Бунт на территории исправительной колонии (ИК) №2 в поселке Чернокозово Наурского района Чечни прекращен, сообщают родственники заключенных. По их словам, арестанты отказывались от пищи, всего акции принимало участие порядка 300 человек. В самой колонии утверждают, что ничего подобного в исправительном учреждении не происходило.
Как уже сообщал "Кавказский узел" со ссылкой на родственников осужденных, отбывающих наказание в ИК №2 в поселке Чернокозово, в исправительном учреждении 25 декабря начался бунт после того, как заключенные обнаружили, что камеры для свиданий оборудованы видеоаппаратурой, и там проводится постоянная съемка. Некоторые арестанты заявили, что объявляют голодовку. Представительница местной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК), руководительница "Союза женщин Чечни" Малика Омарова, прибывшая в колонию по сигналу о бунте, эту информацию опровергала.
Как рассказал 29 декабря корреспонденту "Кавказского узла" родственник одного из заключенных, отбывающих наказание в ИК №2, по данным на этот день, бунт среди заключенных и голодовка были прекращены после того, как арестантов уверили в том, что камеры видеонаблюдения изъяты из комнат длительного свидания.
"Все началось с того, что один из заключенных, к которому на свидание прибыла его супруга, нашел в стене комнаты свиданий камеру. Она была буквально замурована в стене, но выдал себя торчавший снаружи небольшой глазок. Он удалил из стены камеру, которая была теплой на ощупь. Этот заключенный, не буду называть его имя, сообщил о своей находке другим. После этого заключенные нашли еще одну камеру наблюдения в другой комнате для свиданий. Камеры, найденные заключенными, были современного образца, и они функционировали на момент обнаружения, то есть утверждать, что они не были рабочими, у работников заведения не было оснований. После этих находок и начался бунт", - рассказал со слов заключенного его родственник.
По его словам, все это время заключенные отказывались от приема пищи. Всего, как утверждает собеседник корреспондента, в протесте участвовало не менее 300 человек из отрядов строгого и общего режимов.
"В тот же день к заключенным приехали правозащитники, которые почему-то, несмотря на то, что им рассказали о происходящем, сообщили СМИ, что бунта не было", - рассказал источник.
Родственник другого заключенного, отбывающего наказание в той же колонии, подтвердил, что 29 декабря бунт прекращен.
"Сейчас ситуация в колонии нормализовалась. С заключенными встречались представители УФСИН Чечни, которые уверили, что больше в колонии нет никаких камер наблюдения, а те, что были обнаружены, не функционировали", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" собеседник, при этом не уточнив, когда прошла встреча заключенных с представителями УФСИН.
В УФСИН Чечни отрицают информацию о том, что в ИК №2 вообще происходило что-то подобное - об этом корреспонденту "Кавказского узла" сообщил сотрудник ведомства по телефону.
Установление камер видеонаблюдения незаконно не только в помещениях, предназначенных для свиданий, но и в других помещениях камерного типа, так как "камера для лиц, находящихся в исправительных заведениях, является общежитием, выделенным УФСИН для содержания заключенных", комментирует ситуацию адвокат дагестанской коллегии адвокатов Руслан Магомедов.
"Установление видеокамер для слежения за людьми, содержащимися в них, нарушают права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, что прописано в статьях 23 и 24 Конституции Российской Федерации. Также стоит отметить, что сбор, хранение, использование, и тем более распространение информации о частной жизни лица без его согласия запрещается", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" адвокат.
Ранее из исправительной колонии №2 в поселке Чернокозово поступали и другие сообщения. Так, в начале ноября член республиканской ОНК Милана Бахаева заявила, что 23 октября сотрудники спецназа УФСИН применили насилие в отношении 10 осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе. По информации Бахаевой, трое осужденных после рейда вскрыли себе вены.