Основой Крепости чеченца является гIиллакх, который включает в себя все остальные обычаи и традиции вайнахов.
Имеющий гIиллакх:
- встанет во весь рост, когда к нему подойдет человек, независимо от того, кто он;
- не сядет сам, не усадив на самое удобное и почетное место того, кто зашел к нему домой или в помещение, где он находится;
- не сядет сам на самое удобное и почетное место у себя дома, если в его доме находится гость (самое почетное место то, которое находится на самом далеком расстоянии от входной двери или самое удобное);
- ни при каких обстоятельствах не сядет в присутствии тех, при ком ему не положено сидеть (не положено сидеть в присутствии стариков, родственников матери, жены);
- не утолит жажду, не предложив попить тем, кто находится в его присутствии, независимо от их возраста. И не выпьет, пока не выпьет старший по возрасту, если знает, что он был бы не против попить воды, даже если он из вежливости говорит, что не хочет пить;
- не утолит голод, не предложив поесть тем, кто находится в его присутствии, и если даже он или они откажутся есть, не станет есть все, не оставив большую часть ему или им;
- если попадет туда, где едят, не стесняясь, присоединится к ним, если попадет туда, где работают, не отлынивая, станет помогать им;
- поможет тому, кто что-то делает, и тому, кому нужна помощь;
- не станет идти рядом с тем, кто старше его по возрасту, встав справа от него или впереди него;
- не перейдет дорогу старшему по возрасту;
- не станет садиться, если старший по возрасту стоит;
- уважает того, кто старше него хотя бы на сутки! И помогает уважать себя тому, кто хотя бы на сутки моложе его, подсказывая ему то, чего он не знает;
- имеет в себе гIуллакх, яхь, эхь – оьздангалла, сий – къонахалла, комаьршо – къинхетам, иман, нийсо – бакъо, барт – безам;
- живет со всеми в гармонии и согласии;
- точно знает, что, если он не будет выполнять гIиллакх, он перестанет быть настоящим къонахом;
Это одни из главных правил поведения человека, имеющего в себе и в своем сердце гIиллакх.
Помимо этих, у гIиллакха есть еще много прекрасных проявлений!
О гIиллакхе говорят и пословицы вайнахов:
«Тот, кто не имеет гIиллакх – тот не къонах;
От того же, кто хочет иметь гIиллакх, гIиллакх находится недалеко;
гIиллакх, если ты его выполняешь, есть, если не выполняешь – нет!»
«Не позволяй отобрать у себя гIиллакх! И не отбирай гIиллакх у других сам!»
Что означает последняя пословица?
К примеру, есть два человека – старший по возрасту и молодой – и есть только один стул.
Усаживание на него старшим младшего означает, что он отбирает у младшего гIиллакх!
А то, что, поддавшись уговорам старшего, младший сядет – означает, что он позволил отобрать у себя гIиллакх! Минус от этого – каждому из них!
Это означает, что они оба не имеют гIиллакх!
Слово гIиллакх состоит из двух слов гIийла и лакхе, которые в переводе на русский язык означают:
ГIийла – слабый, а лакхе – верх.
Получается гIийла лакхе – Слабого наверх.
Смысловой же перевод этого словосочетания означает – слабого наверх, на самое удобное место, на самое почетное место.
Тогда получается, что любого слабого: к примеру, старшего по возрасту, гостя, или слабого по любой другой причине, нужно переводить, усаживать и т.д. на самое удобное и почетное место.
Почему?
Дело в том, что, оказав кому бы то ни было гIиллакх, и оказавшись сам на более неудобном месте, ты тем самым оказываешься сильнее его и становишься настоящим къонахом и в глазах того, кому ты оказал гIиллакх, и в глазах тех, кто это видит.
Теперь встает вопрос: А разве оказаться слабее не является для человека оскорбительным или обидным?
Дело в том, что тот, кто сильнее, никогда не даст тебе отобрать у себя гIиллакх.
А если все-таки становится вопрос, у кого есть право оказать гIиллакх, то безоговорочное право оказать гIиллакх отдается тому, кто младше, хотя бы на день.
Правда, если человек калека, то никак нельзя, чтобы он отобрал гIиллакх у здорового. Здесь предпочтение имеет тот, кто здоровее.
И еще отобрать или точнее оказать г1иллакх имеют право нуц – зять, и йишин во1 (к1ант) – сын сестры.
Вот что в народных преданиях рассказывают о святости и огромной ценности гIиллакха
Говорят, Бог сказал гIиллакху, что Он хочет послать его из Рая в Мир Людей.
гIиллакх просил Бога оставить его в Раю. Но Бог был непреклонен.
Тогда гIиллакх попросил Бога, чтобы Он вернул его обратно с теми людьми, которые будут с ним с Г1иллакхом.
Бог пообещал ему это.
Еще есть рассказ о том, что во вратах Рая стражем будет гIиллакх.
И когда к ним подойдет Человек, имеющий гIиллакх, того гIиллакх отведет на самое почетное место в Раю.
А того же, кто не имеет гIиллакх, отгонит от ворот Рая.
Или вот еще. Каким бы Человек не был богатым или Алимом (Знатоком Религии и Корана), но при этом он не имеет в себе г1иллакх, то все его богатства и знания в глазах других людей теряют значимость.
А вот про того, кто имеет гIиллакх, говорят, ма Г1иллакх долуш Къонах Стаг ву иза – он Къонах, имеющий гIиллакх.
Так что высшее чеченское народное звание, которое может иметь чеченец – Къонах, дает народная молва только тому, кто имеет гIиллакх.
Или вот пример, какой магический эффект имеет выполнение гIиллакха.
К примеру, гIиллакх настолько, в положительном смысле, заразителен, что тот, кто сталкивается с человеком, который его соблюдает, сразу начинает и сам непроизвольно соблюдать его.