ВМоскве оппозиция организовала в воскресенье марш в поддержку обвиняемых по так называемому "болотному делу" и других политзаключенных. Организаторами акции выступили "Комитет протестных действий" и "Комитет 6 мая". На этой неделе власти согласовали с оппозицией шествие с числом участников до 20 тысяч. Маршрут шествия – от Пушкинской площади по бульварам до Тургеневской площади.
Участникам сегодняшней акции потребовалось чуть больше часа, чтобы пройти отведенный им маршрут - по бульварам от метро «Пушкинская» до Сретенского бульвара. У метро «Тургеневская» в конце Сретенского бульвара шествие завершилось. Что касается численности, здесь есть разные мнения. Люди шли по двум сторонам Бульварного кольца и, как правило, с одной стороны идут либералы, демократы, с другой стороны более левые политические силы, в частности, «Левый фронт» Сергея Удальцова. Левых сегодня было очень мало. Им полиция дала численность около тысячи человек. Что касается другой, большей части, там полиция дает до 5 тысяч человек, то есть в сумме 6 тысяч. Что касается организаторов, то у них немного другие данные. Скажем, один из них Александр Рыклин сказал, что было до 20 тысяч человек, то есть до той максимальной численности, которая была заявлена. В принципе все прошло достаточно спокойно. Сам марш достаточно тихий. Люди шли, скандировали лозунги, но никаких чрезвычайных ситуаций, эксцессов, по крайней мере, я не заметил. Главное требование сегодняшнего марша — это свобода всем политзаключенным, которые сейчас находятся за решеткой. Это основное требование марша. Люди скандировали поименно, для кого они требуют свободы. Как правило, традиционные для таких маршей лозунги: «Правительство в отставку», «Путина в отставку», «Мы здесь власть». Лозунги, которые всегда на оппозиционных маршах звучат достаточно часто. Количество участников таких акций сократилось по сравнению с прежними манифестациями. Год назад, когда была "прогулка" с поэтами и писателями по такому же маршруту, людей было гораздо больше.
Оппозиционный лидер Алексей Навальный, участвовавший в акции, заявил:
- Сегодня мы идем на марш в защиту политзаключенных, и это одна из задач протестного движения развивать общественное давление с достаточной интенсивностью для того, чтобы политзаключенных всех без исключения и в первую очередь тех, кто сидит по «болотному делу», немедленно освободили. Мы знаем, что сейчас рассматривается проект амнистии, есть несколько разных проектов с разных сторон. Наша задача — давить на власть для того, чтобы в проект амнистии было включена амнистия для «болотного дела» и остальных политзаключенных. Мы знаем, что существует много желающих выкинуть их из проекта амнистии. Задача очень практическая, утилитарная — как можно больше людей в России должны знать про «болотное дело». Например, уже сейчас больше половины граждан России знает про это дело и больше половины тех, кто знает, понимает, что эти люди незаконно сидят за решеткой. Но нужно, чтобы их было больше. За эти два года были попытки найти правильный формат действий. Мы видим с одной стороны системную оппозицию, которую многие с трудом и оппозицией могут назвать, с другой стороны мы видим большое количество разрозненных и зачастую враждебных друг другом движений. В течение этих двух лет шел достаточно естественный процесс и ожидаемый процесс во многих странах, когда разрозненная оппозиция пыталась находить форматы, как друг с другом взаимодействовать. Вот это было успешно и выборы в Координационный совет был успешный проект. Мы видели, что власть точно так же вырабатывает свое отношение к протестному движению и вырабатывает механизм, каким образом удушить, в первую очередь репрессивный механизм, почему мы здесь сегодня. Вот эта бесконечная оппозиционная борьба, которая достаточно утомительна, и я отлично понимаю тех людей, которые говорят: мы два года протестуем, а почему Путина до сих пор не свергли? Нужно понимать, что такого наивного подхода быть не может, это долгий процесс. Конечно, когда у меня после декабрьских выступлений 2011 года спрашивали, сколько еще проживет режим Путина, я тоже говорил — полтора года. Всем хотелось и казалось, тогда было общественное настроение такое, что режим Путина проживет не более полутора лет. Правда оказалась такой, что нам необходимо готовиться к более длительной борьбе, более напряженной, более интеллектуальной, организационной по-другому.
Лидер "Яблока" Сергей Митрохин сказал:
- Мы пришли сегодня поддержать всех российских политзаключенных, их стало очень много, их количество растет в геометрической прогрессии. В первую очередь, конечно, мы сегодня поддерживаем «узников Болотной», людей посадили неизвестно за что, методом случайной выборки. Их определили и в порядке административной показательной жестокости хотят наказать, чтобы другим неповадно было. Еще была непонятная история с узниками «Гринпис» и продолжается. Это не только российские граждане, но и иностранцы, которые защищали Арктику от загрязнений компании «Газпром», их тоже. В лучшем случае они заслужили срок 15 суток, из них хотят сделать очередных жертв политических репрессий опять-таки, чтобы кому-то показать кулак или кузькину мать. В результате они в полном смысле являются политзаключенными, мы их тоже сегодня поддерживаем. Я с собой ношу кораблик, который «Гринпис» делает символом требований их освобождения. Мы выступаем за то, чтобы в стране было правовое государство, право, суд. Если бы в стране был бы нормальный суд, не было бы политзаключенных.
"Болотное дело" связано с беспорядками на Болотной площади в Москве в мае 2012 года, когда согласованная с властями оппозиционная акция переросла в столкновения с полицией. Оппозиционеры считают дело сфабрикованным по политическим мотивам. Как отмечается на сайте "Комитета 6 мая", под следствием сейчас 25 человек, двое осуждены. 17 из числа обвиняемых в тюрьмах, трое – под домашним арестом.
svoboda.org