Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Из Чечни в Украину: путь русских убийц

ukraina

На прошлой неделе украинские источники сообщали, что в Донбассе замечен российский спецназ, точнее – спецразведка воздушно-десантных войск. На странице Дмитрия Тымчука в Facebook сообщалось, что офицер 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ ВС РФ Игорь Стрелков, участвовавший 13 апреля 2014 г. в нападении на украинских силовиков, «в ходе которого был убит капитан Биличенко и ранены четыре сотрудника службы безопасности Украины», причастен к преступлениям, совершенным 13 лет назад, в 2001 году, в Чеченской Республике. Речь идет о похищении Супьяна Ташуева – об этом написано на сайте так называемого «уполномоченного по правам человека в Чечне». Похищение и исчезновение Ташуева – дело рук капитана Андрея Проскурина и капитана Игоря Стрелкова из 45-го полка, дислоцировавшегося тогда у села Хатуни Веденского района. Вместе с Ташуевым был тогда увезен и исчез его сосед Бислан Дуртаев. Их судьба неизвестна.

 

Ненаказанные преступления

 

Известно, что военнослужащие 45-го отдельного полка специального назначения ВДВ ВС РФ причастны к исчезновениям многих жителей Веденского района Чечни в 2001 году. В некоторых случаях известно, что фамилия офицера, участвовавшего в похищениях, была Стрелков.

 

Вот несколько таких эпизодов из книги «Здесь живут люди».

 

«11 апреля 2001 года. В 3 часа ночи из родительского дома в с. Махкеты Веденского района российские военные увезли в расположение группировки войск в районе населенного пункта Хатуни братьев Хаважи Дениевича Кагирова и Бауди Дениевича Кагирова, соответственно, 1974 и 1977 г.р.

 

Соседям и родственникам задержанных военные заявили, что они подверглись обстрелу и поэтому должны отвезти молодых людей в часть для проведения формального допроса. После этого обещали их отпустить. Однако ни на следующий день, ни через неделю братья домой не вернулись.

 

Пытаясь прояснить судьбу Хаважи и Бауди Кагировых, их родители неоднократно обращались к командирам воинских частей, дислоцированных у с. Хатуни, но никто из них не признался, что в захвате участвовали его подчиненные.

 

Некий «подполковник Николай Стрелков» (так он представился) вообще заявил ошарашенным родителям, что братьев никто никуда не увозил…»

 

Здесь речь идет о целом полковнике, но чеченцы из горного села запросто могли не так понять число и размер звездочек на погонах.

 

Их мать, Хава Кагирова, потом даже увидела увезенных в Ханкалу сыновей в новостях.

 

Судьба Бауди и Хаважи Кагировых неизвестна.

 

«3 мая 2001 года Увайс Нагаев был похищен из своего дома сотрудниками российских силовых структур, прибывшими на БТРах. Долгое время о его местонахождении ничего не удавалось узнать. Родственники вынуждены были обратиться к Шамилю Орцуеву, часто исполнявшему посреднические миссии между российскими военными и местными жителями. Тому удалось узнать, что среди увезших молодого человека были некие Ушаков и Стрелков (возможно, эти фамилии вымышленные). Выяснилось также, что его доставили в воинскую часть, размещенную рядом с соседним населенным пунктом Хатуни, и там пытали, требуя сознаться в совершении противоправных действий. Потом якобы взорвали. Говорить, какие структуры стояли за этим преступлением и где находится труп убитого, посредник не стал».

 

23 июня 2001 года житель села Сельментаузен Веденского района сообщил историю задержания Увайса Ильясовича Шаипова, 1967 г.р.

 

Примерно 23 мая 2001 года около 11 часов на посту у въезда в с. Тевзана Веденского района российские военные, среди которых был и некий Игорь Стрелков, высадили Шаипова из такси, следовавшего со стороны г. Шали. После задержания они затолкали этого человека в БТР и повезли в сторону соседнего Хатуни.

 

Мать Увайса Шаипова, которая также была на месте происшествия, поехала следом за ними. За селом военные заметили преследование. Они остановили машину, в которой сидела мать задержанного ими человека, и, угрожая применить оружие, заставили ее вернуться обратно. Однако женщина уже поняла, что военные следуют к месту дислокации российских подразделений на возвышенности между тремя близко расположенными населенными пунктами (Хатуни, Махкеты и Тевзана).

 

Чуть позже она подъехала туда на другой машине и, как рассказывают очевидцы происшествия, потребовала освободить своего сына. Офицер, который к ней вышел, сказал, что его отпустят после допроса.

 

Однако ни в этот, ни в последующие дни Увайс Шаипов так и не был освобожден.

 

Обеспокоенные родственники снова обратились к командирам российских частей, дислоцированных в этом районе. С ними установился контакт, в ходе которого удалось получить согласие на освобождение задержанного. Для начала военные предложили сдать два автомата. Через некоторое время попросили принести пистолет системы «Стечкин», а затем вдобавок ко всему потребовали еще и 1000 долларов США.

 

Такую сумму семья Увайса Шаипова не в состоянии была уплатить, и в итоге его следы затерялись. Военные чем дальше, тем все настойчивее стали утверждать, что к ним не попадал никто даже с похожей фамилией».

 

Судьба Увайса Шаипова неизвестна.

 

Чеченпресс, Отдел мониторинга