"Караул устал. "Коллективный (подчеркиваем это слово тремя жирными чертами) путин" решил закрыть проект "Новороссия". Закрыть всерьез и надолго".
В ряду комментариев, посвященных российско-украинской войне, преобладают черные краски, и это касается почти всех текстов, за исключением идиотских, вне зависимости от политических взглядов пишущих и размышляющих вслух. Тем сильней желание разглядеть в кромешной тьме проблески надежды, и Марк Солонин эту просветительскую задачу решает. Знаменитый наш историк со свойственной ему категоричностью утверждает, что Путина дожали, и опубликованный вчера протокол - ясное тому доказательство.
Во всяком случае Марка Солонина сей документ наполняет историческим оптимизмом. Временный "закон об особом статусе" Донецкой и Луганской областей, полагает автор, Верховная рада рано или поздно отменит. Закрепленное в протоколе требование убрать с территории Украины боевиков с присущими им автоматами, танками и системами "Бук-М" означает фактическую смерть "ЛНР" и "ДНР". Короче, президент РФ сливает Новороссию, и Марк Семенович готов на пальцах объяснить, почему это произошло. "Практика... показала и доказала, что у России нет внешнеполитического ресурса для открытого широкомасштабного вторжения в Украину, т.е. нет сил противостоять неизбежному в этом случае давлению Запада. Что же касается надежд на "всенародное восстание русскоязычного населения юго-востока Украины", то с этой химерой пришлось распрощаться еще 3-4 месяца назад".
Строки эти читаешь с противоречивыми чувствами.
С одной стороны, очень хочется, чтобы автор оказался прав. Шутка ли, война, которой не виделось конца, близится к завершению. Силы добра одолевают "нового Каина" . Если соглашение будет выполняться, в чем Солонин мало сомневается, то украинские новости скоро уйдут с первых полос мировых изданий и в стране воцарится относительный мир и покой.
С другой стороны, Каин скрывается в мелочах, и чтение документа пищу для оптимизма дает скудную. Взять хоть этот спрятанный в конце десятый пункт, насчет вывода боевиков и наемников с территории Украины: а кто их и куда выведет? Кто помешает бойцам Псковской и прочих дивизий по-прежнему проводить свои отпуска на курортах Донбасса? Как, собственно, все эти миротворческие процессы будут осуществляться на практике? В районы с особым статусом особо ведь не сунешься, проверяя, кто там местный, а кто заблудился с гранатометом в бескрайних донецких степях.
Марк Солонин довольно подробно описывает первоначальный план Путина, который якобы стремился учредить Новороссию на территории от Луганска до Харькова и Одессы, но все это надо доказывать - где-нибудь в Гааге, в рамках перекрестного допроса. В доказательствах не нуждается другой план, воплощение которого в жизнь и смерть мы наблюдаем уже несколько месяцев. Этот сценарий сводится к бесконечной войне на истощение и развал Украины, и до сих пор нет ни малейших гарантий, что Кремль готов отказаться от этих намерений.
Надежды на "всенародное восстание русскоязычного населения юго-востока Украины" геополитики в Кремле тоже, вопреки Солонину, едва ли возлагали. Плевать им на русскоязычное население, которое сотнями гибнет на юго-востоке, равно и на своих солдат, как показал недавний опыт. Никто в Донбассе, равно как и в Крыму, не собирался восставать, и в Москве об этом точно знали, проводя свои референдумы под контролем российской армии. Просто в Крыму можно было обойтись без стрельбы, а в Донбассе пришлось провоцировать гражданскую войну. Для "собирательного Путина" это тоже не являлось секретом.
Другое дело западные санкции, но и тут все непросто. Заметно, что национальный лидер прямо-таки звереет от мысли, что американцы и европейцы смеют обращаться с ним как с каким-нибудь Саддамом, Каддафи или Милошевичем. Однако в одиночку со всем миром бороться трудно, даже при зашкаливающем уровне всенародной поддержки, потому в Минске полузабытый посол Зурабов и подписывает от имени России указанный протокол. Документ, в котором любой пункт, даже самый бесспорный, по обмену заложниками, легко может быть нарушен, и тогда обессмысливается весь протокол.
Скорее Путин тянет время, желая отсрочить новые санкции, но вовсе не собираясь выводить войска из Донбасса. Косвенное тому доказательство - вчерашнее заявление "премьера" ДНР Захарченко, который, знаете ли, "хотел бы добавить пункты - это сразу признание независимости". То есть игра в "независимость" бандитской власти в Донбассе продолжается, и вольнолюбивое руководство юго-востока опять типа не слушается Москву, которая, как всем известно, "не является стороной в конфликте". В таком духе переговариваться можно десятилетиями, отступая и наступая, заключая перемирие и разрывая соглашения, убивая людей. Украина просто не выдержит многолетней гражданской бойни на своей территории, в чем и состоит замысел кремлевских стратегов.
Собственно, два этих процесса сегодня идут параллельно: распад Украины и война санкций, которую Запад ведет с Путиным. Это бег наперегонки, гонка с препятствиями на фоне ядерных ракет, и чем дело кончится - непонятно. Ясно лишь, что для решения тяжелейшей проблемы, которую представляет собой сегодня путинская Россия, от западных лидеров требуется и расчет, и ум, и солидарность, и жесткость, и бесстрашие. Иными словами, основания для оптимизма имеются довольно слабые, для тревоги их куда больше, но и окончательно погружаться во мрак совсем не хочется, и в этом смысле жизнеутверждающий текст Марка Солонина весьма полезен. Не для постижения реальности, но для утешения и поддержания душевного здоровья. Заговаривая беду, историк оказывает на читателей эффективное терапевтическое воздействие, и только за это мы должны сказать автору большое человеческое спасибо.
Илья Мильштейн