира неделя непосредственно увязывается с Зодиаком, всплывает снова и снова в голове мысль, что 7-, 8-,10-дневные недели далеко не случайность, а отражают какие – то былые космические коллизии, связанные, скорее всего, с планетами Солнечной системы!?.
Наименования дней недели и связанные с этим народные представления подробно описаны Б.Далгатом и тиражированы в последующем и нам нет необходимости на этом останавливаться.
В настоящее время бытует неделя-седмица.
Понедельник – оршот,
Вторник - шинара,
Среда - кхаара,
Четверг - еара,
Пятница - п1ераска,
Суббота - шот,
Воскресение - к1иран де.
У меня сегодня возникает множества вопросов как к самим наименованиям дней недели, так и их череде. К примеру, я, как и все затрагивавшие эту тему, воспринимал 2-й, 3-й и 4-е дни недели в качестве числительных как и в русском. Сегодня в этом глубоко сомневаюсь. Если следовать логике, то «оршот» должен был бы следовать за субботой, а, на самом деле, оказался за днем воскресения? Очевидно, что эти два термина недели следовали когда – то друг за другом и только впоследствии «воскресение» вклинилось между ними.
«Шинара», именуемый Б.Далгатом днем быком, на самом деле, обозначают нетелей, которых не перепутает и слепец? «Кхаара» - среда, без всякого основания, сводится к «кхоъ» - три, тогда как в чеченской вариации 8-мидневной недели – прямо говорится «кха», а не «кхоъ». К тому же, в этом варианте, сестра – «ц1ала» и брат – «кала» ссорятся и – разбегаются, а в четверг – «ер\еара: досл.: пришла» мирятся!? (Словоформа – «кха» многозначна. Он составляет основу: «кхерч: очаг; «кха: нива\пашня, щелочная вода, ею опрыскивали всходы, чтобы уберечь от сглаза»). В Горной Чечне целых ярус наименований поселений связано с этим термином, а верхний – с «пхьа – обозначает мужской пол».
Не сомневаюсь я и в том, что «п1ера» - день большого пальца рук и русское наименование пятницы являются «однокоренными», в смысле истока.
По более древнему счету, у чеченцев неделя левой руки была 7-мидневной, а правой руки - 8-мидневная.
Счет начинался с указательного пальца:
1. Ц1ала
2. Кала
3. Кха
4. Ера
5. П1ера
6. Кера
7. Т1ера.
Последние два термина прозрачны и сегодня, т.к. обозначаются ими ладошка и тыльная сторона руки.
При счете большой недели – палец с тыльной стороны возвращался к ладошке – «кера». Нельзя, при этом, сбрасывать со счетов и такой фактор, что ладошка правой руки традиционно считается у чеченцев – «аьхна, досл.: питательный; полезный; вспаханный; стеганный; нежность». Сюда следовало бы добавить: удобный, подогнанный – «аьхна мача». Более того, ладошку в народе традиционно считается и мягкой, которую при самой мягкой подушке подкладывается под голову, а её чистоту, навряд ли следует связывать с принятием ислама.
Интересно, что абхазы, этот архаичный сакральный символ чистоты помыслов, ввели в свою государственную символику. Это, помимо языковых, хозяйственных и фольклорных параллелей, еще раз демонстрирует о былом некогда смежном их проживании.
Мне сегодня трудно судить, какой из счетов: вышеизложенный – недельный или же т.н. календы - «кана» - 10-тидневки были первичными у чеченцев. И 1-й и 2-й связаны с кистями рук. Второй – обозначает еще и пригоршню. Знаменательно, что она стала и основой традиционной меры... К слову, не только человеческой пищи (норматив хлеба человеку на день), но и площади выпаса животных на 1 день, и...- на год, который называется – «мат»! Кстати, пригоршня с пищей, т.е. – мера веса у адыгов, как оказалось, носит тоже самое наименование.
У чеченцев счет дней велся на семь дней вперед: «тахана» («сегодня»), «кхана» («завтра»), «лама» («послезавтра»), «ула» («на третий день вперед»), «ц1ака» («на четвертый день вперед»), «ц1аста» («на пятый день вперед»), «ц1ула» («на шестой день вперед»), «ц1умока» («на седьмой день вперед»). У ингушей и кистин – на 5 «тахан, кхоана, лома, ц1улла, ц1умока, ц1улц1умока», и 4: «дахан кхана, лама, улла, ц1ака».
Каждое из времен года («мур») делится на три месяца («бутт»). Наименование месяца и луны в чеченском языке совпадает, но в отличие от других народов Кавказа (осетин , кабардинцев, грузин, месяцы не лунные.
Особый научный интерес представляют для нас сохранение в летнем и зимнем периодах – 40-дневий: «аьхкена* и 1аьна*» чилла. В летнем самого членения не сохранилось, а в зимнем, последующее за ней 25 дней подразделяются, сперва по 12, 5 дней 1-я половина именуется – «Бардал 1аьза», которая, якобы, высокомерно промолвила:
- Если бы я длилась как «чилла», то... «показала бы всему сущему Кузькину мать!»
И последующие 4-ре 3-дневок:
1\ берша ма1а оьккхуьйту \ от мороза треснул рог 3-летнего быка;
2\ лакъ-лакъа*\мифическая\ х1оа оьккхуьйту;
3\ берза
4\ ч1ег1ардага - ласточки ...
Считается, что с полдня наступает весна.
Традиционный счет, естественно, избавлял её носителей от «мудрствования» при составления месяцев года, т.к. месяцы получались по 30 дней каждая...
Не станем долго задерживаться на этом вопросе. Из «недель» складывались месяцы – «бутт», из месяцев периоды года – «мур», из которых и состоял год – «шо». Года перерастали в циклы, века, эпохи...
Некоторые авторы в прошлом отмечали, что у чеченцев год на месяцы не делится. На это в частности обратил внимание Б.Далгат, который, давая названия месяцев у чеченцев, предварительно оговорил, что ни будут «гадательными. По мнению Б. Далгата месяцы именуются по названиям празднества приуроченных этому времени сельскохозяйственных занятий..
Год по традиционным понятиям чеченцев состоит из 365 дней с четвертью и носит название «шо». Это представление свидетельствует о том, что в основу здесь положено годовое перемещение Солнца между звездами. Когда ранее я говорил, что к конечному месяцу каждого годичного месяца добавлялось по дню – я ошибался. Эти дни, как оказалось, не относятся к месяцу, а являются ничейными, промежуточными. Это хорошо прослеживается чеченскими наименованиями этих дней: «букар чухча»! Если мы вспомним, что межпозвоночные диски именуются чуть видоизменено: «букар чохча», а «чухча» - есть термин космологии, то назначение этих дней в чеченском календаре приобретает еще более таинственный характер! В данном конкретном случае, эти 4 дня являлись добавочными а самостоятельными единицами.
Известно, что второй месяц по счету от зимнего солнцестояния – «Мархи бутт», т.е. месяц поста» состоял из 31 дня, а второй месяц от летнего солнцестояния – «Мелан мархи бутт» набирал сутки только через четыре года (Неизвестно, когда и по какой причине они поменялись местами, но нет никакого сомнения, что они в архаике занимали места противоположные, а ныне переставлены – С.Х.) Счет велся в обратную сторону по пальцам от мизинца и полный год падал на большой палец и состоял из 366 дней, т.е. високосный. Но по чеченским народным представлениям – «Беркатен шо, досл.- Благодатный год», является наиболее удачным.
Год делится на 12 месяцев и на две половины: летний и зимний по летнему и зимнему солнцестоянию. По сведениям Б.Далгата «солнце гостит дома» зимою три дня и три ночи, а летом три недели. По моим же данным солнце гостило «дома» зимой – две ночи, а летом 4 дня. Тут важно не то, сколько дней гостит в зимнем и летнем «доме» солнце, настолько то, что ночевка даже человека более 1-й суток на одном месте, обязывает его относиться к этому месту как бы, если остановился – навечно. Отсюда вытекает и высокое синергетическое отношение чеченца к природе и всему сущему...
Год делился на четыре времени: весна – «б1аьсте», лето – «аьхке», осень – «гуьйре», зима – «1а».
Мы упомянули выше, когда описывали круг суток - о её делении: по росту и убыли. Год от 1-го шага зимнего солнцестояния 25 декабря идет на рост, а после летнего солнцестояния - на убыль дня.
Календарные месяцы года:
З.А.Мадаевой | А.Исмаилов | А. Леидан |
1. Наджганцхой | - \\ - | Кхолламан |
2. Мархи бутт | - \\ - | Балабоссаран |
3. Бекрик | - \\ - | Бекарг |
4. Тушоли | - \\ - | Оханан |
5. Сели | - \\ - | - \\ - |
6. Мангал | Асаран | - \\ - |
7. Мятцели | Маьттан | Хьаьттан |
8. Мецхали | Овхаран | - \\ - |
9. Тау | Тов | - \\ - |
10. Ардара | - \\ - | Иэсаран* \описка \=Иэсан |
11. Ори\орхи | Эран | Лаьхьан |
12. Ог1ой** | Иэг1ойн | Пег1ойн |
* Многие читатели недоумевают, связывая это наименовании с инеем-«йис», тогда как на самом деле речь идет о памяти-«иэс!».
** Вариант Мадаевой З.А. автоматически перенесен, к сожалению, и в академический труд: «Чеченцы».
Вариаций наименований месяцев, даже в моих полевых записях – великое множество и их перечень займет много места, но наиболее оригинальные и соответствовавшие чеченскому мировосприятию, хотелось бы привести, но навязывать их не хочу:
5-Къийсамий. В этот месяц молодежь мужского пола проводила разного рода соревнование. Не забудем при этом, что 3-5 мая праздновался день цветов...
В эти дни девушки подростки принимали статус девушек (синкъераме ховшу хан).
6- Элтана бутт...Само наименование говорит нам, что население выходило к самым главным центральным святилищам и, скорее всего, совпадало с завершением летнего (малого дневного поста) мела мархи бутт!
7- Ч1ира йехкара бутт, т.е. в этот месяц запрещалось преследовать кровника и «брать виру».
При сравнении динамики постижения чеченского календаря, то явно прослеживается тенденция критического осмысление материала. Особенно бросаются в глаза наименования из 1-го блока: Сели, Мятцели, Мецхали – просто переписывалось на слух, без попыток их семантического осмысления. Если и задавались вопросом, то удовлетворялись – услышанным..
Если в ранних своих работах я и за мной остальные январь именовали «Наджганцхой бутт», то это было явной ошибкой, т.к. ритуал приноса в поселение дубового кряжа с 12 ветвями, приняли за наименование самого месяца. На самом же деле 1- й месяц года назывался «Кхолламан бутт», что напрямую связывалось с самим Светилом. Если мы обратимся к архаической мифологии не только самих кавказцев, но и индоевропейцев, то выясняется, что небесные светила были заключены в бездну Тартара и долго там пребывали. За этими мифами скрываются, скорее всего, какие-то катаклизмы, которые наукой еще не зафиксированы, но глубоко запали в сознание людей – во всяком случае, Северного полушария.
Сегодня я не вполне уверен, и в наименовании 1-го месяца года «Кхолламан бутт». Термин «кхоллам» - многозначен, в данном случае, остановимся на «рождении, зарождении», но это «попахивает» христианским Рождеством, а более раннее наименование – не сохранилось.
Второй месяц именуется (пока что?) «Балабоссаран бутт» - месяц нисхождения беды, горя, страданий...
В чеченских представлениях – «беду и горе» человека постигают 2-мя путями: 1. «Бала буссу» и «Бала божа бо». 2-й зависит от усилий самого человека и его же настигает. 1-же происходит независимо от личных усилий и предписаны судьбой, роком! Тут уже беда постигает всех без разбора!
Если следовать системной логике, то месяц поста должен соответствовать этому же времени, т.к. пост призван – отвести беду! И он не должен и не может быть быть – «малым постом». Иначе, что чеченцы, «машут кулаками после драки»!
Существует вариант наименования этого месяца – «Иег1о бутт». В сегодняшнем представлении оно бытует в значении рассорить, но оно же изредка встречается синонимом – «джини хьу» - зашедшая глубоко душевное расстройство – «иэг1ийна»! У меня еще нет обоснованной версии, но интуитивно возвращаюсь ко 2-му. Ведь правитель оказался, вольно или невольно – дело другое, в плену у Нечистой силы!
Не остается у меня сомнения в том, что декабрь именовался «Огой бутт», т.к. дефиниции – «ага\огу» означают ковыряться\долбить\копать, что явно наводит на мысль об усилиях людей\человечества по высвобождению заключенных в пещеру небесных Светил!
Сюжеты о заключении, главным образом, юноши - охотника, пастуха в пещере, на Кавказе встречаются сплошь и рядом...
Легче всего было бы согласиться и остановиться на наименованиях месяцев года по признакам хозяйственного года, как это делалось до сих пор, но это далеко, не традиционный календарь чеченцев. К сожалению, у меня и сегодня ответов на все возникающие вопросы - нет.
Год начинается с «Кхолламан бутт» (25 декабря), с так называемого «1-го шага», начала увеличения дня. Термин «кхоллам» - многозначен, в данном случае остановимся на «рождении, зарождении». Понятие «наджганцхой» не наименование месяца, а, как оказалось, один из существенных обрядовых моментов встречи Нового года.
Второй месяц «Балабоссаран бутт» (месяц беды, горя, страданий). Естественно, что люди в этом месяце держали пост – «марха» и был он не семидневным, как это интерпретируется Мадаевой З.А., а 10-ти дневной. Это по нему каждый 4-й високосный год именовался «Беркате – благодатным, обильным, удачным». Понятно, что по чеченским представлениям именно в этом году происходили самые важные этнические и межэтнические процедуры – прекращение военных событий, прощение кровников и т.п.
Третий месяц «Бекарг бутт», но не (кукушкин месяц), а скорее «ревущий, шумный» он соответствует марту. Подлинное наименование апреля вытеснено основной деятельностью весенней страды – «Оханан бутт», т.е. месяц пахоты. Пятый месяц – «Селин бутт». Наименование дано по имени Сущего и соответствует маю.
Казалось бы какую функциональную нагрузку может нести наименование того или иного месяца. Оказывается – может. Июнь назван «Мангал бутт» (месяц косы), а наши материалы именуют его месяцем прополки – «асаран бутт». Разница хотя и не разительная, но существенная. Опять же первоначальное наименование вытеснено работами хозяйственного процесса. Это различие связано с вертикальной зональностью, что еще раз обязывает нас быть внимательным не только к терминам, употребляемым нашим респондентом, но и фиксировать для себя, к какой географической зоне он относится. В данном случае: «Мангал бутт» и «Асаран бутт» обозначает одно и то же время: В альпийской зоне – косят, а в нижних зонах – производят прополку посевов!
Июль назван также по принципу хозяйственных работ – «хьаьттан бутт», т.е. месяцем тока, в смысле молотьбы хлеба. Семантика наименования августа – «овхаран бутт» затемнено (вертел; невод, причем морской; острая боль, колики), но что-то за всем этим явно стоит. Транскрипция 9-го месяца передана неверно не «тау», а «тов-бутт», хотя в смысловом отношении изъяснено верно (месяц отавы, или вторичной травы после покосов). Наименование 10-го месяца также вкралась неточность - «ардари», а «иэсан бутт», дословно месяц памяти. Его можно назвать и более привычном звучании – месяц поминовения. Именно этот месяц посвящался воспроизводству всего накопленного предшествующими поколениями информации.
С полнолуния ноября – «лахьан бутт» начинался забой отбракованного скота. И, наконец, декабрь «пег1ойн бутт». Он посвящен людским усилиям, причем следует отметить – интеллектуальных, возвращению на свои места основных небесных светил – Луны и Солнца. Б. Далгат, видимо, описал один из ритуалов встречи Нового года и по нему назвал со слов информаторов празднество Огой. Сам термин напоминает нам освобождение светил, причем, они в «пещере»: «ага\ога» досл. долбить, выдалбливать камень – мифологический «остаток» периода пещерных жилищ, а если подходить к вопросу еще шире – многокилометровых тоннелей..
Как и все свои предшественники З.Мадаева упустила из виду, что с конца 22-го декабря, т.е. с солнцестояния, светило по чеченским представлениям впадает как бы в спячку, а год начинается с началом удлинения дня – 25-го. Ко второй группе относятся названия месяцев, связанные с древними языческими верованиями чеченцев: «Мархи бутт», «Тушоли бутт», «Сели бутт», «Мятцели бутт».
Можно сделать вывод, что, несмотря на распространение ислама среди чеченцев, здесь не были восприняты названия месяцев, связанные с ним и лишь название одного из месяцев старого календаря «Мархи бутт» было приурочено к месяцу поста по мусульманскому календарю «Рамадан» (кстати, «марха» - 31 дневное и «мела марха – 10, на каждый 4-й год 11 дневный» явление архаическое).
Я и сегодня не вполне уверен в обоснованности наименований всех месяцев чеченского календаря, так как Селий и турса оказались синонимичными, т.к. дерево - «турс» при ближайшем знакомстве оказался непосредственно связан с дневным светилом и служит его символом, как впрочем и в других случаях.
Весьма показательной мне представляется выявление Иэса* бутт, т.е. месяца Памяти как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь память – «иэс», как оказалось по Ценностной шкале – человеческий атрибут полученный человеком, если не одновременно с духом и душой, ибо Адам сразу же начал «именовать» \метить-С.Х\ предметы, вещи, явления и т.п. Представляется знаменательным и его местонахождение в череде года – на 1-й зимний месяц, когда основные заботы о «насущном хлебе» позади - остается возобновить былое, а кто забыл напомнить...
Такие названия как «месяц покосов»; «месяц молотьбы», «месяц льна», «месяц покоса пшеницы» и др. свидетельствуют лишь о том, что течение жизни делала крутые виражи, преемственность прерывалась и потомки переходили от традиций к очевидной повседневности. Наиболее ярко это заметно по космологии, где почти весь багаж оказался утраченным...
Ингушская дефиниция «малх ц1ера баьлла хан», что означает «солнце находится вне дома», для обозначения Нового года мне сегодня представляется не корректной и расплывчатой. Этим термином пользуют и сейчас. Календарь чеченцев основывается на круговороте или пути солнца, который начинается из дома «малх ц1а кхаьчна хан», что означает «солнце достигло дома». В этот период по народным представлениям солнце, якобы, переходит из мира мертвых («Бухара дуьне») в мир живых («Маьлха дуьне»).
Можно сделать вывод, что, естественно, люди не могли не отмечать благополучного прибытия солнца из мира мертвых.
Нам пока трудно утверждать, какое из представлений чеченцев о Новом годе древнее. Но мы можем отметить, что и представление о Новом годе, связанном с днем зимнего солнцестояния и с началом сельскохозяйственных работ, а также с днем летнего солнцестояния глубоко почитались чеченцами и в XIX века, и хотя ислам оказал значительное влияние, они не приняли мусульманского исчисления времени.
Каждое из четырех времен года делилось на более мелкие подразделения. Из этих внутренних подразделений период («мур») в памяти народа сохранилось немногое.
По поводу послечиллового периода в народе говорят, что месяц «Аьккхи-мархи бутт» сказал предыдущему месяцу «Наджигонцхой»: «Если бы я был такой длинный как ты, то заставил бы треснуть рог трехлетнего быка». Интересно и то, что каждое последующее 3-дневье, за исключением последнего, предъявляло предшествующему аналогичную претензию!
Следует предположить, что летний послечилловой период тоже имел свои подразделения, которые в памяти народа не сохранились.
Как было отмечено ранее, год у чеченцев имеет 365 дней с четвертью. Это свидетельствует о том, что народный календарь чеченцев отличается достаточной точностью, что возможно только на основе астрономических наблюдений и математических расчетов. Традиционный чеченский календарь, даже в том виде в каком он дошел до нас, позволяет думать о каких-то контактах с Переднеазиатскими цивилизациями. Говоря об этих контактах Хасиев С.А. отмечает вероятную связь с догадками Халдейских астрономов о солнечном «шаге», который по их расчетам равнялся двум диаметрам солнечного диска. Латинское слово «Градус» восходит также к халдейскому «шаг».
В свете этого привлекает внимание некоторая архаичная терминология чеченцев по мерам длины. Особенно «ша» и «ше». «Ше» - это расстояние от кончика большого пальца до конца мизинца, а «ша» - между расставленными ногами. «Ша» равняется четырем «ше». Кроме того «ша», «шо» кроме года обозначает еще и циркуль.
Переломные моменты в году определялись чеченцами самыми различными способами. Например, по звездам. В первую ночь лета восходит «Чуххьера» (Малая медведица), а в первую ночь зимы – заходит. В горных условиях – по заметным ориентирам, например, по вершине горы откуда восходит и заходит солнце в тот или иной период года. Если отсутствовали естественные ориентиры, то устанавливались каменные стены, по которым с определенных точек можно было определить переломные моменты года по движению солнца. Информаторы сообщают также, что четыре поворотных момента солнцеворота определялись и по тени вертикально установленного шеста. По шесту определялись не только поворотные моменты года, но и время суток. В настоящее время в народе говорят, что шест, это часы древних.
Как обычно бывает со мной, когда писал свою 1-ю статью по календарю, то в рамки требований объема никак не вписывался. До моего руководителя Калоева Б.А. донесли, что я не имею представления о требованиях к объему, то Борис Александрович посадил меня рядом с собой, взял в руки длинный черный карандаш и стал страницу за страницей вычеркивать текст и сократил до изданного...
- Не забудь, - говорил он назидательно, - ты должен защититься. Твоя задача, на данном этапе – собрать и систематизировать то, что сделали до тебя. А делать открытия – еще успеешь.
Речь шла об оригинальной системе определения поворотных моментов года, дневных и ночных часов и т.п.
Дело в том, что вершины гор, шесты и т.п. оказались, по сути дела, оговорками. Наши ученые предъявляют к предкам требования современности, что выпукло заметно в отношении ко времени: если они не пользовались хронометрами сегодняшних дней. И что уж совсем ни к чему – ставят это в вину предкам. На самом же деле, оказалось, что они достаточно хорошо умели определять не только «время» дневных и ночных часов, но и солнцеворота. Использовали, между прочим, подручные средства.
К примеру, в чеченском дефиниция – «ц1а» - комната, означает – четверть, т.к. «ц1елиг» - четверть четверти или огороженный уголок для теленка в хлеву. 1-я имеет еще и синоним – «саькл», правда он не сохранился в активном словаре родного языка в увязке с жильем. Однако, выражение «Саькка бух1а» - самая мелкая из отряда совиных; «саьккал сай» - маленький не по возрасту, а в смысле изящный, миниатюрный олень!...
Если подходить к укоренившейся в практике домостроительства чеченцев – при доме иметь еще и пристройку т.н. малый домик имеет, как оказалось, длительную историю.
Прежде, чем вернуться к основной теме нашего разговора, хотелось бы затронуть вопрос об ориентировке в пространстве места традиционного входа. Так вот, место традиционного входа в дом – южной стороны. Это исторически оправдано, так как первые поселения строились на южных склонах. Это помогало жителям без всяких дополнительных ухищрений определять и время суток.
У чеченцев в жилищном строительстве бросается в глаза еще одна характерная черта – дверь прорубать в центре помещения, особенно помещения нежилого, находящегося в центре; к примеру, что впоследствии стали именовать сени!
Если высоту стены разделить на 3 части, высота двери занимает – две нижние. Если над дверью вставить оконце, то луч солнца – служить и часами для определения времени суток и для определения солневорота.
Размер квадратной комнаты «ц1а» – 4х4м, которая делится на 12 секторов, а его центр - «туьша» – служит для определения солнцестояния. Когда же луч зимой приближается к задней стене – зимнее солнцестояние, а к входу – летнее! Вот и вся механика!!
Часы роста дня определялись по 3-м стропилам левой стороны, а убыль дня по левым стропилам от входящего. Достаточно было бросить беглый взгляд, даже не вступая за порог.
Ночные же часы определялись при помощи кистей рук. Ноготь большого пальца правой руки подводили под Полярную звезду – «Гарс», к выпрямленным растопыренным пальцам приставлялась кисть левой руки и по смещению Большой медведицы – определялись и «часы ночи».
Как видим, ничего сложного.
И в заключение. Вольно или невольно мы в науке постоянно принижаем интеллектуальное развитие предшественников. Все вышеизложенное вполне удовлетворяло ежедневные их потребности. Как демонстрирует домантрическая наука Индии, которая заставляет специалистов нашего времени недоуменно разводить руками.
По материалам Хасиева С-М.