На открытых слушаниях в Лондоне по делу о гибели бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко его вдова Марина рассказала об обстоятельствах их бегства из России, сотрудничестве мужа с иностранными спецслужбами и роли в их жизни Бориса Березовского.
Марина Литвиненко подтвердила, что у ее мужа и нынешнего президента России Владимира Путина был конфликт по нескольким причинам, хотя лично встречались они только один раз - сразу после назначения Путина новым главой ФСБ в 1999 году.
Путин, по ее словам, раскритиковал попытку Литвиненко и его товарищей вскрыть случаи коррупции в ФСБ.
Литвиненко же, в свою очередь, обвинял Путина в том, что тот во время учебы в университете уже был информатором КГБ, позже в администрации Санкт-Петербурга "крышевал" местные преступные группировки, а затем, оказавшись преемником Бориса Ельцина, сделал все, чтобы сохранить контроль над государством со стороны спецслужб.
Советник дознания Робин Там, задававший вопросы Марине Литвиненко, также продемонстрировал в суде распечатку статьи ее мужа, озаглавленной "Кремлевский педофил".
"Вряд ли нужно вас спрашивать, можете ли вы подтвердить обвинения Саши. Но вы согласитесь с тем, что если бы Литвиненко хотел подружиться с Путиным, вряд ли он выбрал самый лучший для этого способ?" - спросил Там у Марины Литвиненко, и та утвердительно, с улыбкой кивнула.
Александр Литвиненко умер 23 ноября 2006 года в больнице Университетского колледжа Лондона от отравления радиоактивным веществом полоний-210, добавленным, как полагают британские спецслужбы, в чай, который Литвиненко выпил во время встречи с бывшими сотрудниками ФСБ Андреем Луговым (ныне депутат Госдумы от ЛДПР) и Дмитрием Ковтуном.
Британская сторона ранее обвиняла Россию в причастности к гибели Литвиненко, но Москва постоянно отрицала эти обвинения.
Главная цель общественного расследования – ответить на вопрос, были ли российские власти причастны к гибели Литвиненко.
"Ты бы мог убить Березовского?"
Третий день слушаний в Высоком суде был полностью посвящен допросу Марины Литвиненко, причем советнику дознания Робину Таму не удалось уложиться в отведенные пять часов, и допрос продолжится во вторник.
Вместе с Мариной Литвиненко к присяге была приведена и переводчица, однако Там попросил свидетеля в меру возможностей давать показания на английском языке.
Уверенно и внятно Марина Литвиненко рассказала об истории их знакомства с Александром, о его карьере в российских спецслужбах и об отношениях с ныне покойным российским бизнесменом Борисом Березовским, который долгие годы поддерживал их деньгами.
С Березовским Литвиненко познакомился еще в 1994 году, когда после покушения на бизнесмена Литвиненко официально "приставили" к Березовскому в целях обеспечения безопасности.
Марина утверждает, что вскоре следственные органы были готовы арестовать Бориса Березовского по обвинению в организации убийства известного телеведущего Влада Листьева, но именно ее муж фактически спас бизнесмена, благодаря своему удостоверению сотрудника ФСБ не дав милиционерам увезти Березовского в неизвестном направлении.
"Борис Березовский говорил Саше: "Ты спас мне жизнь", - вспоминает Марина Литвиненко.
А после заключения Хасавюртовского соглашения, положившего конец первой чеченской войне, в российских силовых структурах якобы появился замысел ликвидировать Березовского - как имевшего непосредственное отношение к определению условий мира с Чеченией.
По словам Марины Литвиненко, непосредственный начальник ее мужа в подразделении ФСБ задал ему прямой вопрос: "Ты хорошо знаешь Бориса Березовского. Ты бы мог его убить?"
От пресс-конференции до ареста
Александр Литвиненко отказался убивать Бориса Березовского, а вместо этого рассказал о подготовке покушения самому бизнесмену.
По словам Марины, Березовский не сразу поверил в существование заговора, но затем последовательно пытался предотвратить его имеющимися в его распоряжении способами: сначала заявлением в правоохранительные органы, затем обращением в президентскую администрацию, а когда и это не принесло плодов - открытым письмом директору ФСБ Владимиру Путину, опубликованному в газете "Коммерсант".
Формальное следствие было проведено, но, как утверждает Марина Литвиненко, его единственным результатом было заключение о превышении служебных обязанностей несколькими чинами в рядах ФСБ.
Сам Литвиненко и несколько его коллег были отстранены от службы, а вскоре он узнал, что его готовятся арестовать.
По совету Бориса Березовского, Александр Литвиненко решился предать публичности факты коррупции и противоправной деятельности ФСБ.
17 ноября 1998 года состоялась пресс-конференция Александра Литвиненко и четырех его коллег, на которой он рассказал, как им приказывали убить Березовского, а также похитить чеченского предпринимателя Умара Джабраилова и "проломить голову" бывшему подполковнику ФСБ Михаилу Трепашкину, судившемуся с бывшим главой ФСБ Николаем Ковалевым.
Вскоре Литвиненко арестовали, и хотя суд его оправдал, его тут же арестовали по новому уголовному делу. Как сказала Марина Литвиненко на слушаниях, ее мужу "обещали, что будут заводить против него все новые и новые дела, пока не посадят".
Тем не менее, вскоре Литвиненко все-таки выпустили на свободу под залог, хотя и отобрали паспорт, чтобы он не мог уехать за границу.
Семья Картеров
Рассказ Марины об их бегстве из России заставил вспомнить, как еще на первом заседании Робин Там обещал, что дело Александра Литвиненко будет походить на захватывающий триллер.
"Саша сказал мне, что уезжает в Нальчик. Но потом мне передали его указание купить новый телефон, он позвонил мне на него и спросил, не хочу ли я с сыном поехать на отдых за границу", - рассказывает Марина.
Только в Испании, за два дня до окончания "каникул", Литвиненко позвонил жене и сказал, что на самом деле он не уезжал в Нальчик, а бежал в Грузию, где ему сделали поддельный паспорт.
"Он предоставил мне решать, возвращаемся мы в Россию или нет. Он был готов вернуться и быть арестованным, но боялся, что оказавшись в тюрьме, не сможет обеспечить нам безопасность - мне и сыну", - объясняет Марина Литвиненко.
Из Испании Марина с сыном Анатолием были переправлены на частном самолете Березовского в Турцию, где их уже ждал Александр. Там они безуспешно пытались попросить политического убежища в Соединенных Штатах, но в посольстве им ответили, что они могут лишь подать на обычную визу.
По словам Марины Литвиненко, решение лететь в Великобританию им подсказал их друг Юрий Фельштинский, который все это время находился с ними. Фельштинский объяснил, что в аэропорт Хитроу можно прилететь и без транзитной визы.
"В Хитроу Саша подошел к первому попавшемуся полицейскому и сказал: "Я бывший офицер ФСБ и прошу политического убежища", - рассказала Марина.
В Великобритании им были выданы документы с новыми именами: Мария Анна Картер (Марина), Эдвард Рейнольд Картер (Александр) и их сын Энтони Картер.
На зарплате у МИ-6
Марина Литвиненко подтвердила, что бегство из России, а затем обустройство в Лондоне им оплачивал Борис Березовский, с которым у ее мужа сложились не деловые, а дружеские отношения.
Бизнесмен, по ее словам, оплачивал им жилье и обучение Анатолия в хорошей школе. Марина подчеркивает, что ее муж не был сотрудником какой-либо из компаний Березовского, но оказывал ему "услуги по консультированию".
Кроме этого Александр Литвиненко получил от подконтрольного Березовскому фонда грант на написание книги "ФСБ взрывает Россию", в которой он вместе с соавтором Юрием Фельштинским обвиняет российские спецслужбы в организации терактов в 1999 году в Москве, Буйнакске и Волгодонске, а также в похищениях и убийствах.
Марина в очередной раз подтвердила, что ее муж сотрудничал со спецслужбами Великобритании, получая за это вознаграждение в размере 2 тысяч фунтов в месяц (около 3 тысяч долларов по нынешнему курсу), - однако она несколько раз подчеркнула, что это было внештатное "консультирование по вопросам организованной преступности в России".
По ее словам, они были очень рады получить британское гражданство в 2006 году.
"Саша был очень горд и даже вывесил на балконе британский флаг во время чемпионата мира по футболу 2006 года", - рассказала его вдова.
Марина Литвиненко подтвердила, что за год или за два до смерти ее муж начал сотрудничество с испанскими спецслужбами и один раз даже получил за это некую сумму денег, но какую именно, она затруднилась ответить.
Вдова Литвиненко также категорически отрицает обвинения в адрес ее мужа в том, что тот якобы раскрыл британским спецслужбам имена российских агентов.
Допрос Марины Литвиненко продолжится во вторник, после чего планируется вызвать для дачи показаний ее сына Анатолия.
Источник: bbc.ru