В ночь на субботу грузинский парламент на внеочередном заседании большинством голосов утвердил обновленный кабинет министров во главе с премьер-министром Ираклием Гарибашвили.
В составе нового правительства три министра, назначенных премьером на прошлой неделе, в том числе и первая в истории Грузии женщина-министр обороны, Тинатин Хидашели, ранее возглавлявшая парламентский комитет по интеграции в Европу.
Необходимость в проведении повторного утверждения правительства возникла после ухода 29 апреля в отставку министра по делам спорта и молодежи Левана Кипиани, который стал уже седьмым министром, покинувшим кабинет после вынесения доверия правительству летом прошлого года.
По конституции Грузии, в случае обновления одной трети первоначального состава правительства оно должно вновь заручиться доверием со стороны парламента.
Для получения вотума доверия кабинету было необходимо заручиться поддержкой по меньшей мере 74 депутатов. За проголосовали 87 человек, против - 38.
Закулисное решение?
Помимо Хидашели, в новый кабинет вошли бывший депутат Гигла Агулашвили (министерство по охране окружающей среды и природных ресурсов) и бывший президент автохолдинга "Иберия Бизнес Групп" Тариел Хечикашвили (министр по делам спорта и молодежи).
В правящей коалиции "Грузинская мечта" уверены, что обновленный состав правительства обеспечит эффективную работу исполнительной власти.
"Конечно, есть проблемы, но главное, что правительство правильно оценивает существующее положение и очень правильно планирует все те мероприятия, которые должны быть осуществлены как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе", - считает депутат правящей коалиции Манана Кобахидзе.
Однако в оппозиции уверены, что последние кадровые изменения в кабинете - на фоне экономических проблем в стране - указывают на неадекватность властей.
"Когда из-за падения лари ежедневно беднеет каждый гражданин, когда есть проблемы в связи с криминалом, но не меняется ни премьер, ни члены экономической команды правительства - это нельзя назвать изменениями. Это даже не косметические изменения, потому что они не отвечают ни одной из проблем, существующих в стране", - заявил депутат Национального движения Павле Кублашвили в эфире телекомпании "Имеди".
Одной из основных проблем оппозиционные депутаты называют "неформальный, закулисный стиль правления" в Грузии бывшего премьер–министра Бидзины Иванишвили, который покинул пост главы правительства еще осенью 2013 года.
Кабинет министров также не получил поддержку "Свободных демократов", депутатов, партии экс-министра обороны Ираклия Аласания, покинувшей правящую коалицию осенью прошлого года.
Посыл Западу
Ключевым изменением в правительстве политологи считают назначение известной своими прозападными взглядами Хидашели министром обороны.
Она сменила на должности главы оборонного ведомства Миндию Джанелидзе, который, в свою очередь, получил портфель министра после отставки Ираклия Аласания осенью прошлого года.
Бывший советник экс-премьера Иванишвили Гия Хухашвили считает назначение Хидашели "сильным политическим решением”, которое снимет с повестки дня сразу несколько проблем для нынешних властей.
"С назначением Хидашели практически полностью снимаются вопросы на Западе насчет политической ориентации грузинской власти, - говорит Би-би-си Хухашвили. – Кроме того, решается политическая проблема "Свободных демократов", то есть группы Аласания. Их политическая платформа проходила через ориентацию страны, то есть это основной посыл, через который они позиционируются в грузинской политике. Назначением Хидашели у них убрали почву из под ног".
После того как "Свободные демократы" покинули правящую коалицию, в грузинских СМИ периодически появлялись предположения о том, что их примеру могут последовать их ближайшие союзники по коалиции - республиканцы.
Но с последними назначениями, когда присутствие в правительстве прозападной Республиканской партии увеличилось сразу до трех министров, по мнению некоторых экспертов, развитие такого сценария менее вероятно.
Кроме новоназначенных Хидашели и Агулашвили, членом Республиканской партии является министр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили.
"Команда Республиканской партии заполнила ту нишу, которую в свое время оставили "Свободные демократы". То есть в глазах Запада, исходя из стратегических интересов, Хидашели и Аласания это одно и то же, - говорит Хухашвили. - Власти это назначение было необходимо после ухода с поста Аласания, чтобы подтвердить свое стремление к Западу".
Закулисное правление?
Последние кадровые изменения в кабинете являются только первым этапом обновления исполнительной власти, у которой было немало провалов в последнее время, в том числе и во внешней политике, считает Хухашвили.
"Я думаю, власть осознала, что у нас серьезный управленческий кризис, когда исполнительная власть в целом не способна принимать системные стратегические решения и, что особенно важно, брать на себя соответствующую ответственность, - говорит он. - Запущен механизм некоего обновления всей системы менеджмента оперативного управления страной".
По его мнению, власть выбрала тактику постепенного обновления и после получения вотума доверия правительством кабинет начнут покидать уже более крупные фигуры.
“В третьей фазе, я думаю, сам премьер-министр уйдет на отдых, потому что сама процедура принятия решения показала, что он еще не созрел до такой большой ответственности, как управление страной”, - говорит он.
Но в том, что в ближайшем будущем можно ожидать смену премьер-министра, сомневается политолог Гиа Нодиа.
По его словам, сегодня практически все соглашаются с тем, что в Грузии неформальное правление, и эти подозрения усилила смена министра обороны, так как всего за день до этого Гарибашвили анонсировал назначения только на две вакантные должности в правительстве.
“Мне кажется, Иванишвили устраивает премьер, который согласен быть каждодневным менеджером, но без каких-либо политических амбиций, - говорит Нодиа. - Тем более смена премьера означала бы скрытое согласие с версией оппозиции, что правительство плохо работает, именно его следует обвинять в проблемах экономики, и оно допустило серьезные ошибки. Но Иванишвили не хочет допустить этой мысли и согласиться с этой риторикой".
Последние кадровые изменения в кабинете, и в частности назначение Хидашели, может привести к более эффективному проведению реформ в оборонной сфере и сотрудничеству с НАТО, но в сегодняшней ситуации в целом ожидать изменений в работе кабинета или более независимых от Иванишвили действий правительства не приходится, говорит он.
"Для того чтобы правительство действовало независимо, нужно пойти на некоторый конфликт с Иванишвили. Республиканцы, я думаю, последними пойдут на такой конфликт, поскольку сейчас они имеют больше, чем когда–либо в своей политической жизни. И такого успеха они достигли исключительно лично благодаря Иванишвили, - отмечает он.
"Какой-то бунт против Иванишвили в теории возможен, но на практике этого не видно, потому что для этого должны быть харизматические и амбициозные лидеры, которые способны на какое-то политическое действие независимо от Иванишвили", - добавляет Нодиа.
Нина Ахметели