Два районных суда - Калининский и Приморский - занимались 18 ноября делами о продлении меры пресечения арестованным активистам "Гринпис", журналистам и членам экипажа судна "Арктик Санрайз".
Те, кто следил за ходом дел в Приморском суде, оказались счастливее - там люди спокойно ходили по просторным коридорам и даже помещались в зале заседаний. Да и рассмотрение дел там прошло гораздо быстрее: к середине дня стала известна судьба радиста Arctic Sunrise гражданина Австралии Колина Рассела, которого, удовлетворив ходатайство следствия, оставили под стражей до 24 февраля 2014 года. Зато принятие решения о продлении ареста журналисту Кирону Джону Брайну с судна "Арктик Санрайз" было отложено до 20 ноября – журналист сам выразил желание, чтобы ему дали время ознакомиться с материалами дела. Дело члена экипажа, гражданина Новой Зеландии Дэвида Халиссмана тоже оказалось отложено – до 19 ноября.
В Калининском районном суде все выглядело совсем иначе: толпа из полусотни журналистов и активистов Гринпис теснилась в узком коридоре около часа – именно на столько задержалось первое судебное заседание. Когда конвой, наконец, привел судового врача Екатерину Заспу, собравшиеся успели прокричать ей слова приветствия, но в зал смогли зайти лишь немногие – так он был тесен. Потом журналистам все-таки удалось договориться с секретарем суда, которая попросила судью пускать их в зал на несколько минут небольшими порциями. Адвокат подал ходатайство о том, чтобы арестованную выпустили из клетки, но судья его отклонила.
Впрочем, вскоре заседание снова надолго прервалось, потому что врач и ее адвокат знакомились с новыми обстоятельствами дела. Когда оно возобновилось, представитель "Гринпис" Андрей Сучков предложил внести за Екатерину Заспу залог в два миллиона рублей. Хотя прокурор в ходе заседания и возмущался тем, что судовой врач воспользовалась статьей 51-1 Конституции – правом не свидетельствовать против себя и своих близких, но он, тем не менее, не был против идеи отпустить ее под залог – с условием, что она выйдет на свободу только после поступления денег на счет судебного департамента. Следствие настаивало на удовлетворении своего ходатайства – об оставлении Заспы под арестом еще на 3 месяца, но судья Мещерякова все-таки решила отпустить Екатерину Заспу под залог.
Все, кто в это время оказались рядом, были очень рады такому решению – тем более что оно давало надежду на то, что под залог отпустят и фотографа Дениса Синякова, и пресс-секретаря Гринпис Андрея Аллахвердова, чьи дела следовали вслед за делом Екатерины Заспы.
- Ничто не предвещало такой беды, у нас была куча планов на то время, когда Денис вернется, - говорит жена Дениса Синякова Алина, - разве это не странно – человек ехал в командировку и оказался в следственном изоляторе горда Мурманска.
У Дениса и Алины есть сын – трехлетний Василий, который каждый день спрашивает у мамы – где папа? Алина говорит, что нашла способ: "Сначала я начала объяснять ему, как взрослому человеку, что папа находится в тюрьме, он переспросил – в темноте? - Да, – говорю, - в темноте. – А кто его туда посадил? – Злые дядьки. Он говорит – бабаки? – Я говорю – да. Вот и все, ребенок у меня теперь знает, что злые бабаки взяли папу, держат его в темноте, но он сильный, он молодец, скоро со всеми справится и будет с нами".
Адвокат Дениса Синякова Вячеслав Тенишев считает, что все обвинения с самого начала были огульными, а все аргументы – странными:
- Все 30 человек обвинялись в том, что они организовали большую преступную группу и сначала считались пиратами, потом те же действия были квалифицированы как хулиганство. Но никаких объяснений, кто играл какую роль, чем отличается врач, которую, к счастью, освободили под залог, от журналиста, от других участников, - ни о чем таком следствие вообще не говорило. Для следствия все очень просто: желая нарушить общественный порядок, организовались и напали на платформу. – Такие аргументы, с моей точки зрения, ничего общего с правильным пониманием уголовного законодательства не имеют.
В ходе заседания по делу Дениса Синякова защита говорила о том, что он на судне "Арктик Санрайз" выполнял только обязанности фотографа. У следствия не оказалось доказательств того, что Денис непосредственно принимал участие в акции экологов. Его тоже попросили отпустить под залог, и, хотя следствие высказалось категорически против, судья постановила выпустить фотографа под залог.
Также было принято решение отпустить под залог активиста "Гринпис" Андрея Аллахвердова.
Между тем, в Приморском районном суде в заседании по продлению меры пресечения для активистки "Гринпис" из Бразилии Аны Паулы объявлен перерыв до вторника, до 11 часов утра. В ходе 8-часового заседания помощник прокурора высказался за то, чтобы отпустить активистку под залог 2 миллиона рублей, хотя следствие ходатайствовало о продлении ареста еще на 3 месяца.
Источник: svoboda.org