Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Скоротечный русский марш

urusi

Кполудню у начала улицы Перерва в московском районе Люблино, где последние годы (кроме 2012-го, когда акция состоялась в центре Москвы) шествуют и митингуют российские националисты, собралось меньше ста человек. Проходить за рамки металлоискателей на территорию, огороженную для "Русского марша", никто не торопился – официально начало шествия было запланировано на 2 часа дня. На обочине соседней улицы припарковался десяток военных "Уралов", в которых привезли для обеспечения порядка солдат внутренних войск. Их построили вдоль ограждений, которыми была перекрыта с обеих сторон предназначенная для шествия территория. Число полицейских сравнялось с числом собравшихся лишь через полчаса, а к часу дня последних стало значительно больше – но не настолько, чтобы заполнить собой хотя бы сто метров огороженной улицы. 

После погрома в Бирюлеве очередной "Русский марш" мог похвастаться повышенным вниманием прессы – сложно назвать крупное российское или зарубежное средство массовой информации, представителей которого не было бы сегодня в Люблино. А вот найти людей, которые пришли на "Русский марш" впервые, было сложнее. На акцию собирался ее привычный контингент – футбольные фанаты, пожилые коммунисты с традиционными антиправительственными плакатами без всякой националистической подоплеки. Исключение - впервые организованно принявшие участие в марше лимоновцы. Один из людей, пришедших на "Русский марш" впервые, нашелся сам: мужчина средних лет выискивал в толпе журналистов, чтобы поведать им свою историю. Чаша терпения этого человека переполнилась после того, как его жену якобы избил сосед-дагестанец. Дело рассматривает мировой суд. "Что же мне делать?" – спрашивал он у всех подряд, словно ситуация была критической и требовала немедленного вмешательства здесь и сейчас.

Вначале была тишина. Удивительно, но пронзительная тишина, нарушаемая лишь карканьем ворон, сохранялась почти до самого начала шествия – все то время, что участники марша формировали колонны. Лишь тогда, когда этот процесс закончился, в дело пошли кричалки. Такие, которые можно услышать и на футбольных матчах ("Только Россия, только победа!") и на "белоленточных" митингах – "Пока мы едины, мы непобедимы!". Об объединяющей собравшихся идеологии свидетельствовали более редкие выкрики "России – русскую власть" и несколько других, привести текст которых можно лишь с отточиями вместо нецензурной брани.

Нынешний "Русский марш" интриговал двумя вопросами. Первый – станет ли он более многочисленным на фоне усилившейся националистической риторики. Примут ли в нем участие новые сторонники националистической идеи, разбуженные погромами и речами политиков? Ответ – отрицательный. По самым оптимистичным для организаторов подсчетам, на акцию собралось не более 5-6 тысяч человек. Среди которых сложно было найти семьи с детьми, тех, кого сами националисты называют "простыми жителями московских окраин, уставшими от засилья мигрантов" и за чей счет аудитория марша могла бы вырасти. Один из организаторов акции, глава объединения "Русские" Дмитрий Демушкин поначалу отказывался отвечать журналистам на вопрос о числе собравшихся ("вечером подсчитаем и расскажем"), однако позже все-таки назвал явно завышенную цифру в 20 тысяч человек (заявка была согласована на 15 тысяч).

Вторым вопросом было участие в "Русском марше"Алексея Навального, активно использовавшего антимигрантскую и националистическую риторику во время недавней кампании по выборам мэра Москвы. Ответ был получен от самого Навального еще накануне марша. Он написал в своем блоге, что не придет на "Русский марш" из-за опасений быть сфотографированным на фоне специально подосланных "зигующих школьников", с последующим использованием этих материалов госпропагандой. Впрочем, в конце своей "объяснительной" Навальный призывал прийти на марш своих сторонников. Вот только найти таковых мне не удалось: все, с кем я говорил на "Русском марше", не стесняясь выражали свое негативное отношение к Навальному, а его отказ прийти на "Русский марш" объясняли боязнью быть освистанным. От одного из организаторов марша в довелось услышать мнение, что Навальный совершил большую ошибку, попытавшись сохранить баланс между поддерживающими его группами: "Либо ты с нами, либо нет. Вот и все". Надо напомнить, что и у либералов Навальный отказом прийти на "Русский марш" поддержки не нашел. Одной из самых обсуждаемых в интернете тем стал пост в фейсбуке писателя Бориса Акунина, активно поддерживавшего Навального, а теперь разочаровавшегося в нем из-за призыва участвовать в "Русском марше". Складывается ощущение, что Навальный "завис" между двумя группами тех, кого он считает своими сторонниками. Нельзя, однако, забывать, что в свободе своих действий политик крайне ограничен – совпадение или нет, но именно на прошлой неделе, за 6 дней до "Русского марша" Следственный комитет предъявил Алексею Навальному и его брату Олегу окончательное обвинение по так называемому "почтовому делу" – в мошенничестве и легализации незаконно полученных денежных средств. Для старшего из братьев после условного срока по делу "Кировлеса" любой обвинительный приговор по "делу Ив-Роше" будет означать тюремное заключение.

Около половины второго закончилось формирование колонн участников шествия, в рациях сотрудников полиции все чаще звучало "ждем команды на окончание запуска". Собравшиеся на "Русский марш" растянулись на половину улицы Перерва, но стояли тесными группами, между которыми было довольно много пространства. Дмитрий Демушкин и Александр Белов (бывший лидер Движения против нелегальной миграции) по десятому разу рассказывали новым и новым группам журналистов про требование убрать из российских городов мигрантов, девочка дошкольного возраста размахивала черно-желто-белым стягом, слонявшиеся без дела демонстранты выискивали взглядом того же Демушкина и других известных лидеров националистов, чтобы сделать групповые фотографии. В толпе можно было заметить байкеров, казаков, нашлось место даже баннеру "Руки прочь от Российской академии наук". Не было лишь тех самых "простых русских семей с детьми". Кто-то выстрелил в воздух из сигнальной ракетницы, кто-то на радость собравшимся фотографам начал вскидывать руки в нацистском приветствии, барабанщики одной из футбольных фанатских группировок начали отстукивать дробь, в такт которой переминал ноги молодой человек, державший древко с изображением в нимбе святого певца Игоря Талькова.

Шествие началось по расписанию, в два часа, но вместе с ним начался и сильный дождь. Вскоре после полиция атаковала одну из групп участников марша - то ли за слишком откровенные нацистские скандирования, то ли за что-то еще. Атакованные расцепили заграждения и скрылись во дворах, правда, уйти удалось не всем – около 30 участников "прорыва" были задержаны полицией.

Остальные участники "Русского марша", дойдя до сцены и узнав, что запланированный митинг из-за непогоды отменяется, разошлись кто куда. Около тысячи человек плюнули на дождь, который к тому моменту стал практически ливнем, и остались послушать выступление группы "Коловрат". И лишь кто-то, не унывая, скандировал в мегафон: "Сегодня русский марш – завтра революция".

Помимо "Русского марша" в районе Люблино, в понедельник в Москве прошел еще один "Русский марш" – на северо-западе столицы, в районе метро "Октябрьское поле". Его организатором выступила так называемая "Русская коалиция действия", а участие в нем приняли разного рода общественные и политические организации, по тем или иным причинам не пожелавшие участвовать в люблинской акции.

"Русский марш" 4 ноября прошел не только в Москве, но и в других городах России: в Астрахани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Сыктывкаре, Уфе, Туле. 
 
В Санкт-Петербурге около тысячи участников согласованного "Патриотического марша" прошли от метро "Горьковская" до Марсова поля, где устроили митинг, потребовав визового режима со странами Средней Азии и признания русских "народообразующей нацией России". Националисты планировали также несанкционированный марш от БКЗ "Октябрьский", но передумали, о чем узнали не все потенциальные участники: около 40 человек пришли на место сбора и были задержаны. Еще одну – танцевальную – акцию собирались утроить на Дворцовой площади, но ее организатора Максима Калиниченко задержали у метро, а 30 человек, начавших танцы под магнитофон, задержал ОМОН.

В Хабаровске на "Русский марш" пришло около сотни человек – обычно акции такого рода привлекали не более десятка-двух радикально настроенных молодых людей. Несколько дней назад в соцсетях появилась информация о том, что полиция задержала главного организатора мероприятия – лидера движения "Русские в Хабаровске" Илью Ермолаева. Как сообщается, причина ареста – неоплаченные штрафы. 4 ноября участники "марша" сообщили о том, что задержаны еще двое организаторов акции, а без их личного присутствия мероприятие провести невозможно. Но акция все равно состоялась: участники прошли по запланированному маршруту со свернутыми знаменами.

Акция в Хабаровске прошла мирно, несмотря на несколько небольших провокаций со стороны участников шествия.

Глава регионального отделения партии "Родная страна" в Хабаровске Евгений Афанасьевсчитает, что "Русский марш"– это, скорее, выражение недовольства социальной ситуацией в целом, а не именно миграционным вопросом:

В Краснодаре "Русский марш" был несогласованным. Сначала акция планировалась в центре города, около торгового комплекса "Галерея".

Но перед самым началом организаторы перенесли ее в Чистяковскую рощу. Однако митинговая площадка оказалась занята мероприятием ЛДПР. Не послушав призывов полиции разойтись, участники "Русского марша" двинулись по роще, к памятнику краснодарцам – жертвам фашистского террора. Разворачивать флаги и выступать полиция запретила. Затем участники разбились на группы, вступая в идеологические споры с полицейскими. Мирослав Валькович – известный кубанский националист и постоянный участник подобных акций – считает, что на акцию в Краснодаре вышло около тысячи человек.

Как пояснил Валькович, по итогам акции кубанскому губернатору, краснодарскому мэру и начальнику краевого МВД направлены письма с требованиями, в частности, – создать при полиции отдел по борьбе с этнической преступностью, создать рабочую группу из националистов, полиции, национальных диаспор по разрешению межнациональных конфликтов. Помимо этого, участники "Русского марша" требуют инициировать в кубанском Законодательном собрании рассмотрение вопроса о визовом режиме со странами Средней Азии и Закавказья, принять план поквартального отказа от среднеазиатской рабочей силы в Краснодарском крае.

А вот как жители Краснодара относятся к "Русскому маршу":

В Иркутске в День народного единства общественность разделилась. Одна часть жителей отметила праздник Народным хороводом, другая – "Русским маршем", третья – антифашистским митингом. Первые два мероприятия уже стали традиционными для Иркутска, а митинг против национализма и ксенофобии в городе прошел впервые. Его провели местные анархисты и антифашисты. Главным лозунгом для своей акции протеста они выбрали фразу "Мы все мигранты". Во время митинга иркутские анархисты и антифашисты скандировали: "Наше отечество – все человечество!", "Трудящиеся – едины!". В акции приняли участие 25 человек.

Один из участников акции Игорь Огородников говорит: "Вопросы национализма в стране становятся все более острыми. Сама риторика выходит на какой-то более высокий уровень. Нет смысла просто молчать, поэтому в этот раз мы решили сделать акцию публичной".

Сам "Русский марш", организованный активистами "Евразийского союза молодежи" и общественной организации "Взаимодействие", тоже прошел традиционно спокойно. Лозунги были те же, что и на предыдущих маршах: "Слава империи! Русский, вставай!", "Русский порядок на русской земле!", "Трезвость, порядок, здоровый образ жизни!".

Участники марша колонной прошли по центральным улицам города от Дворца спорта до памятника императору Александру III. Около памятника состоялся митинг. В этом году в марше участвовали около двухсот иркутян, что меньше, чем в 2012.

В Кирове "Русский марш" был организован региональным отделением ДПНИ. На это раз в шествии приняли участие около сотни человек. В основном это были молодые люди: от 14 до 30 лет. У многих лица были скрыты под масками и балаклавами. Колонна прошла по центру города, скандируя: «Россия для русских!», «России - русскую власть!» «Русские выбирают свободу!». Полиция не препятствовала шествию, но чтобы принять в нем участие нужно было предварительно пройти сквозь рамки металлоискателя. Полиция досматривала всех и останавливала несовершеннолетних и нетрезвых. Первый раз в Кирове во время массовой акции были приняты столь серьезные меры безопасности. Многие граждане увидев полицию с металлоискателем, разворачивались и уходили, не желая подвергаться досмотру. Шествие также покинули представители регионального отделения Национально-Демократической Партии, которым организаторы акции не позволили использовать партийную символику.

svoboda.org