У вайнахов важное значение имеет понятие «хьанал сискал» - собственным трудом и потом заработанный хлеб. С древнейшихвремен стремление к созидательному труду у чеченцев ценилось очень высоко. Такое отношение к труду воспитывалось с раннегодетства. Об этом – известная народная притча.
Однажды отец, призвав сына, вручил ему 1 рубль и сказал: «Иди и брось его в реку». Сын тотчас исполнил сказанное. Черезнекоторое время то же самое отец предложил сделать с десятью, затем со ста рублями. Сын исполнил. Но настал день, когда сын начал сам зарабатывать деньги. Первый же заработанный рубль он принес отцу, чтобы обрадовать его, но отец предложил и этот рубль выбросить в реку. Сын возмутился: «Как это, выбросить? Ведь я его заработал с таким трудом!». Отец на это ответил: «Те 111 рублей, которые ты выбросил в реку без тени смущения, сынок, и мне приходилось зарабатывать трудом». Так сын узнал ценутрудовым деньгам.
Уважительное отношение к труду подчеркивает старинная чеченская традиция совместного труда. Например, на уборке урожая. Или в хозяйстве семьи, потерявшей кормильца. В краю гор жилища из камня обычно строили сообща, всем миром, при этомнаравне со старшими должны были трудиться и дети.
«Давайте вспомним вековую традицию «белхи», пишет в своей книге «Вайнахская этика» Э.Исаев, на которые не зазываютжелающих, и куда люди приходят сами, добровольно, с радостью и огромным желанием помочь нуждающемуся. Белхи – работа, имеющая характер помощи, милосердия и благотворительности – словом то, что принято называть трудом на общее благо. Понятие«белхи» с незапамятных времен сопутствует жизни вайнахов. Оно включает в себя философию добрых дел, братского бескорыстияи дружбы. Мы не раз были свидетелями того, как проявлялись эти качества. Вспомните оползни в горах Ножай-Юртовского района в 1991-1993 гг. Тогда сотни и тысячи граждан нашей республики, Дагестана, Ингушетии пришли на помощь пострадавшим. А когдаподобное случилось в Дагестане и Армении, среди тех, кто первыми откликнулся на чужое горе, были чеченцы. Подобных примеровмножество. Верится, что этика милосердия навсегда останется в традициях чеченцев и ингушей. В горах стоят еще высокие, стройные башни, сложенные предками нынешних вайнахов! Стоят века. Их можно назвать «духовными башнями народа». И людиидут на «белхи», чтобы осознать, что башни добра, бескорыстия – в их душах».