Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Дело Литвиненко заморожено до лета

lit

В Высоком суде Лондона в понедельник были выслушаны последние из запланированных свидетелей по делу об убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, после чего продолжение открытых слушаний было отложено на длительный срок.

Когда состоится следующее заседание, фактически зависит теперь от Дмитрия Ковтуна - одного из двух подозреваемых в убийстве Литвиненко.

Судья Роберт Оуэн предоставил Ковтуну время до 22 мая, чтобы принять решение об участии в слушаниях и выполнить все необходимые для этого условия. Если Ковтун согласится на это, его показания будут выслушаны 27 июля.

По процедуре проведения дознания, вслед за этим участники слушаний выступят с финальными заявлениями, и судья Оуэн удалится для составления своего доклада по результатам дознания - этот документ ожидается к концу 2015 года.

Александр Литвиненко скончался 23 ноября 2006 года в Лондоне в результате отравления радиоактивным полонием-210.

Скотленд-ярд считает исполнителями этого убийства нынешнего депутата Госдумы России от ЛДПР Андрея Лугового и предпринимателя Дмитрия Ковтуна.

Возражений не имеют

По первоначальному плану, оглашенному советником дознания Робином Тамом на самом первом заседании в конце января, он расчитывал закончить открытую часть слушаний как раз 30 марта, а 31-го числа стороны должны были выступить с итоговыми заявлениями.

Однако на позапрошлой неделе Дмитрий Ковтун существенно смешал карты организаторам слушаний, публично выразив свое желание принять участие в слушаниях, причем не просто дать показания, но и получить статус "ключевого" участника.

В интервью Би-би-си Ковтун сказал, что решил дать показания британскому следствию для того, чтобы очистить свое имя, поскольку, по его словам, предположения о его причастности к отравлению Литвиненко легко опровергнуть.

После недельного размышления судья Оуэн и остальные участники дознания объявили, что не возражают против удовлетворения просьбы Ковтуна предоставить ему статус одного из основных участников, но при выполнении им определенных условий.

Четыре условия

Роберт Оуэн выдвинул четыре условия участия Дмитрия Ковтуна в слушаниях.

До 22 мая Дмитрий Ковтун должен предоставить Высокому суду в Лондоне письменные показания с исчерпывающими ответами на вопросы следствия, которые были переданы Ковтуну еще два года назад, а затем повторно 5 марта этого года.

Как и все остальные участники слушаний, Ковтун должен взять на себя обязательства о неразглашении сведений, полученных им во время участия в дознании.

Кроме того, Роберт Оуэн обязал Ковтуна предоставить организаторам дознания документы, о которых он говорил в интервью СМИ и которые якобы подтверждают его невиновность. В частности, Дмитрий Ковтун упомянул результаты следствия по его делу, проведенного в Германии немецкими следователями. Однако в интервью Би-би-си он отказался сказать, каким именно образом эти материалы подтверждают его непричастность к убийству Литвиненко.

Наконец, последним условием участия Ковтуна в слушаниях является его согласие дать показания 27 июля - по словам судьи Оуэна, это окончательная дата, и менять ее он не намерен.

"Целиком его вина"

Роберт Оуэн особо подчеркнул свое неудовольствие тем, что Дмитрий Ковтун в течение почти двух месяцев демонстративно игнорировал слушания по делу Литвиненко и выразил желание участвовать в них фактически в последний момент.

В связи с этим судья заранее предупредил Ковтуна, что у того не будет возможности задавать вопросы свидетелям, которые уже выступили на слушаниях.

"Тот факт, что заявка на участие в слушаниях сделана на столь поздней стадии, целиком его вина. Он мог и должен был подать эту заявку много-много месяцев назад", - заявил Оуэн.

В случае приглашения в суд новых свидетелей вопросы от имени Ковтуна сможет задавать только его официальный представитель в Высоком суде, уточнил судья.

Но фактически это означает, что, скорее всего, Ковтуну вообще не придется задавать вопросы - в этот же день Робин Там заявил, что организаторы дознания завершили свою работу, и других свидетелей - кроме самого Дмитрия Ковтуна - на слушаниях по делу Литвиненко не ожидается.

"Нет доступа к секретным материалам"

Не сможет Дмитрий Ковтун получить доступ и к секретным материалам следствия.

"Из публикаций прессы следует, что у господина Ковтуна создалось впечатление, будто в качестве ключевого участника он получит доступ к конфиденциальным данным, на которые наложены ограничения по распространению. Если он или его советники так думают, то они ошибаются. Он будет совершенно в том же положении, что и остальные ключевые участники, включая лондонскую полицию. У них нет доступа к секретным материалам", - расставил точки на i судья Оуэн.

Секретная информация будет рассматриваться судьей Робертом Оуэном на закрытых слушаниях - на них не только не пустят участников открытых слушаний, но сама процедура и время проведения закрытых слушаний тоже не раскрываются.

В пятницу судья еще раз уточнил, что по итогам дознания он составит единый доклад, который будет учитывать результаты и открытых, и закрытых слушаний. Этот доклад будет направлен министру внутренних дел Великобритании и затем опубликован - но не целиком, а только в той части, которая никак не связана с секретной информацией.

В 2008 году источник в британских спецслужбах заявил в интервью Би-би-си, что у них есть весьма убедительные подтверждения того, что в убийстве Литвиненко замешана Россия.

Официально британские власти не комментируют этот вопрос, а представитель спецслужб на нынешних слушаниях в Высоком суде на самом первом заседании четко дал понять, что спецслужбы и дальше будут хранить молчание по этому поводу - что не должно трактоваться ни как подтверждение, ни как опровержение какой-либо точки зрения.

Затерявшийся след из Германии

За обсуждением возможного участия Дмитрия Ковтуна в слушаниях оказался совершенно непроясненным вопрос о секретных свидетелях (по крайней мере одном), которых планировалось выслушать по видеосвязи из Германии.

19 марта советник дознания Робин Там объявил, что в переговорах с немецкой стороной возникли некие сложности, которые вынуждают перенести показания на более поздний срок, после британских пасхальных каникул в начале апреля.

Однако в минувший понедельник Там никоим образом уже не упоминал этих свидетелей, и в конце заседания поблагодарил сотрудников дознания за организацию слушаний - чем дал понять, что никаких свидетелей больше выслушивать не предполагается.

Секретный свидетель под кодовым именем D3 (что анонсировал сам Робин Там на первом заседании 27 января) должен был рассказать, как Ковтун через него пытался найти в Лондоне повара, который мог бы подложить в еду или питье Литвиненко "крайне эффективный яд".

Эти показания стали бы прямым подтверждением причастности Ковтуна к убийству Литвиненко.

Не может не обратить на себя внимания и тот факт, что Дмитрий Ковтун вызвался участвовать в слушаниях как раз в тот момент, когда дознанию оставалось выслушать свидетеля D3. Можно предположить, что Ковтун как раз и рассчитывал получить право задавать свидетелям вопросы, чтобы иметь возможность через своего представителя в суде посеять сомнения в показаниях этого человека.

В результате либо свидетель D3 отказался давать показания, либо организаторы дознания посчитали его слишком ненадежным, чтобы вызывать на публичные слушания.

Если желание Дмитрия Ковтуна участвовать в слушаниях было вызвано именно интересом к свидетелю D3, то теперь есть еще больше оснований полагать, что, вопреки своим заявлениям, он, возможно, решит не выступать в суде 27 июля.

Виктор Нехезин