Киев, Ноябрь 27 (Новый Регион, Вадим Довнар) – Война в Чечне была остановкой распада империи, война с Украиной – попытка ее восстановить в прежних объемах. Причем в обеих войнах РФ не гнушалась и не гнушается любых методов. Такое мнение высказал историк, публицист Майрбек Вачагаев, бывший полпред президента Ичкерии Аслана Масхадова в Москве, проживающий нынче в Париже. В ходе визита чеченского диссидента в Киев состоялся просмотр документального фильма «Алды. Без срока давности» и дискуссия «20 лет войны в Чечне: параллели с Украиной». Фильм, снятый с участием убитой чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой, рассказывает о массовых убийствах мирных людей в поселке Новые Алды — пригороде Грозного — об одной из многочисленных трагедий и вопиющих нарушениях прав человека в Чечне в ходе двух российско-чеченских войн. 5 февраля 2000 годы бойцы петербургского ОМОНа проводили «зачистку». По словам алдынцев, после спецоперации они захоронили 82 трупа, впоследствии правозащитный центр «Мемориал» задокументировал убийство как минимум 56 человек. Среди расстрелянных не было ни одного боевика – все мирные жители – старики, женщины, дети. «Зачистка» в Новых Алдах стала одной из самых кровавых историй Второй чеченской войны. «Таким преступлениям нет оправдания. У них нет срока давности. Чеченцев всего полтора миллиона, а мы пережили две войны и сохранились как этнос. Зачем русским нужно было бесчинствовать в Новых Алдах? На тот момент федералы уже взяли Грозный и даже тактической необходимости устраивать резню в этом селе не было никакой необходимости. Это была показательная акция. Нужно было продемонстрировать: так, как было в Первую чеченскую войну, когда армия буквально за ночь исчезла с нашей республики, не будет. И нет для них разницы, кто перед ними: женщина, старик или ребенок. Слава этого села моментально разошлась. Люди в панике бежали кто куда, не дожидаясь прихода к ним военных», — вспоминает Майрбек Вачагаев.
По его словам, Россия доказывала себе, что их не могут победить пара тысяч повстанцев. «Говорят, что РФ воевала с нами из-за нефти. Это чушь. Чеченская нефть – это 1% из нефти российской, ее потерю они бы даже не заметили. Дело в комплексе. После распада СССР Россия превратилась из сверхдержавы в обычную страну. А русские хотели величия, такой правопреемственности былой империи. Отпусти нас, и в экономическом плане они ничего бы не потеряли. Боялись прецедента. Дальше побежали бы другие. На нашем примере показывали, что новых территориальных потерь они не допустят. В итоге Ичкерию раздавили, и Татарстан, Башкортостан и другие стали сговорчивыми», — добавляет он.
Говоря о дне сегодняшнем, историк уточняет: «Прошло 20 лет с начала Первой чеченской войны, а мало, что изменилось. Так называемую «чеченскую оппозицию» для борьбы с Джохаром Дудаевым набирали не в Чечне, а в других субъектах федерации. В военкоматах. Там же, где в основном вербуют и ваших «ополченцев». С последними подписывают те же контракты что и с первыми. Даже суммы остались прежними. 30 тысяч долларов родне в случае гибели. Ну и участие русских, конечно. Когда сожгли технику, вошедшую в Грозный, мы не обнаружили среди них ни одного чеченского танкиста. Зато у всех были удостоверения ФСО, нынешнего ФСБ».
Источник Вадим Довнар РИА «Новый Регион»