В Государственном музее истории ГУЛАГа в Москве прошел мемориальный вечер, посвященном 71-й годовщине депортации ингушей и чеченцев. На нем были представлены архивные документы, в которых отражена жизнь в спецпоселениях, показан фильм о депортации. Участники памятного мероприятия поделились воспоминаниями о событиях 70-летней давности.
Как писал «Кавказский узел», по замыслу организаторов вечера – представителей ингушской диаспоры Москвы, тематическая экспозиция, состоящая из книг, брошюр и копий документов поможет осмыслить сталинское преступление как одно из тягчайших в истории страны в XX веке.
Операция "Чечевица", во время которой с территории Чечено-Ингушской АССР чеченцы и ингуши были массово выселены в Казахстан и Среднюю Азию, проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Причинами репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооруженного восстания в советском тылу. По данным международного общества "Мемориал", во время депортации из Чечении и Ингушетии было вывезено 485 тысяч человек.
Вечер памяти в музее ГУЛАГА прошел 23 февраля. На нем присутствовали бывшие переселенцы, их дети и внуки, ученые, представители "Российского конгресса народов Кавказа", а также представители средств массовой информации и студенты московских вузов.
На вечере были озвучены многим до этого неизвестные факты
Открывая вечер, ведущая Марьям Яндиева, дочь бывшего депортированного, вкратце рассказала о том, как в 1903 году был создан музей ГУЛАГа, а затем перешла к главной теме встречи.
"Сегодня напряженная патриотичность одной части общества сочетается с апатией остальной части общества, это связано с незнанием истории. Сегодняшняя "распыленность" по миру ингушей - это итоги "сталинщины". Период национальных репрессий против врагов народа сегодня вспоминают сыны этих людей",- обратилась она к гостям.
Ведущая привела ряд документов, связанных с депортацией чеченцев и ингушей с 1944 по 1952 годы, которые собирались в архивы и сейчас уже рассекречены.
С 1944 по 1952 годы ингуши и чеченцы были вайнахами, это был лагерный позывной
"В документах отражены жизнь на спецпоселении, учет и контроль "упрямых вайнахов" - так называли ингушей. С 1944 по 1952 годы ингуши и чеченцы были вайнахами, это был лагерный позывной. Недаром в одну ночь, 23 февраля, они были высланы. Политическое решение было принято в 1940 году, организационные работы были поставлены в 1943 году, а 23 февраля 1944 года это произошло", - рассказала ведущая.
По ее словам, чеченцы и ингуши были единой нацией с общей трагической судьбой и едиными, объединяющими их ценностями: коллективистской солидарностью, пассионарной волей к жизни, высочайшей жертвенностью и аскетизмом. «Мощным фундаментом для этого явились неистовая вера в Бога и любовь к малой родине – Кавказу», - сказала Марьям Яндиева.
"Архивные документы, связанные с ингушской депортацией, - это не предмет широкого обсуждения, это, скорее, воспоминания, представляющие то ужасающее время. Даже сами строки в этих документах вызывают жалость. Не все ингуши были элитой, в основном людей бросили в снег, пайки, нормы не додавались. Когда выселяли, то все хозяйство забирали, и ничего не компенсировали, просто давали какие-то бумажки", - рассказала Марьям Яндиева.
Она напомнила, что депортация осуществлялась в два этапа: 23-25 февраля и 25-29 февраля. "До 1949 года было выслано более 134 тысяч чечено-ингушей", - зачитала один из документов организатор вечера памяти.
По ее словам, в операции выселения принимали участие 19 000 оперативных работников НКВД-НКГБ и СМЕРШ, 96073 офицеров и бойцов НКВД.
Так называемую чеченскую и ингушскую элиту - партийных и хозяйственных работников, чекистов - отправлялись в ссылку 29 февраля 1944 года в пульмановских вагонах - пассажирских спальных железнодорожных вагонах. «Им позволяли везти с собой мебель, домашнюю утварь, предметы роскоши, продукты. И в пути следования эти люди и их дети не голодали. Также, как и в ссылке, они не испытывали тех трудностей, которые выпали на долю основной массы депортированных», - рассказала Марьям Яндиева.
По ее словам, военные, которые затем выселяли местное население, прибыли в села заранее, в начале января 1944 года. Они селились в клубах, библиотеках, больницах, школах, из-за чего занятия в школах были прекращены. «Местное население отнеслось к ним доброжелательно. Ведь у многих сыновья, мужья воевали на фронтах Великой Отечественной. Цель пребывания войск в Чечено-Ингушетии держалась в строгой тайне», - отметила ведущая.
Она рассказала, что, зная менталитет вайнахов, мужское население 23 февраля повсеместно собирали на митинг якобы для празднования 26-й годовщины Красной Армии.
«Подполковник Башаров в своем политдонесении приводит факт, как лейтенант Данилов в горном селении Паже-Парой 22 февраля собрал всех жителей и через переводчика прочитал лекцию о Красной Армии и потом предложил на следующий день отметить всем вместе этот праздник. Горцы с радостью согласились. А наутро Данилов пришел не праздновать, а выселять. Сквозь слезы сельчане стали его укорять, пишет Башаров: «Мы же тебе курочку жареную приготовили, чурек, а ты пришел нас арестовывать? Разве можно так бессовестно обманывать?» - рассказала Марьям Яндиева.
Пережив жестокую, унесшую тысячи жизней первую зиму в Казахстане и Киргизии, чеченцы и ингуши повсеместно агитировали своих соплеменников не строить дома, не заводить скот, а готовиться к возвращению на родину, отметила Яндиева.
В документах НКВД я нахожу донесение, в котором говорится, что в Кустанайской области арестовали группу спецпереселенцев во главе с муллой Сальмурзаевым и сыном муллы Саговым, которые агитировали не устраиваться на работу, не строить дома, а готовиться к побегу на свою родину, на Кавказ
«В документах НКВД я нахожу донесение, в котором говорится, что в Кустанайской области арестовали группу спецпереселенцев во главе с муллой Сальмурзаевым и сыном муллы Саговым, которые агитировали не устраиваться на работу, не строить дома, а готовиться к побегу на свою родину, на Кавказ», - сообщила Яндиева.
«Про спецпереселенцев из Чечено-Ингушетии председатель одного из колхозов Джамбульской области на просьбу взять их на работу сказал: «Вы народ опасный и не полезный советскому строю», а министр МГБ Виктор Абакумов назвал вайнахов «наиболее озлобленной частью среди репрессированных народов», - рассказала Марьям Яндиева.
По ее словам, настроения убежать из ссылки, вернуться на родину были у спецпереселенцев постоянно, а власти не удавалось перевоспитать чеченцев и ингушей, заставить их слушаться и хорошо себя вести. «И потом, многие все-таки верили, что придет время, и они вернутся домой. Чтобы отобрать у людей эту надежду, веру, сталинская власть издает Указ от 26 ноября 1948 года, в котором говорится, что «репрессированные народы расселены в местах поселения навечно», - рассказала Марьям Яндиева.
Участники встречи посмотрели фильм о депортации и поделились воспоминаниями о событиях 70-летней давности
Во время встречи прошла демонстрация получасового фильма, посвященного депортации ингушей. Он создан участниками Конгресса народов Казахстана и показывает историю событий депортации.
Вначале на экране появились кадры железной дороги, по которой везли депортированных вайнахов в Казахстан. "В этом поезде нас увозили... Люди умирали прямо в пути... От голода... Дети не понимали, куда их везут...", - повествовал закадровый текст.
Фильм повествует историю пятерых друзей разных национальностей, вместе переживших годы депортации на чужбине.
После просмотра фильма к гостям обратился представитель Российского конгресса народов Кавказа Султан Таганидзе, который выразил депортированным свои соболезнования.
Затем один из соведущих объявил присутствующим, что Магомед Эздоев, футбольный игрок, первый ингуш в истории сборной также поддержал и прислал видеообращение, посвященное дате сталинской депортации в Казахстан. "Мой папа родился в Казахстане, он мне рассказывал, как нелегко пришлось нашему народу на чужбине", - кратно передал с экрана спортсмен.
Гайдин Гарданов, юрист по образованию, передал на вечере памяти свое отношение к депортации. "Мой отец был простым колхозником. Мои братья были офицерами, и они были незаконно высланы. Я благодарю организатора этого вечера, я знал отца Марьям. Я хочу привести два примера из своей жизни. Я помню, как нас поселили в сенях казахской семьи, двери плохо закрывались, зимой мела метель, и мой отец пошел к соседу, у которого топилась печь, отец забрал у него деревянный забор, а через два дня привез ему целую телегу угля", - вспоминал он.
Гарданов рассказал также о том, как "отвесил учительнице оплеуху за то, что она назвала сволочами и сказала, что наше место на Колыме". "После этого я две недели не ходил в школу, затем ее перевели в другую школу. Но в основном отношение к нам было хорошее, когда в 1957 году я уезжал, меня провожали всей школой", - добавил он, поблагодарив Марьям Яндиеву.
Один из гостей вечера памяти Алексей Нестеренко поделился своим мнением о том, что "музей ГУЛАГа стал для ингушей родным домом".
"У меня в руках отчет музея за 2014 год. Мы вспоминали, что 23 февраля - это и день основания музея ГУЛАГа. Музей ГУЛАГа сегодня "бьется" вместе с "Мемориалом" за расстрельный дом на Никольской, 23. Еще не все наше трагичное прошлое мы выставили на обозрение. Две тысячи квадратных метров в центре Москвы есть возможность выкупить, и этот дом будет филиалом музея ГУЛАГа", - рассказал Нестеренко.
Алла Мальсагова, представленная ведущей как вдова писателя и журналиста 70-х годов, призвала всех жить в любви и в дружбе. "Я - ингушская невестка, я сама русская", - сказала женщина.
Закон о реабилитации репрессированных народов не работает в полную силу, признали участники вечера памяти
Завершился вечер памяти банкетом, где гости и приглашенные на мероприятие пообщались в неформальных беседах в зала музея ГУЛАГа.
Участник встречи Наиб Хашиев, доктор медицинских наук, рассказал, что он был ребенком в 1944 году, но хорошо помнит, как происходило выселение.
«У нас была большая семья – 12 человек. Сразу сориентироваться – что брать с собой в первую очередь – трудно. И потом, кто знает, куда выселяют. Сказали, что повезут на машинах к поезду. Вагоны холодные, щели. Что запомнилось из этой трехнедельной поездки? Холодно было, и все время хотелось есть», - сообщил корреспонденту «Кавказского узла» Наиб Хашиев.
Он рассказал, что уже в Казахстане, когда потеплело, и можно было выйти на улицу погулять, на первых порах дети, увидев его, разбегались, не хотели с ним играть.
«Про нас всякое рассказывали, что и рога у нас растут, и что мы если что не так, можем зарезать обидчика. Настороженно относились до тех пор, пока не пошел в школу. Там уже все перезнакомились, поняли, что человек я не из драчливых, но и в обиду себя не дам, если что», - рассказал мужчина.
Учился он хорошо, и после школы хотел поступить в мединститут. «Да только кто же позволит спецпереселенцу получить высшее образование? И я предложил своему другу, русский паренек, поменяться документами. Говорю ему – я сдам экзамены, поступлю в другом городе, а ты потом скажешь, что потерял документы. Тебе все восстановят. Так хотели сделать. Но тут вышел Закон о реабилитации репрессированных народов. Так что учился я в Орджоникидзе, в мединституте», - рассказал Наиб Хашиев.
Он отметил, что депортация уменьшила его семью почти что вдвое. «Пять человек из 12 умерли в ссылке», - отметил мужчина.
Молодая участница встречи, студентка Российского государственного гуманитарного университета, представившаяся как Лида, рассказала о своей двоюродной бабушке Губати Галаевой, которая, несмотря на принятый закон о реабилитации репрессированных народов, не смогла вернуться в свой дом.
«Она сейчас живет в селе Алхасты. Когда выселяли, их семья жила в Тарском. Это село Пригородного района Северной Осетии. Сколько лет прошло, но никому из этого села так и не удалось вернуться на свою землю. Я не могу понять, если вышел Закон о реабилитации репрессированных народов, а это было 20 с лишним лет назад, то почему его выполнение половинчатое», - заявила девушка.
Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» был принят 26 апреля 1991 года. В Ингушетии ряд общественных лидеров считают, что полной реабилитации народа после сталинской депортации в Среднюю Азию не произошло, и репрессированные народы не были полностью восстановлены в своих правах.
«Тема депортации ингушей и чеченцев еще не закрыта»
Среди книг, которые были представлены в музее ГУЛАГа, выпущенных в разное время и посвященных теме депортации народов России, подготовила к печати и составила для нее именной указатель Марьям Яндиева.
В книге «Депортация ингушей и чеченцев. Документальное досье (1941 – 1945 гг)» собраны тысячи документов. Как сказала Марьям Яндиева, она работала над этой книгой несколько лет.
«В ней собраны некоторые совершенно уникальные архивные документы», - сообщила корреспонденту «Кавказского узла» Марьям Яндиева.
При этом она и заметила, что обнаружена и опубликована только половина документов, касающихся депортации.
«Ко многим архивам мы не имеем доступа. Так что тема депортации ингушей и чеченцев еще не закрыта. Белых пятен много. Помогает во многом Ибрагим Костоев, представитель молодежного крыла ингушской диаспоры. Сейчас начал заниматься очень интересной, на мой взгляд, темой: «Говорят фотографии». Попросил в соцсетях пользователей, чтобы они сбрасывали ему снимки тех далеких лет с кратким описанием: кто сфотографирован, какова судьба этих людей», - рассказала Марьям Яндиева.
По ее словам, у Ибрагима Костоева уже собрано таким образом около ста снимков, которые войдут в очередную книгу по теме депортации.
Источник: kavkaz-uzel.ru